Суббота, 18.05.2024, 22:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ

УДК 377

 

Феклисова Татьяна Михайловна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева

Россия, Мценск

 

Мозгунова Нелли Николаевна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева

Россия, Мценск

 

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ

 

Аннотация: Совершенствование системы государственного управления образованием приобретает в настоящее время особую актуальность. Традиции высшей технической школы России формировались в течении более чем двух столетий. Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности

Ключевые слова: инженерное образование, русская инженерная школа, политика, модернизация, реформа

 

 

Feklisova Tatyana Mikhailovna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I. S. Turgenev

Russia, Mtsensk

Mozgunova Nelly Nikolaevna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev

Russia, Mtsensk

 

FORMATION OF THE RUSSIAN ENGINEERING SCHOOL

 

Abstract: the Improvement of the state education management system is currently becoming particularly relevant. The traditions of the higher technical school of Russia have been formed for more than two centuries. Engineering education today is one of the priorities of the state policy in the educational sphere, reflecting the need for technological re-equipment of Russian production facilities and the creation of appropriate personnel support for industry

Key words: engineering education, Russian engineering school, politics, modernization, reform

 

Государственное инженерное образование в России появилось более трех веков назад. В 1701 г. по инициативе Петра I в Москве создается Школа математических и навигацких наук. Она стала предшественником Николаевской морской академии (сейчас – Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова) и Морского инженерного училища имп. Николая I (ныне – Военно-морской инженерный институт). В 1773 г. в СанктПетербурге организуется Горный институт имп. Екатерины II. Но самой замечательной датой в истории русского инженерного образования, пожалуй, является 20 ноября 1809 г., когда император Александр I подписал Манифест, учреждающий Корпус и Институт инженеров путей сообщения.

Русские инженерные институты, в первой половине XIX в. пользовались покровительством императоров и высших чиновников Империи. Такое положение было уникальным в Европе. Инженерное образование только во Франции пользовалось таким же авторитетом. До 60-х годов XIX в. по количеству и качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира (кроме, наверное, Франции).

В 60-80-е годы XIX века в плане подготовки инженеров вышли вперед Франция и Германия. Но эпоха Великих реформ Александра II вовсе не была «потеряна» для развития инженерного образования. В это время были созданы Рижский политехнический институт и Московское Императорское техническое училище (ныне МГТУ им. н.э. Баумана). Кроме того, в это время развивалось сельскохозяйственное образование и биологические науки.

С1870 по 1900 гг. Германия и США совершили рывок в промышленности. В этот период на базе горной и горнозаводской промышленности в Германии развивались не только машиностроительная, химическая и электротехническая отрасли, но и судостроение, которое до того преимущественно развивалось в Британской империи. В США после окончания гражданской войны 60-х годов наблюдался невероятный промышленный рост, который не нарушали ни войны, ни сильная конкуренция со стороны европейских стран.

Российское правительство вовремя оценило эту ситуацию и приняло меры, без которых наша страна, скорее всего, не устояла бы ни в Первой, ни во Второй мировых войнах и не сохранила бы свой статус мировой державы, который завоевала в XIX в. Во второй половине 80-х годов XIX в. под руководством русского инженера И.А. Вышнеградского была разработана и начала осуществляться реформа среднего и низшего технического образования. Догда же были открыты Электротехнический институт Александра III в СанктПетербурге (сейчас – СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ленина) и Харьковский технологический институт Александра III.

С вступлением на престол Николая II началась вторая эпоха массового создания инженерных вузов в России. Между 1894 и 1917 гг. были открыты: СанктПетербургский политехнический институт Петра Великого, Киевский политехнический институт имп. Александра II, Технологический институт имп. Николая II в Томске, Варшавский политехнический институт имп. Николая II (в годы войны эвакуированный в Нижний Новгород), Алексеевский Донской политехнический институт, Московский институт инженеров путей сообщения, Екатеринославский горный институт имп. Петра I, Уральский горный институт имп. Николая II.

Данные о количестве учащихся в естественнонаучных и технических ВУЗах России и Германии приведены в табл. 1.

 

Таблица 1 - Данные о численности учащихся в естественнонаучных и технических вузах России и Германии

Таблица 2 - Данные о выпуске инженеров, окончивших курс в российских, германских, французских и американских вузах до 1917 г.

 

За 20 лет до революции 1917 г. в Российской империи был весьма значительный рост естественнонаучного, инженерного и сельскохозяйственного образования (по данным табл. 1 и 2). К началу Первой мировой войны российская система высшего специального технического и сельскохозяйственного образования по всем параметрам заметно превосходила германскую. Это было достигнуто прежде всего за счет целенаправленной государственной политики и значительных инвестиций в данную сферу начиная с середины 90-х годов XIX в.

К 1917 г. Россия владела примерно таким же инженерным потенциалом, как Германия, и превосходила Францию. Более высокий рост показали США, где система технического и сельскохозяйственного образования начала сильно развиваться с 60–70-х гг. XIX в.

В первые два десятилетия ХХ века был сделан решающий прорыв в области инженерного образования в России. Это были годы расцвета русского естественнонаучного, математического и технического образования. В России в это время сформировалась уникальная концепция и модель физико-технического образования.

Это стало возможным благодаря последовательной государственной политике Николая II середины 90-х годов XIX в. Государство активно стимулировало создание образовательных институтов, ставило перед инженерами и учеными новые серьезные задачи в области создания транспортной инфраструктуры, новых типов судов и авиации, военной и химической промышленности, электро- и радиотехники, энергетики и связи.

1916 год считается датой окончательного формирования новой модели «физико-технического» образования. Позже эта же модель повлияла на возникновение так называемой «системы Физтеха». «Физико-технический подход» оказал определенное воздействие на европейскую и американскую науку и образование.

СССР получил от Российской империи сильную, хорошо обеспеченную фондами систему технического образования. К 1925 г. в РСФСР был только один новый технический ВУЗ - Московский горный институт. Все остальные ВУЗы появились непосредственным преобразованием уже существовавших (как ВУЗов, так и крупных средних технических учебных заведений) или были созданы на базе эвакуированных из Польши и Прибалтики институтов.

Опасность снижения уровня подготовки особенно по общеобразовательным предметам советское правительство осознало уже в  30-е годы. В Постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1931 г. признавалось, что «коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний….». Были возвращены экзамены и отменены классовые ограничения на поступление в ВУЗы. Реальные достижения советской власти в области образования были связаны с восстановлением старых образовательных традиций (главным образом в области естественнонаучного и инженерного образования).

В ХХ веке массовизация инженерного образования была одной из причин разрушения его целостности. В это время в СССР отказ от рыночной экономики и сосредоточение высоких технологий только в крупных государственных предприятиях привели к исчезновению целого ряда инженерных направлений (в частности, «экономического» и «менеджерского»). Также на качестве инженерного образования пагубно отразилось разделение высшего образования, академической науки и промышленности.

Подобные тенденции имели место и в странах Запада. Но в последние десятилетия произошло изменение важнейших приоритетов в данной области.

В 1876 году Америка принимала у себя Всемирную Выставку. Одним из экспонатов была система практической подготовки инженеров, представленная Императорским Московским Техническим Училищем.

Русская методика обучения инженеров имела три основных составляющих:

  • Глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми им после придётся иметь дело на заводах и фабриках;
  • Серьёзное изучение теоретических предметов на уровне, не уступающем преподаванию этих же предметов в классических университетах;
  • Постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью.

 

 

Список литературы:

 

  1. Высшее образование в России, журнал Издательство: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет" (Москва) ISSN: 0869-3617eISSN: 2072-0459
  2. Печенкин, А.А. Элитарное физикотехническое образование в СССР: годы холод ной войны // История науки в философском контексте. СПб.: РХГА, 2007.
  3. Яминский, А.В., Мышаков, А.В. Инженерная элита России: понятие, концепция и школа совершенствования //technomag.edu.ru: Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011, выпуск 10. URL http://technomag.edu.ru/doc/230463.html.

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика