Суббота, 18.05.2024, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ

УДК 378.147

 

Горлов Дмитрий Александрович,

студент,

ФСПО Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, Орёл

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ

 

Аннотация: в работе бегло рассмотрены методы профессиональной подготовки специалистов в области программирования. Констатирована недостаточность соответствующего отечественного опыта. Отмечен дефицит профессиональных инженерно-педагогических кадров, способных преподавать программирование на высоком уровне, а также качественных учебно-методических материалов. На примере некоторых ведущих учебных заведений Европы и США сделан обзор систем подготовки будущих программистов за рубежом. Сформулированы возможные способы совершенствования отечественной системы профессиональной подготовки программистов в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: программирование, подготовка, обучение, специализация, магистратура, бакалавриат, Великобритания, Германия, США.

 

 

Gorlov Dmitry Alexandrovich,

student,

FSVE Polytechnic Institute named after N.N. Polikarpova

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

VOCATIONAL PROGRAMMING EDUCATION IN WEST CONTRIES

 

Abstract: the article reviews foreign experience of professional training of programmers. The lack of own experience of professional training of programmers in Russia and the need to study the experience of leading foreign universities in this direction is stated. The deficit of professional engineering and pedagogical staff, able to teach at this level at a high level, also a shortage of quality teaching and methodological materials was noted. On the example of some leading educational institutions in Europe and the USA, an overview of the training systems for future programmers abroad has been made. Recommendations are formulated to improve the domestic system of professional training of future programmers in institutions of higher education.

Keywords: programming, preparation, training, specialization, magistracy, baccalaureate, Europe, USA.

 

Новейшее время – это, прежде всего, новый этап в развитии экономики, отличающийся высокими темпами компьютеризации и, как следствие, возрастанием доли умственного труда. Поэтому, будучи доминирующей сферой в жизнедеятельности общества, она требует всё больше специалистов по программированию. Соответственно, увеличивается рост числа учебных заведений, осуществляющих профессиональную IT-подготовку. Такая тенденция актуальна и для современной России. До недавнего времени подготовка таких кадров у нас в стране велась в крайне ограниченных объемах, что привело к бедности собственного опыта профессиональной подготовки программистов. Также следует отметить нехватку профессиональных инженерно-педагогических кадров, способных преподавать на высоком уровне, недостаточность учебно-методических материалов, проблемы с производственной практикой обучающихся и ряд других.

В связи с этим, рассмотрение зарубежного опыта профессиональной подготовки программистов сегодня является важным и актуальным теоретическим и практическим заданием.

Целью работы является беглый обзор профессиональной подготовки программистов в некоторых ведущих вузах мира с последующим формированием выводов. Сложность рассматриваемой темы, а также некоторые ограничения не позволяют развить статью до полноценного анализа, вынуждая прибегать к ряду упрощений и обобщений. Перед тем, как приступить к самой сущности статьи, следует уточнить, что приводимые примеры, несмотря на их частность, характеризуют направления в области профессиональной подготовки программистов.

В виду не самой богатой истории развития европейских программ подготовки IT-специалистов следует начать с Великобритании и Германии. На основе Академического рейтинга ведущих университетов мира, одним из ведущих университетов Европы в сфере технологии, инженерии и информатики является Имперский колледж Лондона. Обучающиеся там студенты могут получить бакалаврскую степень или степень магистра в области технических наук. Например, структура программы компьютинга должна обеспечить изучение главных принципов профессиональной работы с компьютером; развить понимание различных аспектов инженерии для осуществления проектирования, внедрения и использования вычислительных систем; получение знаний в области дискретной математики; помочь овладеть классической математикой и статистикой; основами аппаратного обеспечения и архитектуры компьютера, программным обеспечением, знаниями в области искусственного интеллекта. В структуре этой программы присутствует ряд интересных моментов, в частности: уже на первом году обучения студенты на конкурсах знакомятся с основами программирования. Также они изучают «Этику в области компьютинга» (эта дисциплина не включена в программы профессиональной подготовки программистов в России). Среди других интересных дисциплин – «Презентационные навыки», в результате освоения которой у студентов формируются навыки публичных выступлений и презентации своих наработок, чему в отечественных программах уделено мало внимания. На втором году обучения в качестве обязательной дисциплины студентам предлагается «Групповой проект по компьютингу», в рамках которого они учатся разработке программных средств в составе группы (в России подобное осуществляют лишь отдельные преподаватели-энтузиасты в пределах преподавания своей дисциплины по программированию).

В Берлинском открытом университете исследовательские программы отмечаются разнообразием научных направлений. Студенты могут получать знания, занимаясь междисциплинарными научными исследованиями, что способствует формированию лучших знаний и умений в инновационных сферах. Среди возможных направлений выделяются такие программы бакалавра, как информатика, биоинформатика и медиаинформатика. Так, по программе обучения информатике студенты осваивают основы алгоритмизации и программирования, разбирают вопросы теоретической, практической и технической информатики, математики, а общепрофессиональная подготовка предусматривает такие компетенции, как: знание языков, информационная и медиаграмотность, организационные и управленческие навыки, социально-коммуникативная компетентность, дополнительные знания и навыки.

Теперь можно перейти к наиболее успешному на данный момент пионеру в области подготовки программистов. В анализируемом Академическом рейтинге университетов мира ведущие места занимают университеты из США. Программы подготовки разработчиков ПО (специалистов в области программной инженерии) в Соединенных Штатах Америки предлагают на уровнях ассоциата, бакалавра и магистра.

Подготовка осуществляется по специальностям «Компьютерные науки», «Вычислительная техника», «Информационные технологии», «Информационные системы», «Программная инженерия». Остановимся подробнее на опыте факультета компьютерных наук Йельского университета.

Все учебные программы выстроены вокруг общего ядра пяти курсов информатики. Первый, CPSC 201 «Введение в компьютерные науки», дает более широкое и глубокое представление о науке для студентов, которые уже завершили вводный курс в области программирования. Остальные – охватывают изучение дискретной математики, структуры данных, системного программирования и компьютерной архитектуры, анализ и проектирование алгоритмов. Вместе они включают в себя материал по информатике, который должен знать каждый студент.

Программа бакалавра наук в Йельском университете предназначена для студентов, которые планируют продолжить изучение программирования после окончания обучения. Программа бакалавра искусств обеспечивает основательную компьютерную подготовку к работе в таких областях, как финансы, право, менеджмент или медицина. Комбинированная специальность «Информатика и математика» предназначена для студентов, заинтересованных исследованиями в области вычислительной математики, использования компьютеров в математике, математических аспектов разработки и анализа алгоритмов, теоретических основ вычислительной техники. Специальность «Информатика и психология» позволяет студентам совмещать работу в двух сферах, каждая из которых обеспечивает инструментами и теориями, которые могут быть применены для решения проблем в соответствующей области. Такие взаимодействия включают в себя искусственный интеллект, биологическое восприятие, когнитивные науки, а также нейронные способы вычисления. Специальность «Электротехника и вычислительная техника» предназначена для студентов, заинтересованных исследованиями в области компьютерной техники и других областях на границе этих двух отраслей. Она охватывает также дискретную математику, анализ и проектирование алгоритмов, цифровые и аналоговые схемы, сигналы и системы, системы программирования. Бакалаврские программы включают шесть базовых курсов и шесть дополнительных курсов по информатике (бакалавр искусств имеет четыре дополнительных курса). Студентам в пределах академических свобод также разрешается обучаться по курсам других специальностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в разных странах мира не существует единой системы профессиональной подготовки будущих программистов. Отличаются системы подготовки в колледжах и университетах тем, что в первых подготовка более приближена к требованиям рынка труда и, поэтому, она более узкоспециализированная, а университеты предоставляют более общую подготовку, что выражается в наличии общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин в образовательных программах. Специфика профессиональной подготовки зависит от нескольких причин, в том числе от политики государства в образовании и определении приоритетных отраслей развития производственного сектора экономики.

Анализируя подготовку программистов в учебных заведениях стран Европы и США стоит обратить внимание на то, что студент может по своему усмотрению выбирать дополнительные блоки дисциплин, углубляя свои знания в определенной области информационных технологий. На третьем-четвертом годах обучения студент выбирает специализацию, в соответствии с которой он изучает определенный перечень дисциплин, предложенных для углубленного освоения. Уже на бакалавриате студенты могут подключаться к научным исследованиям в области информатики, работая в лабораториях, приобретая практические навыки и опыт. Такие подходы на сегодня в России только внедряются в систему обучения будущих программистов, они пока не имеют системного и четкого характера, вызывают массу противоречий, от чего качество такой подготовки снижается, приобретая общий, а не практико-ориентированный характер. IT-фирмы, компании и предприятия в России в большинстве случаев трудно идут на контакт с вузами по вопросу организации производственных практик студентов.

Подводя итоги на основе зарубежного опыта, следует выделить следующие рекомендации по организации профессиональной подготовки программистов: процесс профессиональной подготовки должен оперативно реагировать на изменения, происходящие в науке и промышленности, и требования рынка труда, для чего необходимо проводить постоянный их мониторинг; профессиональная подготовка должна иметь гуманитарную составляющую, но, все же, больше ориентированную на будущую профессию программиста (например, курс «История и философия науки и техники»); траекторию обучения студентов целесообразно строить на основе их опыта и предпочтений, что должно выражаться в изучении разных дисциплин теми студентами, которые имеют опыт по программированию, и теми, которые его не имеют; профессиональную подготовку нужно проводить с привлечением и активным участием потенциальных работодателей; профессиональная подготовка должна предусматривать обучение по специализациям, что позволит будущим программистам сосредоточиться на одной из многих сфер информатики или программирования; в процессе профессиональной подготовки студенты должны быть привлечены к работе в научных лабораториях для получения специализированных навыков в области исследований. Самообучение должно строиться на принципе, согласно которому полученные знания должны быть применены на практике. Именно такая модель оказала значительное влияние на качество образовательных программ в других странах. Система профессиональной подготовки будущих программистов в России пока находится на стадии формирования, развития, эксперимента и накопления опыта. Только при соответствующей поддержке государства, проведении грамотной образовательной политики, включая меры по верификации финансирования образования, а также поддержки тесных контактов с представителями бизнеса и промышленности, с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки IT-специалистов можно усовершенствовать национальную профессиональную подготовку будущих программистов и решить проблему подготовки квалифицированных IT-кадров, что будет одним из важнейших звеньев в структуре модернизации экономики, импортозамещения и развития производства страны в целом.

 

 

Список литературы:

 

1. Мартынюк Ю.М. К вопросу о подготовке программистов в соответствии с профессиональным стандартом / Ю.М. Мартынюк, В.С. Ванькова, С.В. Даниленко // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: материалы XLIII учебно-методической конференции ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2016. С. 183-185.

2. Родин А.А. Из опыта подготовки квалифицированных кадров в области IT-технологий в соответствии с требованиями мировых стандартов / А.А. Родин, Е.И. Минайлова // Педагогический поиск, 2017. № 7-8. С. 34-37.

3. Сейдаметова С. Современные технологии обучения при подготовке инженеров–программистов / С. Сейдаметова, У. Асанова, Э Бекирова // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 2016. № 1. С. 45-50.

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика