Суббота, 18.05.2024, 20:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

УДК 378.046.4

 

Рудоманенко Ирина Викторовна,

кандидат педагогических наук,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Карачев

 

Козичева Марина Александровна,

кандидат технических наук,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Карачев

 

информационная компетентность важнейший компонент профессионального мастерства педагога

 

Аннотация: статья посвящена информационной компетенции педагога. Рассказывается, про компетентностный подход в образовании. Рассматривается информационная компетентность, как компонент профессионального мастерства педагога.

Ключевые слова: компетентностный подход, информационная компетентность, ИКТ-технологий.

 

 

Rudomanenko Irina Viktorovna,

candidate of pedagogics,

Karachevsky branch OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Karachev

 

Kozicheva Marina Aleksandrovna,

candidate of technical Sciences,

Karachevsky branch OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Karachev

 

INFORMATION COMPETENCE IS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF A TEACHER'S PROFESSIONAL SKILLS

 

Abstract: the article is devoted to the information competence of the teacher. It tells about the competence approach in education. Information competence is considered as a component of professional skill of a teacher.

Key words: competence approach, information competence, ICT technologies.

 

Актуальной теоретической и прикладной задачей современной педагогики и методики преподавания является проблема внедрения в образование компетентностного подхода, определение психологических, педагогических, дидактических и методических условий эффективности этого процесса.

В связи с необходимостью подготовки квалифицированного конкурентоспособного на рынке труда специалиста соответствующего уровня и профиля, готового к постоянному профессиональному росту в условиях информатизации современного общества и развития новых наукоемких технологий [3], компетентностный подход провозглашен как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования и положен в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения

Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Задача образования – актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования, что возможно в рамках компетентностного подхода [4, с. 35].

На основе сравнительного анализа подходов к определению ключевых компетенций О. Л. Жук выделяет пять основных групп:

1) социально-личностной сфере;

2) учебной, трудовой (профессиональной) деятельности;

3) коммуникации;

4) информационной сфере;

5) личностному самосовершенствованию.

Данная классификация ключевых компетенций отражает развитее человека в течение жизни. В целом пять выделенных О. Л. Жук ключевых компетенций включают в себя следующие компоненты:

  • социальные, обеспечивающие ценностно-смысловую направленность личности, сформированность гражданской, валеологической и психологопедагогической грамотности и культуры, а также психосоциальную адаптацию;
  • профессиональные, связанные с овладением проектировочно-рефлексивными умениями, способностью и готовностью решать профессиональные задачи высокой степени неопределенности, осваивать и разрабатывать инновации в сфере образования;
  • коммуникативные, включающие культуру речевого поведения, языковую грамотность и способность к продуктивному общению и сотрудничеству;
  • информационные, связанные с поиском, хранением, обработкой и представлением информации, владением компьютерной грамотностью и информационными технологиями;
  • образовательные, обеспечивающие способность и готовность к самостоятельной познавательной работе, постоянному самообразованию и самосовершенствованию, профессиональному росту, научно-исследовательской деятельности [2, с.150].

Национальная образовательная политика в настоящее время предъявляет новые требования к качеству подготовки педагога. Центральное место среди основных квалификационных требований и характеристик качества подготовки занимают профессиональные педагогические компетентности. Формирование компетентностей преподавателя информационных образовательных технологий и разработка новых моделей образования на компетентной основе является вопросом первостепенной важности.

Одним из важнейших компонентов профессионального мастерства педагога является информационная компетентность – личностная характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога.

Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм педагога – синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс обучения и воспитания более динамичным.

В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Одним из результатов процесса информатизации должно стать появление у педагогов способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда педагог становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Задачи подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимым уровнем информационной компетентности, решаются на всех уровнях системы педагогического образования. Однако особо остро они стоят в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

Система повышения квалификации педагогических работников имеет дело с разноуровневой целевой группой, степень базовой подготовки которой в области применения ИКТ достаточно широк. Вместе с тем следует отметить, что педагогам важно постоянное совершенствование информационной компетентности, так как стремительное развитие ИКТ-технологий требует постоянного обновления знаний и умений педагогов, формирования их готовности к использованию тех технологий, которые будут распространены в будущем. Поэтому наличие определенных базовых знаний и умений в области ИКТ недостаточно для их успешного использования в практической деятельности педагога. Учитывая скорость развития ИКТ-технологий, следует признать, что в настоящее время педагогам значительно чаще требуется повышение уровня информационной компетентности. Именно поэтому в настоящее время актуальным является внедрение новых форм повышения информационной компетентности педагогов [1, с. 114].

Модель формирования информационной компетентности педагога можно представить в виде пяти взаимосвязанных блоков: освоение инструментальных возможностей ИКТ; освоение педагогических возможностей ИКТ; опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс; внедрение ИКТ в образовательную практику; новая организация образования на основе использования ресурсных возможностей ИКТ. Целевым ориентиром деятельности в рамках повышения квалификации педагогов является создание организационно-педагогических условий для формирования и совершенствования информационной компетентности педагогов в процессе дополнительного образования.

Современный педагог должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, то есть обладать информационной компетентностью. Информационная компетентность педагога – это важнейшее условие его профессионального развития. При этом особое внимание необходимо уделять формированию и развитию информационной компетентности не только педагога, но и обучаемых им студентов всех специализаций и всех направлений подготовки.

 

 

Список литература:

 

  1. Анисимов, М. В. Совершенствование ИКТ-компетенстности учителя-предметника в процессе дистанционного обучения [Текс] / М.В. Анисимов // Информатика и образование. – 2009. – № 6. С.114-115.
  2. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход [Текс] / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – 336с.
  3. Концепция непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. Москва – 2015.
  4. Тарасова Н.В. Стратегия реализации компетентстного подхода в образовании: историко-педагогический аспект [Текс] / Н.В. Тарасова. – М.: ФИРО, 2007. – 52с.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика