Суббота, 18.05.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста.

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ПОДАЧИ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

УДК 378.147.31

 

Кузин Виталий Владимирович,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ПОДАЧИ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

 

Аннотация: в данной статье представлены некоторые нетрадиционные виды подачи лекционного материала, описаны особенности их организации и проведения

Ключевые слова: нетрадиционные виды подачи лекционного материала, проблемная лекция, лекция-консультация, лекция-провокация, лекция с обратной связью

 

 

Kuzin Vitaly Vladimirovich,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

ORGANIZATION OF NON-TRADITIONAL TYPES OF PRESENTATION OF LECTURE MATERIAL

 

Abstract: this article presents some non-traditional types of presentation of lecture material, describes the features of their organization and conduct

Key words: non-traditional types of presentation of lecture material, problem lecture, consultation lecture, provocation lecture, feedback lecture

 

При традиционных методах обучения основной проблемой является пассивность обучающихся. Как правило, такие традиционные лекционные занятия отличаются высокой односторонней активностью преподавателей, а роль обучающихся сводится лишь к усвоению выданной информации. Для того чтобы активизировать студентов на занятиях, в последнее время все больше и больше внедряются различные нетрадиционные методы подачи лекционного материала. Основными видами таких методов являются: проблемные лекции, лекции-консультации, лекции вдвоем, лекции-беседы, дискуссионные лекции, лекции-исследования, лекции-провокации, лекции с обратной связью, визуальные лекции и многие другие [1].

Разберем некоторые из перечисленных видов, рассмотрим их особенности.

Проблемная лекция

Если основу традиционной лекции составляют разъяснение, описание, иллюстрации, рассмотрение примеров, то проблемной – научный анализ и поиск истинного умозаключения. На проблемных лекциях последовательно моделируются проблемные ситуации, касающиеся изучаемой дисциплины. Рассмотрение таких ситуаций начинается с постановки проблемных вопросов и задач. В целом проблемную ситуацию можно охарактеризовать как сложную противоречивую обстановку, созданную на занятии путем постановки вводных вопросов. Для ее правильной оценки и постепенного разрешения со стороны обучающихся требуется активная познавательная деятельность, направленная на устранение возникающих противоречий.

Стоит уточнить понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача». Проблемные вопросы строятся на диалектическом противоречии, т.е. суть состоит в том, что противоречие – это главный движущий принцип развития и получения знаний. Для ответов на проблемные вопросы не нужно воспроизводить полученные знания, а нужно их применять, размышлять, сравнивать, проводить всесторонний анализ и в конечном итоге приобретать новые знания. Для решения проблемной задачи, в отличие от проблемного вопроса, дается еще и дополнительная информация, а могут и некоторые пути поиска ее решений. Граница между проблемными вопросами и задачами условная, некоторые вопросы перерастают в задачи, а задачи могут делиться на отдельные вопросы [1].

Характер затронутых проблем, их сложность подбирается преподавателем в зависимости от уровня подготовки учебной группы. Контрольно-регулирующую функцию при решении проблемной ситуации на себя берет преподаватель, он при помощи слушателей озвучивает ответы на проблемные вопросы и дает решение проблемных задач. При этом очень важным в этом процессе является непрерывный обмен мнениями в аудитории. В конечном итоге преподаватель не только разрешает обозначенное противоречие, но и показывает методику решения, логический ход действий, демонстрирует приемы умственной деятельности, лежащие в основе познания сложных процессов и явлений.

При подготовке к проблемной лекции конечно требуется немало времени. Преподаватель предварительно должен отобрать учебный материал и сформировать определенный сценарий проведения лекции.

Можно выделить следующие этапы подготовки проблемной лекции:

- анализ материала и отбор наиболее важной его части, составляющей основу изучаемой дисциплины;

- обозначение наиболее важных проблем данной темы и формирование из них проблемных ситуаций, при этом их количество должно составлять от 3 до 5;

- составление методики решения выбранных проблемных ситуаций;

- включение материала предстоящей лекции в общую систему знаний по дисциплине, его методическое обеспечение;

- разработка методических приемов для активизации мышления и внимания аудитории, прогнозирование реакции слушателей;

- проигрывание лекции от начала до конца, корректировка ее отдельных этапов по времени;

- корректировка и оформление структуры проблемной лекции.

Таким образом, можно сказать, что основной задачей проблемной лекции является создание такой учебной обстановки, при которой обучающиеся готовы мыслить с преподавателем на одной волне, кроме того, они также вносят активный вклад в разрешение поставленных проблемных ситуаций.

Данный метод обучения приводит к следующим результатам:

- знания, полученные обучающимися, являются не просто информацией, а определенными их личными убеждениями и умозаключениями;

- знания, полученные активным путем, запоминаются лучше, их проще актуализировать, они могут переносится в самые разные ситуации;

- путем поиска решения различных проблемных ситуаций развивается интеллект обучающихся и гибкость их мышления;

- участие обучающихся в поиске решений повышает интерес к изучаемой теме, дисциплине в целом и к их будущей профессии.

Лекция-консультация

Данный вид лекционного занятия наиболее приемлем для изучения тем с практической направленностью. Существует множество форм лекций-консультаций, отметим некоторые из них.

1 вариант. Преподаватель начинает занятие со вступительной части, где заостряет внимание обучающихся на различных вопросах, связанных с практической реализацией изучаемой темы. После этого более 50% учебного времени обучающиеся задают вопросы, а преподаватель на них отвечает. В конце занятия можно провести небольшую дискуссию, завершающуюся заключительным словом преподавателя.

2 вариант. Преподаватель за несколько дней до занятия объявляет тему и собирает вопросы обучающихся. Первую половину лекционного занятия преподаватель посвящает ответам на эти вопросы, а вторую половину – ответам на возникшие дополнительные вопросы, обмену мнениями и завершает занятие своим заключительным словом.

3 вариант. Обучающиеся заранее получают материал для изучения новой темы. Этот материал имеет форму инструктивного методического руководства для практического использования. Обучающиеся изучают материал и готовят вопросы для преподавателя. Занятие проходит в форме ответов на заданные вопросы и свободного обсуждения. В заключении преподаватель подводит итоги и указывает на область практического применения данного материала [1].

Групповая лекция-консультация. На занятие приглашаются один или несколько высококвалифицированных специалистов в какой-либо области. Первая часть занятия проходит в форме сообщений приглашенных специалистов о передовых разработках в профессиональной сфере. Студенты могут заблаговременно получить различные материалы, касающиеся поднятых на занятии тем. Вторая часть занятия посвящена ответам на вопросы обучающихся со стороны приглашенных специалистов.

Запрограммированная лекция-консультация. Целью данной формы является более активное вовлечение студентов в обсуждение какой-либо проблемы. Преподаватель сам составляет вопросы, на которые студенты должны отвечать по ходу занятия. После того, как обучающиеся ответят на подготовленные вопросы, преподаватель проводит анализ и разбирает неправильные ответы. Такая форма лекции наиболее актуальна после проведения лекционного цикла, затрагивающего определенную проблему. Привлекая для ответов на вопросы собственный опыт и знания, обучающиеся показывают наиболее полное понимание поднятой темы и умение правильно применять полученные знания на практике.

Лекция пресс-конференция. Предназначена для установления уровня подготовки обучающихся и ликвидации пробелов в знаниях. При такой форме занятия преподаватель озвучивает тему, дает вводные пояснения и затем предлагает обучающимся подготовить ему письменные вопросы по данной теме. За 2-3 минуты студенты формулируют интересующие их вопросы и передают преподавателю. Получив вопросы, преподаватель сортирует их по содержанию и приступает к проведению занятия. Лекционный материал может излагаться как последовательная совокупность ответов на заданные вопросы или же как целостный текст, в процессе подачи которого преподаватель отвечает на вопросы. В заключении лекции преподаватель подводит итоги и анализирует вопросы. Эти вопросы служат своего рода индикатором интересов и уровня знаний обучающихся. Такой тип лекций целесообразно проводить в самом начале освоения раздела дисциплины, чтобы наиболее полно выявить потребности и круг интересов учебной группы, а также ее возможностей.

Стоит отметить, что любая форма лекции-консультации сильно зависит от уровня подготовки студентов. Чем больше задано вопросов и чем они содержательнее, тем интереснее будет проходить лекция-консультация. Несомненным достоинством такой формы лекции является приближенность содержания занятия к интересам обучающихся, учет индивидуальных особенностей каждого из них.

Лекция-провокация

Эта форма лекции активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает контролирующую функцию лекционных занятий.

Главной особенностью данной лекции является наличие ошибок в изучаемом материале. Во вступительной части преподаватель объявляет студентам тему занятия и сообщает о целенаправленных ошибках в материалах лекции. Число ошибок не ограничено, они могут относится к категориям логических, поведенческих, терминологических и т.д.

Все ошибки преподаватель заносит на отдельный плакат и поворачивает его обратной стороной к обучающимся. Студентам должно быть объявлено, что в конце занятия у них будет возможность сравнить свои ответы с занесенными на лицевую сторону плаката. В ходе занятия обучающиеся отмечают все выявленные ошибки в своем конспекте. Преподаватель за 15-20 минут до конца лекции проводит диагностику выявленных студентами ошибок и осуществляет их подробный анализ и обоснование. При этом необходимо выделять правильные ответы (подчеркивать, обводить) [2].

Лекция с заранее подготовленными ошибками развивает внимательность студентов при освоении нового материала. Стремление показать свою компетентность, интуицию вызывает у них соревновательный дух, в процессе чего они не только изучают новую тему и вникают во все ее детали, но и учатся правильно излагать свои мысли.

Лекция с обратной связью

Этот тип лекций особенно актуален в наши дни, когда приходится вести занятия в дистанционной форме. Проведение лекции с обратной связью предусматривает наличие компьютерных технологий в процессе обучения. Преподаватель в режиме видеоконференции выходит на связь со студентами и при помощи частного чата может получать от них ответы на поставленные вопросы.

Целесообразней задавать вопросы в начале и конце изучения каждого лекционного раздела. В первом случае проверяется уровень подготовки обучающихся, а во втором степень усвоения разобранного материала. Если на начальные вопросы раздела лекции студенты в большинстве своем отвечают верно, то преподаватель может ограничиться лишь краткими тезисами по этому разделу и перейти к следующему. В случае, если количество правильных ответов невысокое, преподаватель читает соответствующий раздел и после этого задает новые вопросы для диагностирования полученного на занятии уровня знаний. Если же и повторный опрос не привел к желаемым результатам, преподаватель возвращается к прочитанному разделу, при этом меняя методику подачи материала [1].

Рассмотренные виды нетрадиционной подачи лекционного материала, на мой взгляд, способны значительно повысить эффективность образовательного процесса в высших учебных заведениях. Выбор формы лекции будет зависеть от специфики изучаемой дисциплины, уровня подготовки обучающихся, их профессиональной ориентированности и многих других факторов. Данные формы лекций наиболее полно отвечают современным требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. Нетрадиционные формы лекций развивают у обучающихся гибкость мышления, адаптированность к меняющимся требованиям, расширяют кругозор при поиске решения комплексных задач их будущей профессиональной деятельности.

 

 

Список литературы:

 

1. Obraztsov, P. I. Osnovy professional'noy didaktiki. Uchebnoe posobie [Fundamentals of professional didactics. Textbook] / P. I. Obraztsov. – Orel : OOO «Gorizont», 2013. – 330 s.

2. Lupachev, V.G. Tekhnologiya izlozheniya lektsionnogo materiala: metodicheskoe posobie dlya slushateley kursov povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki prepodavatel'skikh kadrov [Technology of presentation of lecture material: a methodological guide for students of advanced training courses and retraining of teaching staff] / V. G. Lupachev, S. K. Pavlyuk, V. A. Sidorov. – Minsk : BNTU, 2012. – 59 s.

 

 

Категория: 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 223 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика