Суббота, 18.05.2024, 18:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 3. Основные тенденции информатизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса

ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО ПОДХОДА СПО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

УДК 371

 

Смагина Ирина Николаевна,

преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, Ливны

 

ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО ПОДХОДА СПО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

 

Аннотация: Критический анализ форс-мажорного опыта дистанционного обучения (март-май 2020 г.) в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования (СПО) показал актуальность разработки научно-методического, кадрового и программного обеспечения новых форм обучения.

Ключевые слова: Дистанционный режим работы, пандемия, СПО, формы обучения.

 

 

Smagina Irina Nikolaevna,

teacher,

Livensky branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Livny

 

THE POTENTIAL OF THE NETWORK APPROACH IN THE PANDEMIC

 

Abstract: A critical analysis of the force majeure experience of distance learning (March-May 2020) in professional educational organizations of secondary vocational education (SVE) showed the relevance of developing scientific, methodological, personnel and software for new forms of education.

Key words: Remote operation, pandemic, open source software, forms of education.

 

Введение. Потенциал сетевого подхода создает возможность конструирования сетевых коммуникаций между различными субъектами образовательной деятельности в соответствии с принципами сетевых профессионально-педагогических отношений. Инструменты конструирования сетевых коммуникаций должны отвечать на вопросы, кто и как будет учить и воспитывать в условиях сетевого образовательного процесса в российских СПО. Востребованность сетевого подхода в условиях пандемии, как инструмента «мягкой силы», позволяет обеспечить переход от традиционного понимания образовательного уровня СПО к пониманию стратегической культуры качества сетевого персонализированного профессионального образования.

Сетевая образовательная среда не только проектирует разделение педагогического труда на новые специализации, но и позволяет педагогу СПО выстраивать новые междисциплинарные и межкультурные связи. Такая среда позволяет концентрировать и координировать ресурсы для обеспечения качества профессиональных квалификаций обучающихся.

Научная новизна сетевого подхода создает возможность констру­ирования сетевых коммуникаций между различными субъектами об­разовательной деятельности в соответствии с принципами сетевых профессионально-педагогических отношений и инструментами конструирования сетевых коммуникаций, которые должны отвечать на вопрос, кто и как будет учить и воспитывать в условиях сетевого образовательного процесса в российских СПО в условиях пандемии.

Методология и методы исследования. Содержание статьи основано на теоретико-методологических конструктах, характерных для сетевого подхода, реализуемого в деятельности в условиях регионального образовательного комплекса-колледжа. Потенциал сетевого подхода и сетевой теории создает возможность конструирования таких новых инструментов, как принципы сетевых отношений, инструменты управления рисками перехода СПО к сетевым коммуникациям, классификатор комбинирования форм сетевого профессионального образования / обучения и воспитания.

Приоритет сетевых форм, сетевых методов и технологий профессио­нального образования / обучения и воспитания реализуется на основе следующих принципов:

а)      принцип сетевого сотрудничества между различными субъектами образовательного процесса реализуется с целью трансформации традиционных профессиональных функций квалифицированного рабочего (специалиста) в персонализированный набор профессиональных компетенций. Принцип сетевого сотрудничества управляет потоками обучающихся, повышает доступность и открывает новые возможности для выбора профессиональной карьеры обучающимися. Примеры успешной карьеры студентов старших курсов колледжа повышают мотивацию у других обучающихся к выбору специальности и вида профессиональной деятельности;

б)      принцип персонализации профессионального обучения / воспита­ния предполагает эволюционный переход от единых (стандартизированных) учебных планов и программ к проектированию сетевых персонализированных модулей обучения. Их комбинирование осуществляется:

- по практико-ориентированности модуля и содержания программно-методического обеспечения;

- по темпу освоения модуля образовательной программы;

- по составу сетевой группы;

- по образовательным потребностям и психолого-медицинским осо­бенностям (для взрослых, лиц с ОВЗ и др.);

в)      принцип многообразия сетевых форм, сетевых методов и их ком­бинирования для динамичного перехода от групповой к персонализированной учебно-профессиональной деятельности и обратно. Сетевые формы обучения обеспечивают актуальность индивидуальных квалификаций.

С помощью решения профессиональных задач происходит форми­рование профессиональных квалификаций обучающегося.

г)       принцип полисубъектности оценивания результатов профессио­нального образования / обучения и воспитания, при котором традиционный преподаватель образовательной организации уже не обладает монополией на оценку образовательных результатов обучающегося. Результаты одного обучающегося уже не сравниваются с результатами другого обучающегося. Стандартом оценивания обучения в сети становятся результаты, а не показатели. Оценивание — это процесс проверки того, смог ли обучающийся добиться определенных результатов для принятия решения о присвоении квалификации. Подчеркнем, что это итоговое оценивание. Оно должно быть независимым и объективным, что достигается участием многих субъектов.

Принцип реализуется с участием следующих субъектов:

- экспертная оценка специалистов определенной квалификации;

- компьютеризированная форма «цифрового следа» персональных учебных и профессиональных результатов обучения;

- мониторинг оценки качества процесса и качества результатов профессионального обучения региональной системы СПО;

д)      принцип сетевой конкуренции, который развивает ценности профессиональной карьеры. Постоянное усовершенствование набора компетенций связано с изучением требований рынка труда. Принцип сетевой конкуренции обеспечивает непрерывное улучшение цикла культуры качества результатов обучения: планирование (1 этап); внедрение (2 этап); оценка (3 этап); анализ (4 этап). Конечным результатом обеспечения качества является квалификация, которая вызывает доверие. Для того чтобы создать такое доверие, необходимо время. В ходе исследования нами была разработана модель сетевой образовательной программы профессиональных образовательных организациях СПО, которая представлена на рисунке 1.

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования / обучения / воспитания отвечает требованиям роста технологизации всех видов деятельности. Научные рекомендации все больше переключаются на технологическое совершенствование практики педагогической деятельности в условиях пандемии. Тренд роста востребованности различных технологий не только диверсифицирует традиционные педагогические функции, но и представляет их в виде феномена ценностей профессиональной квалификации:

- педагог-методист — ценностной характеристикой которого является методическая деятельность, понятная для всех субъектов;

- педагог-практик (сетевой педагог) — ценностной характеристикой которого является развитие различных форматов преподавательской деятельности в условиях сетевого обучения;

- педагог — сетевой психолог — ценностной характеристикой которого является психологическая деятельность по развитию сетевого партнерства;

- педагог-эксперт — специалист по разработке контрольно-измерительных материалов, который проводит мониторинг качества образовательных достижений разновозрастных групп обучающихся.

Рисунок 1 - Модель сетевой образовательной программы СПО

Первый этап исследования на основе критического анализа пилотной практики позволил определить для апробации в СПО базовый макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя в крупной образовательной организации. В макете представлены шесть видов профессионально-сетевой деятельности:

- управление качеством сетевой образовательной программы;

- собственно преподавательская деятельность сетевого преподавателя;

- воспитательная деятельность по «сетевой социализации» субъектов и сетевому партнерству;

- психолого-педагогическая деятельность в сетевом образовательном процессе;

- технологическая деятельность по освоению, продвижению цифровых (сетевых) технологий для групп в СПО. Технические регламенты, по моему мнению, должны регулировать оснащение учебных кабинетов и, в том числе, требования к проведению лабораторных и учебно-практических работ с участием обучающихся СПО.

Обобщенные трудовые функции сетевого преподавателя СПО были определены через решение профессионально значимых задач. Такие задачи проектируются и реализуются уже в Ливенском филиале ОГУ имени И.С. Тургенева преподавателями СПО.

Квалификация современных преподавателей СПО позволяет им выполнять, как правило, несколько видов деятельности одновременно, в том числе на основе совмещения. Педагогическая деятельность не пропадает, но балансы функций меняются. Моделирование деятельности сетевого преподавателя в русле сетевого подхода позволяет преодолевать его профессиональное одиночество за счет потенциала вертикальных и горизонтальных, формальных и неформальных связей и отношений. Второй аспект — преподавательская деятельность в сети становится интеллектуально более простой за счет ее технологизации. Однако только практика СПО покажет, как динамично и с каким качеством процесс диверсификации функций профессионально-сетевой деятельности будет осуществляться в дальнейшем.

Заключение. Сетевой подход является не только междисциплинарным основанием становления нового феномена сетевого профессионального образования с использованием сетевых ресурсов образовательных организаций СПО, но и механизмом продвижения прикладных ценностей как этических норм сетевой профессионально-педагогической деятельности, сетевой социализации, сетевого поведения и социального взаимодействия различных субъектов в сети.

 

 

Список литературы:

 

  1. Атлас новых профессий 2.0 / под ред. Лукши П. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2018. 288 с.
  2. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Наука и профессиональное образование. К 70-летию РАО: коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. М.: Экон-Информ, 2019. С. 160-178.
  3. Ломакина Т. Ю., Бычков А. В., Аксенова М. А. и др. Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты // Среднее профессиональное образование. 2019. № 2. С. 5-11.
  4. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы органи­заций и сообществ: практико-ориентированная монография. М.: Руслайн, 2018. 260 с.
  5. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н., Маркелова Ю. В. Тенденция развития профессионального образования и обучения: контекст ЕС // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 113-121.
Категория: 3. Основные тенденции информатизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика