Суббота, 18.05.2024, 19:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

УДК 377

 

Махова Светлана Асадовна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

Мозгунова Нелли Николаевна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

 

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены метапредметные результаты обучающихся среднего профессионального образования, условия достижения метапредметных результатов, а также комплексный подход к оцениванию качества образовательных достижений обучающихся.

Ключевые слова: метапредмет, метапредметные результаты, метапредметные компетенции.

 

 

Makhova Svetlana Asadovna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

Mozgunova Nelly Nikolaevna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

DEVELOPMENT OF METASUBJECT SKILLS OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE COURSE OF STUDYING MATHEMATICAL DISCIPLINES

 

Annotation: this article discusses the metasubject results of students of secondary vocational education, the conditions for achieving metasubject results, as well as an integrated approach to assessing the quality of educational achievements of students.

Keyword: metapragmas, metasubject results, a meta-competence.

 

Сегодня, в связи с динамичным развитием современного общества, невозможно осуществить адекватный прогноз того, какие профессиональные знания будут необходимы выпускникам в их будущей профессиональной реализации.

Основой профессионального роста и развития будущего специалиста является необходимость овладения универсальными учебными действиями, которые позволят обеспечить субъективную позицию выпускника в ходе его непрерывного образования в течение всей профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты – это конечный результат освоения обучающимися среднего профессионального образования (СПО)  универсальных учебных действий или универсальных способов деятельности, применимых в рамках образовательного процесса, в современных условиях и в профессиональной деятельности.

Анализируя федеральные образовательные стандарты среднего профессионального образования, можно сделать вывод о том, что универсальные учебные действия находятся в тесной взаимосвязи с метапредметными компетенциями, которые являются основой любой осознанной и результативной деятельности.

Освоение математических дисциплин обеспечивает достижение обучающимися  следующих метапредметных результатов:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− владение языковыми средствами;

− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;

− целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира [1].

Оценивание уровня и качества образовательных достижений обучающихся является комплексной и реализуется с использованием:

- оценки трех групп результатов: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);

- использования комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки;

- использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценка, наблюдения и др.) (рис. 1).

Реализация метапредметной технологии при преподавании математических дисциплин осуществляется в такой организации деятельности обучающихся, которая позволяет активизировать их самостоятельное мышление, создаются условия при которых осуществляется понимание сути задачи, главной проблемы, строятся и выбираются максимально эффективные математические модели.

 

 

Рисунок 1 - Методы и формы оценки

 

Предметные результаты заключаются в усвоении знаний, умений и навыков, которые изучаются в рамках отдельного учебного предмета.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметное обучение позволяет преподавателю «выйти» за рамки предметной области для поиска оптимальных путей получения нового образовательного результата.

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной». В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

- стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

- исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

- проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

- сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

- моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем);

- конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

- прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Пути организации учебного процесса направлены на преимущественно самостоятельный поиск способа решения возникающей задачи. ФГОС, подробно описывая результаты обучения, не дает никаких рекомендаций относительно того, как обеспечивать эти результаты на уроках по конкретным учебным дисциплинам.

Достижение метапредметных результатов требует помимо предметных, ставить метапредметные цели и предъявляет к современному преподаванию математических дисциплин определенные требования:

- мотивация к деятельности и фиксированные результаты этой работы;

- преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся; тема, цель, задачи занятия не только формулируются, но и осознаются;

- преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучащихся;

- занятие должно быть развивающим;

- преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами и умеет направлять на сотрудничество;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- время-сбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровье - сбережение;

- учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль группы, стремление и настроение студентов.

На занятии должны максимально использоваться возможности и знания и опыт самих студентов и отработка умения находить полезную информацию и применять ее в профессиональной деятельности.

 

 

Список литературы:

 

Основная образовательная программа среднего общего образования: Реестр примерных основных образовательных программ. – URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf (дата обращения 06.12.2020). – Текст : электронный.

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 239 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика