Воскресенье, 19.05.2024, 00:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

УДК 378:372 881.1

 

Рубцова Тамара Александровна,

преподаватель,

ФСПО Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, Орёл

     

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

                                                               

Аннотация: Эта статья о проблемах дистанционного образования в современных условиях, о его недостатках и положительных моментах. Статья раскрывает возрастающую роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка.                                                                                

Ключевые слова: дистанционное образование, иностранный язык, самостоятельная работа.

 

 

Rubtsova Tamara Aleksandrovna,

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N.N. Polikarpova

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel        

 

THE PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION.ADVANTAGES AND DISADVANTAGES.INDEPENDENT WORK IN LEARNING OF FOREIGN LANGUAGE

 

Abstract: This article is devoted to the problems of distance education in modern condition of social development. It highlights the advantages and disadvantages of such system of education    and underlines the great role of independent work in learning of foreign language.

Key words: foreign language, distance education, independent work.

 

Неожиданные условия, с которыми мы столкнулись, диктуют необходимость осваивать и внедрять технические средства в отработанный классический процесс усвоения образовательных программ. Т.е. появляется форма – дистанционное обучение. Данный формат обучения начинает входить в образовательную систему со своими плюсами и минусами.

Мы столкнулись с проблемами, которые влияют на качество обучения. И эти проблемы можно обозначить следующим образом:

  1. Отсутствие личного общения с преподавателем. Эта проблема лишает возможности подробно объяснить непонятный вопрос, сделанную ошибку. Здесь видим регламент времени и необходимость подключить самодисциплину. Прежде всего эти проблемы для студентов.
  2. Другая проблема возникает как для студента, так и для преподавателя – техническая. Возможность связать преподавателя и десятки студентов наталкиваются на проблемы с техническими средствами, с программными ресурсами. Решение этого вопроса более сложное.
  3. Не все профессии можно освоить дистанционно. Появляется другой подход – смешанная система.
  4. Результатами любого процесса является качество. Но чтобы получить качественный результат в образовательном процессе необходимы самодисциплина и самомотивация для студентов, которые очень трудно проявить в данной форме обучения
  5. Немаловажным фактором является то, что при дистанционном обучении студент не видит ответы и работу других студентов. Т.е. трудно оценить свои силы, навыки и умения других студентов. В этой ситуации нет элемента соревновательности.
  6. Преподаватель наталкивается на свои трудности:
  • теряется эмоциональность передачи информации,
  • возникает трудность в оценке понимания материала студентами,
  • теряется возможность индивидуального подхода и качественного контроля выполненного задания.

Процесс дистанционного обучения находится в начальной стадии, в процессе совершенства и автоматизма. Но самое ценное в этом процессе это формирование умений и навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу.

Самостоятельная работа способствует росту мотивации учения. Вот почему этот вид деятельности студентов очень важен при обучении иностранному языку, так как процесс развития внутренней мотивации - это основа успеха овладения иностранными языками. Основными целями самостоятельной работы при обучении иностранному языку являются:

  1. Расширение, углубление и прочное усвоение знаний, полученных на всех видах учебных занятий;
  2. Систематизация изученного программного материала;
  3. Совершенствование умений и навыков работы с литературой;
  4. Формирование навыков организации умственного труда;
  5. Развитие познавательных и творческих способностей, самостоятельности в поиске и приобретении знаний.

В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться:

1.Выделять познавательные задачи;

2.Выбирать способы их решения;

3.Совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.

Самостоятельная работа студента при обучении иностранному языку может быть организована с использованием современных учебников, видеокассет, мультимедийных средств обучения, дистанционных курсов. Студенты могут самостоятельно выбирать материал, интересующие тесты и осуществлять контроль. Такая форма подачи материала позитивно влияет на формирование умений и навыков при дистанционном обучении. Содержание самостоятельной работы студентов всегда имеет два направления: с одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должны выполнять студенты в процессе обучения (т.е. объект его деятельности). С другой стороны, это способ деятельности студента.

Таким образом, при выполнении любого вида самостоятельной работы перед студентом должны быть выделены этапы работы:

- определение цели самостоятельной работы («для чего все это»)

- конкретизация познавательной задачи («виды работы»)

- выбор способа решения задач

- реализация программы выполнения данной работы

На этом первичном этапе самостоятельной работы необходима помощь преподавателя, который должен помочь спланировать, т.е. организовать работы по решению данных задач.

Дистанционный формат позволяет решить эти проблемы.

Направления самостоятельной работы могут быть различными. Это и работа над артикуляцией звуков, интонацией и ритмом английского предложения, это усвоение лексического минимума, работа с грамматическим материалом, чтение текстов по широкому и узкому профилю специальности. Выполнение творческих заданий является необходимым компонентом самостоятельной работы

Такой вид работы может быть организована в различных формах. Проект как одна из форм развития речевых навыков помогает развивать у студентов мыслительные способности, интерес к учебной работе, самостоятельность и творчество. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, использовать приобретенный исследовательский опыт, реализовать свой интерес к обсуждаемой теме и приобрести опыт учебной деятельности. Проектная деятельность может быть представлена в виде репортажей, экскурсий, реклам, фотогазет, исследовательских работ, документов.  

Конечно, темы проектов подбираются с учетом языковой подготовки студентов. Необходимо учитывать уровень усвоения грамматического материала, умение обобщать пройденный материал, способность делать выводы и аргументировать свои мысли.

Защиту проектов хорошо можно организовать и провести в формате видео Важным компонентом самостоятельной работы при обучении иностранным языкам является домашнее чтение. Технические средства играют положительную роль в решении данной формы образовательного процесса, которая имеет два направления:

  • Чтение произведений художественной литературы страны изучаемого языка. Это дает возможность не только овладевать средствами выражения мысли, но и приобщиться к иной культуре, что поможет увидеть и понять окружающий мир в его разнообразии, глубже осознать себя как представителя другой социокультурной общности.
  • Чтение профильно-ориентированных текстов, которые развивают познавательные и профессиональные интересы. Будущие специалисты должны быть готовы использовать иностранный язык в качестве профильно-ориентированного общения.

«Домашнее чтение как самостоятельный аспект учебного предмета выполняет три основные функции:

  1. Образовательная. Обеспечивает передачу и развитие общеобразовательной культуры;
  2. Развивающая. Формирует самостоятельное отношение к окружающему миру;
  3. Обучающая. Предполагает понимание информации и умение изложить свое отношение к прочитанному». [1]

«Домашнее чтение как самостоятельный аспект учебной дисциплины «Иностранный язык» способно с одной стороны обеспечить более прочное формирование всех видов коммуникативной компетенции, с другой стороны, решить в процессе обучения иностранному языку задачи, которые требуют специального учебного и содержательного контекста». [1]

Различные формы самостоятельной работы позволяют расширить активный и пассивный словарь студентов, включая лексические единицы в различные контексты, закрепить грамматические навыки, развить творческую активность и индивидуальность.

Дистанционная форма обучения способствует решению этих проблем. Студентам предстоит понять, что учеба нужна в первую очередь им самим. Только самостоятельное обучение дает возможность накопить знания и сформировать умения.

 

 

Список литературы:

 

  1. Селиванова Н.А. «Домашнее чтение - важный компонент содержания обучение иностранным языкам». / ИЯШ №4 2004
  2. Иванников Б.Д. Повышение качества самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, - 1994. - № 1.
  3. Зинченко В. П. Дистанционное образование: к постановке проблемы / В. П. Зинченко // Педагогика. — 2000. — № 2. 
  4. library.ru/2/catalogs/periodical/?sec=17
  5. Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении англ. языка». / ИЯШ №3 2002.

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика