Суббота, 18.05.2024, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 377.5

 

Осипова Валентина Владимировна,

преподаватель,

ФСПО Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, Орёл

 

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Аннотация: данная статья о проблемах выпускников СПО при трудоустройстве на промышленные предприятия.

Ключевые слова: среднее профессиональное техническое образование, современное промышленное оборудование

 

 

Osipova Valentina Bladimirovna,

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N.N. Polikarpova

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS

 

Abstract: this article is about the problems of graduates of vocational schools in employment in industrial enterprises.

Key words: secondary professional technical education, modern industrial equipment

 

Введение. Предприятиям сегодня необходимы квалифицированные специалисты, владеющие достаточным уровнем теории и практики, адаптированные к условиям современного производства. Конкурентноспособными являются специалисты, проявляющие социальную зрелость, активность, способность адаптироваться в социуме и готовность к профессиональному росту и развитию.

Часто бывает так, что образовательные учреждения, осуществляя подготовку специалистов в рамках действующих стандартов, оторваны от реальных условий современного производства. Студенты проходят учебную практику и выполняют практические работы по своей специальности на устаревшем оборудовании, год выпуска которых иногда датируется 60-70-ми годами прошлого века, учебные лаборатории также не всегда укомплектованы необходимым современным оборудованием. После окончания учебного заведения выпускники, трудоустраиваясь на современное производство, сталкиваются со многими трудностями профессионального характера, которые влекут за собой и психологический дискомфорт.

Сложившуюся ситуация усугубляет низкая информированность молодежи о выбранной специальности. Студенты, не ориентированные на работу в промышленности, указывают следующие причины этого: низкая оплата труда, плохие условия и материально-техническое состояние предприятий, а также монотонность работы на производстве. Рабочие специальности являются малопривлекательными для молодежи, ее не устраивают условия профессиональной деятельности: устаревшие производственные технологии, низкая заработная плата, социальный статус в обществе, перспективы дальнейшего профессионального роста и развития как личности в целом и т.д. Именно по этим причинам резко снизился приток интеллектуальной молодежи в колледжи и техникумы.

Только в условиях реального производства, студент может целиком погрузиться в процесс и получить полное представление о выбранной специальности. В Российской системе образования согласно рабочим учебным планам СПО студенты проходят производственную практику только на третьем курсе обучения. Таким образом, они попадают на производство только тогда, когда до окончания колледжа остается 1-1,5 года, и именно тогда многие из них начинают задумываться над правильностью своего выбора.

Отношение к профессии в целом, влияет и на эффективность учебной деятельности студентов и сказывается на общем уровне профессиональной подготовки. Удовлетворенность профессией — это показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии.

Сегодня остра одна из самых насущных проблем в профессиональном образовании - разрушение традиций наставничества. Ведь наставником является не мастер производственного обучения в процессе учебы, а именно наставник на самом производстве, с которым студент регулярно решает все возникающие вопросы. Наставничество, по сути, является одной из форм адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре и гордости за выбранную профессию.

Сегодня в России только 20% занятого населения работает по полученной в образовательном учреждении базовой специальности, а 42% молодежи в первые же два года по окончании профессиональных учебных заведений меняют свои профессии. Сложившаяся тенденция нарастает в связи с высокой технологичностью процессов в промышленной сфере, без работы в первую очередь оказываются лица с низкой квалификацией, узкой специализацией и низким общеобразовательным уровнем.

Студенческая практика чаще всего является формальной и неэффективной, не дающей представления о том, что ждет выпускника на работе после окончания обучения. Многие преподаваемые программы на сегодняшний день (особенно это касается технических специальностей) далеки от современного производства. Поэтому во многих компаниях приходится обучать молодых специалистов заново, используя при этом финансовые, кадровые и временные ресурсы. Практически во всех крупных компаниях, принимающих на работу молодых специалистов, существуют специальные корпоративные программы, целью которых является адаптация на конкретном рабочем месте.

Таким образом, обнаружены существенные недостатки в процессе подготовки специалистов технических специальностей СПО, основными из них являются следующие:

  • в образовательных учреждениях осуществляется подготовка выпускников узкого профиля, что ограничивает их профессиональную гибкость, мобильность и трудоустройство;
  • выпускники не обладают способностью адаптироваться к быстро изменяющимся условиям и требованиям современного производства;
  • недостаточное взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования с промышленными предприятиями и различными государственными структурами муниципальной власти;
  • потеряны многие ранее сложившиеся устойчивые связи работодателей с образовательными учреждениями вследствие нежелания их вкладывать свои финансовые ресурсы в подготовку специалистов, а также нередко встречается негативное социальное мнение о специальностях рабочий профессий.

На всероссийской конференции «Производительность труда и качество рабочей силы», проведенной Комитетом по социально-трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей (г.Москва, 2013год), ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов привел данные экономического мониторинга образования, проведенного по заданию Министерства образования и науки РФ. Развернутый опрос работодателей позволил выявить долю затрат на доучивание выпускников внутри предприятий. Эти расходы составили до 40% затрат на образование (частное, государственное). В других странах эта доля - 15-20%. Потери предприятий из-за того, что они изначально не участвуют в системе образования, но потом вынуждены вкладывать в обучение, достигают сегодня значительных цифр.

Для преодоления выявленных недостатков необходима разработка стратегии развития учреждений профессионального образования не только на основе передового опыта нашей страны, но и с учетом мировой практики развитых стран в данном вопросе.

 

 

Список литературы:

 

  1. Алтунина, В.В. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Алтунина В.В.; [Место защиты : Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота].- Калининград, 2012.- 399 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-13/61

Altunina, V.V. Koncepciya obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza v usloviyah modernizacii vysshego professional'nogo obrazovaniya : dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.08 / Altunina V.V.; [Mesto zashchity : Baltijskaya gosudarstvennaya akademiya rybopromyslovogo flota].- Kaliningrad, 2012.- 399 s.: il. RGB OD, 71 13-13/61

Altunina, V.V. The concept of educational activity of the University in the conditions of modernization of higher professional education: dissertation ... doctor of pedagogical Sciences: 13.00.08 / V.V.Altunina; [Place of protection: Baltic state Academy of fishing fleet].- Kaliningrad, 2012. - 399 p.: Il. RGB OD, 71 13-13/61;

  1. Ильмушкин Г.М., Михайлов А.В., Анализ проблемы подготовки специалистов рабочих профессий. – Фундаментальные исследования. – 2007. – № 3 – стр. 11-14

Il'mushkin G.M., Mihajlov A.V., Analiz problemy podgotovki specialistov rabochih professij. – Fundamental'nye issledovaniya. – 2007. – № 3 – str. 11-14

Alimushkin G. M., Mikhailov A. V. analysis of the problem of preparation of specialists of working professions. – Fundamental study. - 2007. - No. 3-p. 11-14

  1. Овчинников А.С., Кузнецов Ю.В., Трудоустройство – необходимый фактор в формировании набора на специальность. – Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденции: сб. матер. 11 межвуз. научно-метод. конф., апрель 2009 г., М.: МГУП, 2009. с. 147-151.

Ovchinnikov A.S., Kuznecov YU.V., Trudoustrojstvo – neobhodimyj faktor v formirovanii nabora na special'nost'. – Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ih resheniya v kontekste evropejskih i mirovyh tendencii: sb. mater. 11 mezhvuz. nauchno-metod. konf., aprel' 2009 g., M.: MGUP, 2009. s. 147-151.

Ovchinnikov A. S., Kuznetsov Y. V. Employment – a necessary factor in the formation of the Department. - Actual problems of quality of education and ways to solve them in the context of European and world trends: sat. mater. 11 inter-University. scientific method. Conf., April 2009, Moscow: MGUP, 2009. pp. 147-151.

 

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика