Суббота, 18.05.2024, 20:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 3. Основные тенденции информатизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса

К ВОПРОСУ  ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

 

Брусова Вера Ивановна,

кандидат технических наук, доцент,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Ливны

 

К ВОПРОСУ  ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: рассматриваются вопросы информатизации при изучении  дисциплины математика.

Ключевые слова: математика, информационные технологии.

 

 

Brusova Vera Ivanovna,

candidate of technical Sciences,

associate Professor,

Livensky branch of OSUnamed after I. S. Turgenev,

Russia, Livny

 

ON THE ISSUE OF INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE MATHEMATICS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

 

Abstract: the questions of Informatization in the study of the discipline mathematics are considered.

Key words: mathematics, information technology.

 

При составлении рабочих программ учебных дисциплин преподаватель руководствуется требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения образовательных программ. В результате освоения учебных дисциплин должны быть сформированы компетенции выпускника, одной из которых является использование информационных технологий в профессиональной деятельности.

В [1], [2] рассматривались вопросы применения информационных технологий при изучении  дисциплин математического цикла, подчеркивая, что  грамотное использование информационных технологий позволяет студентам в отведённое ФГОС время овладеть определенным объёмом знаний, умений и сформировать у студентов необходимый уровень компетенций. Широкие возможности представления информации на компьютере создают возможность для повышения интенсивности процесса обучения; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии создают необходимый уровень вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Раздел Математическая статистика учебной дисциплины Математика направлен на формирование у будущих специалистов базовых знаний, необходимых для применения стандартных методов и моделей к решению вероятностных и статистических задач.

При решении статистических задач студенты должны уметь пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками; применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа

Рассмотрим использование программного продукта Exsel при выполнении практических заданий (кейс заданий).

Задание Путем опроса получены следующие данные:

2 2 1 3 4 2 1 1 3 3          4 3 2 4 2 1 4 3 1 4                  0 4 2 3 4 3 7 1 3 3

3 4 3 2 1 2 3 3 1 5          3 0 2 1 2 3 0 0 3 6                  2 4 3 4 2 4 1 2 0 3

а) Составить статистическое распределение выборки.

б) Построить полигон частот.

в) Составить ряд распределения относительных частот.

г) Найти основные числовые характеристики вариационного ряда  выборочное среднее ;  выборочную дисперсию D(X); выборочное среднее квадратическое отклонение ; коэффициент вариации V.

Решение. а) Отсортируем данные опроса по величине, расположим их в порядке возрастания и составим статистическое распределение выборки

 

xi

0

1

2

3

4

5

6

7

ni

5

10

13

18

11

1

1

1

 

б) Для изображения полигона частот вариационного ряда с помощью Excel используется команда Вставка => Диаграммы, где выбирается тип диаграммы (Точечная) и данные (Диапазон данных для диаграммы)

 

Рисунок 1 -  Полигон частот

в) Относительные (, где , где m – число различных значений признака X) и накопленные частоты вычислим с помощью Excel.

 

Рисунок 2 - Вычисление относительных частот

 

Результаты вычислений представлены в таблице

г)  Cоставим расчетную таблицу с помощью Excel

 

xi

ni

0

5

0

32,0045

1

10

10

23,409

2

13

26

3,6517

3

18

54

3,9762

4

11

44

23,7699

5

1

5

6,1009

6

1

6

12,0409

7

1

7

19,9809

Сумма

60

152

124,934

Cреднее

 

2,53

2,08

Используя суммы, полученные в табл., найдем основные числовые характеристики вариационного ряда:

- выборочную среднюю 2,53,

- выборочную дисперсию 2,08,

- выборочное среднее квадратическое отклонение 1,44,

- коэффициент вариации 56,92%. 

Смысл полученных результатов заключается в том, что величина 2,53 характеризует среднее значение признака X, то есть среднее значение составило 2,53. Среднее квадратическое отклонение  описывает абсолютный разброс значений показателя X и в данном случае составляет 1,44. Коэффициент вариации V характеризует относительную изменчивость показателя X, то есть относительный разброс вокруг его среднего значения , и в данном случае составляет =56,92%.

Если статистические данные представить в виде вариационного ряда, то для нахождения основных числовых характеристик можно воспользоваться встроенными статистическими функциями. 

 

Рисунок 3 - Вычисление выборочного среднего

 

Рисунок 4 - Вычисление выборочной дисперсии

Рисунок 5 - Вычисление выборочного среднего квадратического отклонения

 

Таким образом, умение пользоваться расчетными формулами, формулами  статистического анализа, построением графиков с помощью ППП  Microsoft Excel дает возможность повысить наглядность представления информации, точность и скорость расчетов. Студенты овладевают компьютерной грамотностью, позволяющей при изучении дисциплин профессионального цикла решать специальные задачи без использования сложного математического аппарата.

 

 

Список литературы:

 

1 Brusova, V.I. Application of information technologies in the study of mathematical disciplines / V.I.  Brusova // Design and technological quality assurance of machine-building products: materials of the II regional scientific and practical conference (2-3 december's 2014, Livny, Livensky branch of the State University- UNPC). – Orel: State University-UNPC, 2015. - Р.230-232.

2 Brusova, V.I. The problem of Informatization of the educational process in the study of mathematical disciplines / V.I.  Brusova // Ensuring the quality of professional education as the main factor in training a competitive specialist: materials of the regional scientific and practical Internet conference (15 december's 2017,  Livny). – Eagle: OSU named after I. S. Turgenev, 2018. – Р. 220-222

 

 

 

Категория: 3. Основные тенденции информатизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 157 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика