Суббота, 18.05.2024, 19:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 331.108.2

 

Морозова Ольга Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры менеджмента

ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Орел

 

Денисенко Валерия Сергеевна

студент,

ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Орел

 

ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы формирования высококвалифицированных специалистов, которые должны отвечать запросам современной экономики. Исследованы уровни взаимодействия образовательных учреждений и предприятий. Предложен механизм взаимодействия бизнес-среды и образования с последовательным выполнением информационно – аналитических функций и реализацией образовательного процесса.

Ключевые слова: бизнес, образование, подготовка высококвалифицированных кадров, современная экономика.

 

 

Morozova Olga Ivanovna,

Candidate of Economic Sciences, docent,

docent of the department of management

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

Denisenko Valeriya Sergeyevna,

Student,

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF FORMING AN EFFECTIVE SYSTEM OF INTERACTION BETWEEN THE BUSINESS ENVIRONMENT AND EDUCATION

 

Abstract: This article discusses the problems of forming highly qualified specialists who must meet the needs of the modern economy. The levels of interaction between educational institutions and enterprises are studied. The mechanism of interaction between the business environment and education with the consistent implementation of information and analytical functions and the implementation of the educational process is proposed.

Key word: business, education, training of highly qualified personnel, modern economy.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях развития современной экономики высокий уровень квалификации, профессиональная мобильность, развитие неформальных навыков и способностей к самообразованию являются основополагающими компонентами успешности профессиональной деятельности, социальной защищённости, а также профессиональной защищённости.

Происходят изменения требований к образованию, к его целям и задачам, а также корректировка организации педагогического процесса. Также повысились требования к процессу обучения специалистов в ВУЗах. Это связано, в первую очередь, с изменениями потребностей и ценностей общества, бизнеса и экономики в целом. В настоящее время, учреждения высшего профессионального образования не могут полностью обеспечить качественную подготовку специалистов разных областей из-за высокого уровня развития техники и технологий. Однако работа ВУЗов должна осуществляться на перспективу, чтобы в дальнейшем уменьшился разрыв между теоретической подготовкой специалистов и практической. Исходя из этого, становится необходимым создание системы взаимодействия бизнеса и образования.

Проблемой непрерывного образования интересовались многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные. Рассмотрев результаты анализа их работ, можно выделить то, что от степени интеграции различных структур в сфере образования зависит качество  и эффективность получаемого образования. Человек, после окончания образовательного учреждения и получения профессии должен продолжать и дальше обучаться для того, чтобы иметь возможность адаптироваться к изменяющимся условиям современной экономики и эффективно функционировать в своей профессиональной сфере. Это приводит к необходимости создания взаимодействия бизнес-среды и образовательного процесса.

Современные работодатели своей целью, в первую очередь, должны ставить обеспечения сотрудничества с учреждениями высшего или среднего профессионального образования, для того чтобы создать в своей организации систему корпоративного образования. Также необходимо личное активное участие предприятия в обучении собственного персонала. В то же время, образовательные учреждения не всегда выпускают высококвалифицированные кадры, способные сразу включиться в работу, поскольку, давая своим выпускникам академические знания, ВУЗы не могут им обеспечить полноценную практическую подготовку в какой-либо определённой области.

Поэтому можно выделить несколько уровней взаимодействия образовательных учреждений и предприятий. Данные уровни взаимодействия отражены на рисунке 1 [4, c. 25].

 

Рисунок 1 – Уровни взаимодействия бизнес-среды и образования

 

В настоящее время, система взаимодействия бизнес-среды и образования, должна быть направлена на устранение отрицательных явлений в образовательном процессе, а именно:

- отсутствие информационной базы о траектории карьерного пути будущего выпускника - специалиста;

- низкий уровень практической подготовки обучающихся (стажировки);

- отсутствие системы конкретных компетенций предъявляемых работодателем к выпускнику ВУЗа;

- современный рынок труда требует формирования эффективной система анализа спроса и предложения рабочей силы;

- отсутствие инновационных образовательных программ направленных на развитие как профессиональных, так и личностных качеств обучающихся;

- низкий уровень мотивации и контроля к обучению.

На наш взгляд, важно, чтобы представители бизнес – структур принимали различные формы активного участия в формировании образовательных программ учебных заведений. Например, включение в образовательные стандарты модулей в виде профессиональных мастерских, где специалисты компаний будут иметь возможность вести практическую подготовку обучающихся через мастер-классы, формировать индивидуальные учебные программы для особо одарённых студентов с последующим их трудоустройством.  Задействованные в подготовке и реализации образовательных программ работодатели, смогут формировать базу и программу практики, так же обеспечивая будущее трудоустройство выпускников учебного заведения. Помимо этого, бизнес -компании смогут выступать в роли попечительского совета. Таким образом, у работодателя появится возможность (будет заинтересован) самостоятельно формировать практические компетенции и готовить под себя будущих выпускников – специалистов [2].

Учебные заведения в первую очередь обращают внимание на обеспечение обучающимся фундаментальных знаний, с помощью традиционных методов обучения, поэтому при выходе на работу у выпускника отсутствует практические навыки выполнения своих должностных обязанностей.

 Традиционные методы обучения широко применяются даже в ведущих вузах страны, т.к. они хорошо развивают познавательные способности обучающихся и мы не должны от них отказываться. Но мы должны понимать, что данные методы малоориентированы на практическую подготовку выпускников, а современные условия развития экономики требуют широкого использования новейших методов и технологий, направленных на практическую реализацию знаний, на формирование интеллектуальных, творческих, аналитических способностей специалистов при решении производственных целей и задач.

Анализируя текущую ситуацию в образовательной сфере и в сфере бизнеса, можно сказать, что в настоящее время растёт потребность в различных программах подготовки и переподготовки кадров современной экономики. Данную потребность можно удовлетворить посредством разработки специальных образовательных программ, где будут готовиться высококвалифицированные специалисты различных областей, которые будут соответствовать всем требованиям современной экономики [3].

Таким образом, появляются проблемы, касающиеся непосредственного выбора нужной образовательной программы. А именно, сбор информации о всех существующих программах, которые были разработаны учебными учреждениями, их оценка, отбор наиболее качественных образовательных программ, а также информирование всех потенциальных потребителей об имеющихся программах. Данные проблемы наиболее рационально решать при помощи ассоциаций и союзов работодателей.

На базе подобной ассоциации или союза имеет место создание межвузовского информационно-аналитического центра, к функциям которого можно отнести:

- сбор информации о желающих записаться на определённую образовательную программу;

 - информирование вузов о сформированном запросе;

- сбор информации об имеющихся предложениях, а также её анализ;

- проведение конкурентной формы отбора поступивших предложений;

- организация процесса взаимодействия предприятия и учебного заведения.

 Если ВУЗ располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы реализовать определённую программу подготовки и уже сформировал предложение, то такая модель имеет место быть. В ином случае, межвузовский информационно-аналитический центр имеет право в рамках своих функций самостоятельно сформировать конкретный межвузовский проект [1].

Данная модель организации взаимосвязи бизнеса и образования должна объединить в единую долгосрочную программу профессиональной подготовки и переподготовки кадров, долгосрочные и краткосрочные специализированные модульные программы, эффективно реализующиеся во многих вузах страны. Сегодня подобные программы, в основном переподготовки кадров, имеют индивидуальный характер, т.к. осуществляется по заказу корпоративного клиента и имеет значительно, высокую стоимость.

 Наверное, сложно представить себе стандартизирующие модели взаимодействия бизнес среды и образовательной сферы, поскольку в настоящее время можно найти много отличий в процессе развития различных отраслей экономики и функционировании предприятий. Однако, в современной экономической системе существуют достаточное количество различных подходов к организации системы взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, которые поддерживают идею непрерывного образования. Большинство организаций в рамках своего региона имеют многолетний опыт сотрудничества с образовательными учреждениями. Важно, чтобы обе стороны были заинтересованы в данном сотрудничестве и прилагали совместные усилия  по обновлению методов и подходов взаимодействия с учётом требований инновационной экономики. Чтобы не только Вузы, но и предприятия создавали специальные подразделения, которые будет отвечать за осуществление всех вышеперечисленных функций.

Подводя итог всего выше сказанного, стоит отметить, что взаимодействие бизнеса и образования, предполагает под собой эффективную систему партнёрства предприятий и образовательных учреждений с прямой заинтересованностью региональной власти и возложенной ответственность на органы местного самоуправления и управления образованием.

 

 

Список литературы:

 

1. Бизнес и образование. Перспективы сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/biznes-i-obrazovanie-perspektivy-sotrudnichestva

2. Взаимодействие вузов и бизнеса идет на пользу экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/26/vzaimodejstvie-vuzov-i-biznesa-idet-na-polzu-ekonomike.html

3. Морозова О. И., Скоблякова И. В. Роль государства в формировании инновационных кадров для цифровой экономики.  // Государство и бизнес в современной экономике: материалы Международной научно–практической конференции г. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. – 130 c.  – С. 96 - 99    

4. Рудашевский, В. Д. Бизнес и образование: и конь, и трепетная лань... / В. Д. Рудашевский // Аккредитация в образовании, 2017. — № 5 (57) — С. 24-27.

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика