Воскресенье, 05.05.2024, 18:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста.

ОБУЧЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ ТЕКСТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УДК 80

 

Мельникова Юлия Александровна,

учитель,

ОГУ им. И. С. Тургенева» Гимназия №1,

Россия, Орёл

 

Обучение аналитическому чтению текста при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку

 

Аннотация: Целью нашего исследования было изучение действующих учебно-методических комплексов по русскому языку с точки зрения отражения в них вопросов, связанных с обучением пониманию прочитанного, а также выяснение того, на что следовало бы обратить внимание преподавателю при выполнении подобной работы с учащимися в рамках подготовки к итоговой государственной аттестации.

Ключевые слова: аналитическое чтение, обучение анализу текста, изложение, сочинение.

 

 

Melnikova Yulia Aleksandrovna,

teacher,

ОSU named after I.S. Turgenev, Gymnasium №1,

Russia, Orel

 

TRAINING IN ANALYTICAL READING OF THE TEXT IN PREPARATION FOR THE STATE FINAL CERTIFICATION IN RUSSIAN LANGUAGE

 

Abstract: Тhe purpose of our research was to study the existing educational and methodological complexes in the Russian language from the point of view of reflecting in them issues related to teaching reading comprehension, as well as to find out what the teacher should pay attention to when performing such work with students in preparation for the final state certification.

Keywords: analytical reading, text analysis training, presentation, composition.

 

Анализ программ по русскому языку показал, что в 9 классе у учащихся должны быть сформированы следующие умения:

-   чтение и анализ текста: осмысленно и бегло читать тексты, определять главную и новую информацию; определять тему и основную мысль текста; составлять простой и сложный план;

-  воспроизведение и создание текста: создавать устное и письменное высказывание; подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты; создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле; писать изложение (подробное и сжатое); писать изложение с элементами сочинения.

Умение создавать вторичные тексты (конспекты и тезисы) в соответствии с действующими программами формируются в 9 классе. По программе авторов Пичугова Ю.С., Еремеевой А.П., Купаловой А.Ю.  учащиеся тему «Конспекты и тезисы» изучают в 8 классе. Однако для формирования умения создавать конспекты и тезисы необходимо, чтобы у учащихся были сформированы базовые умения по чтению, анализу, воспроизведению и созданию текста, отмеченные во всех действующих программах по русскому языку.

Анализ программ основного общего образования по русскому языку показал, что уже в 5-9 классах учащиеся должны обладать следующими знаниями: прямое и переносное значение слова, антонимы, синонимы, ключевые слова; тема и основная мысль текста, план, полное и сжатое изложение, конспект, тезисы.

В проанализированных программах перечислены основные умения, которые у учащихся должны быть сформированы в 5-9 классах в рамках предмета русский язык:

  • определять тему и основную мысль текста;
  • создавать план (простой и сложный);
  • пересказывать тексты (устно);
  • писать изложения разных типов, писать конспекты и тезисы.

Мы проанализировали действующие учебники по русскому языку для средней школы следующих авторов:

  1. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др.;
    под ред. Пичугова Ю.С.
  2. Русский язык. Учебник для 9-го класса основной школы. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др.;
    под ред. Пичугова Ю.С.
  3. Русский язык: 8 класс. Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и  др.; под ред. Шмелева А.Д.
  4. Русский язык: 9 класс. Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и  др.; под ред. Шмелева А.Д.
  5. Русский язык: 8 класс. М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов (под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта).
  6. Русский язык: 9 класс. М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов (под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта).

Рассмотрим, какие задания по обучению созданию вторичных текстов предлагаются в учебнике «Русский язык» (Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др.; под ред. Пичугова Ю.С.) для 8-го класса. В данный учебник входит параграф «Речь. Научный стиль. Рассуждение с элементами повествования. Тезисы и конспекты. Доклад», где дается определение понятиям конспект и тезисы: «Тезисы - это кратко сформированные основные положения текста. Конспект - краткий, но связный и последовательный вариант текста» [Русский язык, 8 класс, 2017, 124].

Учебник включает задания следующих типов: 1) составление плана текста; 2) создание тезисов прочитанного текста; 3) создание конспекта прочитанного текста. Так, в упражнениях есть следующие задания [Русский язык, 8 класс, 2017].

В учебнике 9 класса «Русский язык» (Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др.; под ред. Пичугова Ю.С.) упражнений, формирующих умения создавать конспекты и тезисы, нет.

Учебники «Русский язык 8 класс» и «Русский язык 9 класс» (Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и  др.; под ред. Шмелева А.Д.) включают разделы, посвященные работе с текстом, большое внимание уделяется формированию умений создавать тексты разных стилей [Русский язык, 8 класс, 2018, 20-23]. В данные учебники включены следующие виды заданий:

1. Выделение в тексте абзацев.

2. Определение лексического значения слов, нахождение многозначных слов, синонимов, фразеологизмов в предложенном тексте.

  1. Определение темы и основной мысли текста.
  2. Составление плана текста.

В учебнике «Русский язык: 8 класс» М.М. Разумовской, СИ. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова (под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта) входит раздел «Речь». Этот раздел включает материал для углубленного изучения стилей и типов речи, учащиеся учатся создавать эссе, путевые заметки, рецензии, портретные очерки и др.

В данные учебники включены следующие виды заданий:

  1. Создание текста (репортажа, очерка, изложения и др.).
  2. Определение основной мысли текста, темы, композиции и др.
  3. Пересказ исходного текста (сжатый (полный), от 3-его лица).

Анализ учебников по русскому языку показал, что у школьников в 8

классе должны быть сформированы умения перерабатывать информацию исходного текста, т.к. учащиеся пишут изложения, учатся полному и сжатому пересказу, учатся подбирать синонимы к словам и фразам. В учебнике «Русский язык» 8-го класса Пичугова Ю.С., Еремеевой А.П., Купаловой А.Ю. и др. (под ред. Пичугова Ю.С.) в разделе «Тезисы» и «Конспекты» даются определения понятиям тезисы и конспекты.

При подготовке к государственной итоговой аттестации следует учесть, что  в зависимости от того, какое чтение учащиеся используют на уроке русского языка, необходимо обращаться к различным приемам работы с текстом.

В работах исследователей XX века предлагаются следующие приемы, которые необходимо использовать на уроке для более полного понимания и усвоения прочитанного:

1.    «Выспрашивание» («наведение»). Учитель на уроке может
использовать «выспрашивание» и «наведение», чтобы выяснить, что
учащиеся поняли из прочитанного текста. Эта работа подразумевает под
собой систему вопросов, которые должны соответствовать следующим
требованиям: быть точными, ясными и доступными для
понимания; отличаться последовательностью и логичностью;
вытекать один из другого; ставиться так, чтобы учитель мог ожидать от учеников правильного ответа; не должны быть
внушающими или подсказывающими; не должны подразумевать
однозначные ответы «да» или «нет»; не должны быть неполными
или малосодержательными; их не должно быть очень много: (нельзя
«учеников забрасывать вопросами»); надо избегать вопросов, требующих
логического определения понятий [Попов, 1986, 90-91].

2. Лексический разбор. При лексическом разборе объясняются только те слова или выражения, значения которых существенно необходимо для всестороннего понимания и которые не выходят за рамки произведения. При этом следует заметить, что нельзя опираться только на слова, которые указывают ученики. Часто учащиеся уверены, что они понимают значения всех слов в тексте, но это понимание может быть ошибочным [Кульман, 1918, 216-218].

  1. Составление плана. Больше внимания необходимо уделять работе над планом: она должна быть двоякого рода: деление текста на части и обобщение содержания всех частей. А.В. Попов называет два способа составления плана: а) составление плана во время самого чтения и б) составление плана по окончании чтения [Попов, 1986, 96-97]. Мы разделяем точку зрения М.А. Рыбниковой, которая предлагает рассматривать план как одну из необходимых форм самостоятельной работы. План необходимо использовать при подготовке к устным выступлениям, это способствует формированию умения излагать информацию «своими словами» [Рыбникова, 2012, 171].
  2. Пересказ прочитанного текста. Устная передача прочитанного помогает лучшему усвоению содержания текста; содействует выработке у слушателей подготовительных курсов умения связно говорить, т.е. навыка устной речи; самому учителю пересказ учащихся помогает убедиться, насколько понят и усвоен ими прочитанный текст [Попов, 1986, 98].

5. Беседа по тексту. Она может быть различной: это может быть сравнение текста с аналогичными текстами, выяснение того, что еще осталось не до конца понято, сопоставление прочитанного в классе с тем, что было прочитано дома [Попов, 1986, 104-105].

  1. Заучивание. Процесс заучивания зависит от нескольких условий: 1) индивидуальных особенностей памяти (зрительной, слуховой, двигательной или моторной и объединения нескольких видов памяти); 2) от метода заучивания (частичное или устное заучивание); 3) от повторения и 4) от уровня понимания прочитанного. Заучиваемый материал должен быть учащимися понят: это делает процесс заучивания осмысленным и облегчает его [Попов, 1986, 105-109].
  2. Грамматический и стилистический анализ. Без него не будет «той глубины понимания содержания языка и стиля литературных текстов и точности в их воспроизведении и использовании в своей речи» [Поздняков, 1955, 21]. Связь занятий по русскому языку и литературному чтению выражается в использовании на уроке текстов, которые проходили учащиеся на занятиях по литературному чтению, в возможности иллюстрировать изучаемые формы и обороты речи на примере изучаемых произведений для выяснения стилистической роли, для показа сферы употребления языкового явления, для ознакомления с развитием языка, его особенностями [Поздняков, 1955].

Следовательно, при подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся необходимо учесть особенности подачи материала в разных комплексах, использовать несколько видов работы с текстом, комбинировать перечисленные приемы и помнить, что правильная работа с текстом – залог успешного изложения и сочинения.

 

 

Список литературы:

 

  1. Русский язык. Практика. 8 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.;
    под ред. Ю.С. Пичугова. – 18 изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 268, [4] с.  
  2. Русский язык. Практика. 9 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.;
    под ред. Ю.С. Пичугова. – 18 изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 280 с.
  3. Русский язык: 8 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос и др. (под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта). – 16-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2019. – 268 с.
  4. Русский язык: 9 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос и др. (под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта). – 16-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2019. – 252 с.
  5. Русский язык: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук и  др.; под ред. Шмелева А.Д. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2018. – 400 с.
  6. Методика русского языка : Для пед. и учит. ин-тов и семинарий, для пед. классов и для учителей низшей и сред. шк. / Н. Кульман, проф. Имп. Жен. пед. ин-та. – 5-е изд., доп. – Санкт-Петербург : Я. Башмаков и К°, 1998. – VI, 288 с., 3 л. ил., табл.; 22.
  7. Методика преподавания русского языка [Текст] : [Учеб. пособие для пед. и учительских ин-тов]. – 2-е изд., перераб. – Москва : Учпедгиз, 1952. – 320 с.
  8. Современный русский язык: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Р. Н. Попов, Д. П. Валькова, Л. Я. Маловицкий, А. К. Федоров.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение,1986.— 464 с.

 

Категория: 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста. | Добавил: Tupikin (14.01.2021)
Просмотров: 215 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика