Суббота, 18.05.2024, 17:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

УДК 37.016:34

 

Грязнова Валентина Владимировна,

преподаватель,

ФСПО Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, Орёл

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Аннотация:  Инновационная деятельность в преподавании правовых дисциплин – это особый вид деятельности, направленный на эффективность обучения, внедрения новых методов, обобщение и применения передового опыта преподавания.

Ключевые слова: инновационные технологии, инновационная деятельность, инновационные методы/

 

 

Gryaznova Valentina Vladimirovna,

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N.N. Polikarpova

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

INNOVATIVE FORMS AND METHODS OF TEACHING

LEGAL SUBJECTS

 

Abstract: Innovative activity in the teaching of legal disciplines is a special type of activity aimed at the effectiveness of training, introduction of new methods, generalization and application of best practices in teaching.

Key words: innovative technologies. innovative activity. innovative method.

 

«Право есть искусство добра и справедливости, оно создано для пользы человечества», справедливо говорили древние, подчеркнув тем самым значимость изучения права в жизни человека и общества.

В настоящее время формирование конкурентоспособного специалиста - личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без изучения комплекса правовых знаний. Возникает необходимость формирования у студентов таких качеств мышления, которые позволили бы ему не только самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, но и успешно применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Современное общество требует качественно подготовленных специалистов, способных управлять сложными технологическими процессами, ориентироваться в сложных ситуациях. Поэтому в последние годы активно решается проблема качества образования. Особо важную роль в обеспечении качества образования играет использование инновационных технологий. Инновационные технологии в образовании предполагают организацию образовательного процесса с использованием качественно иных принципах, средствах, методах, обеспечивающих эффективное достижение результатов педагогической деятельности.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» или «изменение» и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений».

Понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. В 1900 году американский ученый экономист Шумпетер ввел в употребление этот термина.

Примерно с пятидесятых годов прошлого века педагогические инновационные процессы стали изучаться на Западе. В нашей стране этой проблемой заинтересовались в восьмидесятые годы прошлого века. Проблемами инновационных технологий занимались такие ученые педагоги как В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, д.п.н. К.К. Колин, д. п.н.В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.         

Педагог должен искать новые формы и методы работы, поэтому в процессе педагогической деятельности особую роль играет инновационная деятельность педагога, как одно из условий его профессиональности.

Инновационная деятельность в преподавании правовых дисциплин – это особый вид деятельности, направленный на эффективность обучения, внедрения новых методов, обобщение и применения передового опыта преподавания.

Инновационные методы в преподавании правовых дисциплин – это деловое сотрудничество со студентами, обучение их навыкам анализа правовых ситуаций и умения применять правовые знания в профессиональной деятельности.

В практической деятельности преподавателя реализуются различные образовательные методики: развивающее обучение, проблемное обучение, модульное обучение, разноуровневое обучение, проектное обучение, использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и   другие виды обучающих игр), обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, дифференцированное обучение здоровье сберегающие технологии и др. Выбор средств обучения зависит от уровня подготовленности студенческой группы. Наиболее эффективно сочетание различных образовательных технологий.

В практической деятельности я широко использую игровые методы. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается, совершенствуется самоуправление поведением. В отличие от игр вообще, педагогические игры (деловая игра, имитационная игра, операционная игра, ролевая игра) имеют четко поставленные цели. В процессе игры идет интенсивное развитие таких общих компетенций как общение, сотрудничество, решение проблем.

Деловая игра является одним из самых распространенных методов правового образования. Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, реальных условий. Целью является формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при отработке конкретных специфических операций; моделировании соответствующего рабочего процесса; принятие и обучение принятию решения в правовой сфере деятельности.

Так, тему «Заключение трудового договора» по дисциплине «Право» и тему «Трудовые споры» по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» я провожу в форме деловой игры. Цель применения данной методики – научить навыкам применения правовых знаний в профессиональной деятельности. Студенты заранее получают вводный инструктаж по проведению деловой игры: цель, время и условия проведения игры, правовой статус участников игры и т.д. По окончании занятия обязательно проводится обстоятельный разбор, учитывая мнение студентов, разъясняется позиция преподавателя,

Использую я и другие игровые методы. Ролевая игра направлена на решение проблемы путем исследования различных способов поведения в конкретных ситуациях. Студенты вживаются в роли других людей и действуют в рамках их полномочий. В ролевой игре студентам даются обычно незаконченные ситуации, и они должны принять конкретное решение, разрешить конфликт или завершить предложенную ситуацию.

Дидактические игры, интеллектуальные или познавательные игры имеют фиксированные правила. В дидактических играх задачей учащихся является мобилизовать имеющиеся знания и быстро принять решение, проявить находчивость и в результате выиграть состязание.

Наиболее эффективен метод коллективного сотрудничества (КМД), который я часто применяю.

Метод учебного сотрудничества (работа в микрогруппах) основывается на совместной работе обучающихся на принципе позитивной взаимозависимости. Основными факторами, обеспечивающие данный принцип в группе сотрудничества выступают:

- общность цели;

- распределение ресурсов между членами группы;

- распределение ролей;

- распределение общей работы между членами группы;

- итоговая "награда", которую получает группа, является результатом работы всей группы.

Метод ускоренного обучения, в основу которого положена теория поэтапного формирования умственных действий по методике П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др., согласно которой усилия обучающихся направляются не на запоминание учебной информации, а на овладение способом деятельности, т.е. умениями и навыками выполнения практических действий. Данный метод позволяет овладеть способом деятельности посредством выполнения действий со знаниями с использованием схемы ориентировочной основы деятельности. Освоение знаний с использованием данного метода способствует развитию умения работать с технической документацией, самостоятельно заниматься своим обучением.

Экспресс-метод овладения предметом и умением учиться. Данный метод представляет собой метод конструирования знаний с использованием фреймовой модели их представления. Ценным в плане развития компетенций в данном методе является то, что его использование позволяет обучающемуся овладеть умением организовывать и упорядочивать свои знания, решать возникающие проблемы, работать с документами, создавать научный образ знаний.

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предусматривает с одной стороны использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей, науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод кейсов («case study») - ситуационный семинар, решение ситуационных задач), представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Данный метод служит развитию умения решать проблемы с анализом параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Метод кейсов в сочетании с учебным сотрудничеством является хорошим средством развития основных ключевых компетенций. Особенностью перечисленных методов является то, что они раскрывают возможность сочетания освоения профессиональных знаний, умений, практического опыта с развитием общих компетенций.

«Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный проблемный вопрос. Это эффективный метод, используемый при необходимости обсуждения спорных вопросов, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Круглый стол – метод, который направлен на формирование у учащихся навыков аналитического мышления, умения грамотно излагать мысли и аргументированно обосновывать свою точку зрения по конкретному вопросу. В качестве составных элементов данного метода выступают дискуссия и дебаты, а также привлечение к участию в них различных специалистов правовой и иных областей. Круглый стол на тему «Юридическая ответственность в моей профессии» я провожу по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Закон и я» по дисциплине «Право». Метод проведения Круглого стола дает возможность студентам уверенно чувствовать себя на публике, навык аргументации в отстаивании своей позиции, умение слушать своих оппонентов, формировать культуру ведения дискуссии.

Также в практической деятельности я использую встречи с работниками правоохранительных органов, дискуссии с приглашением специалистов. Иногда специалисты приглашаются к участию в проведении Круглого стола и это дает самую высокую эффективность проводимого занятия.

На занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» я использую методику опережающего обучения, цель которой сформировать у студентов навыки самостоятельной подготовки к занятию. Это вызывает интерес к изучаемой теме, закрепляет изучаемый материал, поднимает самооценку студента.

Очень эффективен метод постановки проблемной ситуации преподавателем и дальнейшего вовлечения студентов в ее решение. Студенты учатся правильно выражать свои мысли, аргументированно отвечать на вопросы.

На занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» я часто применяю метод провокации. Это может быть лекция или рабочее задание, где запланированы ошибки. Данная методика повышает интерес к изучаемой теме, повышает внимание студентов, формирует навыки индивидуальной работы.

Также я использую метод «пресс-конференции». Объявляется тема занятия и я прошу студентов в письменном виде подать вопросы по заданной теме. Иногда, давая домашнее задание, я объявляю тему следующего занятия и прошу студентов подготовить вопросы по данной теме заранее. В начале занятия я систематизирую эти вопросы и провожу занятие, включая ответы на вопросы. В конце занятия я спрашиваю мнение студентов – удовлетворены ли они ответами на интересующие их вопросы. 

В практической деятельности я применяю индивидуальные образовательные технологии при обучении лиц, нуждающихся в особом подходе, учитываются интересы студентов с ослабленным здоровьем, особо одаренным студентам, которые участвуют в различных исследовательских проектах всероссийского и международного уровня или студентам, имеющим необходимые задатки для прохождения углубленного курса. Такие студенты имеют право заниматься с педагогами индивидуально, поскольку регулярные длительные перерывы в учебе не позволяют им успешно усваивать курс.

Конечно, используются в практической деятельности компьютерные технологии – с помощью которых обеспечиваются современные формы изучения учебного материала, промежуточного и итогового контроля знаний. Широко применяются презентации, видеоролики, тестовые задания и т.д. Это дает возможность использования новых технических средств обучения, оперативно обмениваться информацией, вести поиск, анализ правовой информации, работать с правовой документацией.

В сложившейся эпидемиологической обстановке в нашей стране в этом учебном году, образование вынуждено было перейти на дистанционные формы обучения. Используются различные компьютерные технологии. На мой взгляд, наиболее эффективно проведение занятие в форме видеоконференции в формате ЗУМ. В данной ситуации от преподавателя требуется достижение максимальной эффективности проводимого занятия. При дистанционном обучении это невозможно.

Во-первых, присутствие на занятии студента не всегда возможно, так как не везде есть Интернет и они вынуждены выезжать за пределы своего поселения, а стало быть, не имеют возможности изучать учебный материал и качественно выполнить задание.

Во-вторых, у студентов присутствует дома много отвлекающих факторов, что снижает эффективность обучения.

В-третьих, выполнение тестовых заданий, контрольных работ, зачетов, экзаменов дистанционно, в абсолютном большинстве не показывает реальных результатов. Студенты, как правило, пользуются любыми источниками, в первую очередь, Интернетом, помощью третьих лиц и т.д.

Таким образом, дистанционные формы обучения не эффективны, они активно критикуются преподавателями, да и опрос студентов показал, что они за очную форму обучения.

Я считаю, что дистанционные формы возможны при инклюзивном обучении, когда студент не может посещать занятия очно и находится на домашнем обучении и в ограниченных количествах. Преподаватель должен учить его и на дому. Применима такая система и в случае, когда студент находится на выездном мероприятии, научной конференции, спортивных соревнованиях и в то же время не отставать в изучении учебного материала.

Инновационная направленность педагогической деятельности обусловлена различными обстоятельствами: происходящими социально-экономическими преобразованиями, усилением требований к качеству подготовки молодых специалистов; «встраиванием» отечественного образования в европейские и общемировые образовательные процессы, что не всегда хорошо, поиском новых технологий в образовательном процессе.

Особенностью перечисленных методов является то, что они раскрывают возможность сочетания освоения профессиональных знаний, умений, практического опыта с развитием общих компетенций

ФГОС неизбежно требует активизации деятельности педагога по применению известных и разработке собственных активных форм проведения занятий с применением различных технологий обучения.

     Если внедрение интерактивных методик в вузах будет осуществляться системно, то количество состоявшихся, способных мыслить, принимать ответственные решения молодых специалистов резко возрастет.

 

Список литературы:

 

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 No 359-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.03.2017).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт //  http://минобрнауки.рф, 2009г.
  4. Долида В.В. Использование инновационных методов при преподавании юридических дисциплин /В.В. Долида.- Текст:непосредственный// Молодой ученый.- 2019.-№20 (258).- С.472-474.- URL: https://moluch.ru/archive/258/59113/ (дата обращения: 25.06.2020).
  5. Комарова В.В. Портфолио в сфере юридического образования // Юридическое образование и наука. – 2013. – №3. – С. 26.
  6.  Раджабова П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. – 2014. – №1. – С. 19
  7. Гунибский М.Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. – 2014. – №4. – С. 40

 

 

Категория: 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 837 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика