Суббота, 18.05.2024, 18:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

УДК 377

 

Мозгунова Нелли Николаевна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева

Россия, Мценск

 

Махова Светлана Асадовна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева

Россия, Мценск

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

 

Аннотация: Рассматриваются особенности проведения государственной итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена, основные проблемы, возникающие при этом. Предлагается формирование региональной модели сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций для повышения эффективности организации и проведения государственной итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, сетевое взаимодействие, государственная итоговая аттестация.

 

 

Mozgunova Nelly Nikolaevna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

Makhova Svetlana Asadovna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

ORGANIZATION OF A NETWORK MODEL OF INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR CONDUCTING DEMONSTRATION EXAMS

 

Annotation: The features of the state final certification in the form of a demonstration exam, the main problems arising in this case are considered. It is proposed to form a regional model of network interaction of professional educational organizations to improve the efficiency of the organization and conduct state final certification in the form of a demonstration exam.

Key word: demo exam, networking, state final certification.

 

ФГОС СПО по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) и актуализированные ФГОС СПО, приведенные в соответствие с профессиональными стандартами и международными требованиями, определили новые подходы к реализации образовательных программ. Одним из концептуальных нововведений ФГОС стало включение демонстрационного экзамена (далее ДЭ) в государственную итоговую аттестацию (далее ГИА), предназначение которого заключается в изменении требований к задачам и процедурам оценки достижений обучающимися результатов освоения профессиональной образовательной программы.

Государственная итоговая аттестация в виде демонстрационного экзамена с учетом стандартов Ворлдскиллс Россия имеет особенности, обусловленные формой проведения.

Первая особенность: оценка результатов обучения (компетенций) осуществляется независимыми экспертами. В целях соблюдения принципов объективности и независимости к оцениванию экзаменационных заданий не допускаются эксперты, принимавшие участие в подготовке экзаменуемых студентов и выпускников, или представляющие с экзаменуемыми одну образовательную организацию. В связи с этим образовательные организации сталкиваются с проблемой дефицита кадров при проведении ДЭ.

Инструменты оценки профессиональных компетенций выпускников продолжают совершенствоваться. Поэтому уровень квалификации педагогических кадров, привлекаемых к профессиональной подготовке студентов, в этом направлении требует постоянного повышения. В связи с этим одной из важных методических задач, стоящих перед руководителем профессиональных образовательных организаций (далее ПОО), становится создание условий и разработка комплекса мероприятий для совершенствования профессиональных компетенций в области организации процесса оценки результатов обучения студентов.

Вторая особенность: для проведения ДЭ образовательной организации необходимо наличие специализированной экзаменационной площадки (центр проведения демонстрационного экзамена (далее ЦПДЭ)), отвечающей установленным критериям в соответствии с инфраструктурным листом (перечень материалов и единиц оборудования). Реальная ситуация в системе среднего профессионального образования такова, что обеспечить все ПОО оборудованием, необходимым для проведения ДЭ в полном объеме, практически невозможно. В первую очередь, это связано с высокими финансовыми затратами на приобретение достаточно дорогостоящего оборудования. Дефициты материально-технического оснащения образовательного процесса, затрудняют, а зачастую не позволяют образовательным организациям располагать площадками, аккредитованными в качестве ЦПДЭ, и, как следствие, не дают возможности осуществлять подготовку студентов на высоком качественном уровне. Исходя из этого следует, что на сегодняшний день в регионе одна из основных проблем в проведении демонстрационного экзамена – отсутствие необходимого и достаточного количества аккредитованных ЦПДЭ.

Данная проблема активно решается на федеральном уровне путем реализации Федерального проекта «Молодые профессионалы» Национального проекта «Образование», основной целью которого является модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Обобщенная схема целевых показателей и инструментов данного проекта представлена на рисунке 1.[1]

 

 

Рисунок 1 - Обобщенная схема целевых показателей и инструментов Федерального проекта «Молодые профессионалы» Национального проекта «Образование»

 

Одним из способов полного или частичного решения выявленных проблем является выстраивание сетевого взаимодействия между профессиональными образовательными организациями и реализация профессиональных образовательных программ в части подготовки и проведения ГИА в виде демонстрационного экзамена в сетевой форме.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечит студентам возможность получения образования с использованием ресурсов нескольких организаций, успешной подготовки и прохождения процедуры ГИА в виде демонстрационного экзамена.

Взаимодействие ПОО в сетевой форме при подготовке и прохождении процедуры ДЭ направлено на:

  • повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций - участников сетевого взаимодействия;
  • рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций для решения общей цели и задач;
  • повышение качества образования с учетом аккумулирования лучшего опыта различных профессиональных образовательных организаций в части использования инновационного оборудования и квалифицированного кадрового состава;
  • повышение профессионализма кадрового состава через обмен передовым опытом подготовки кадров, проведение обучающих семинаров, прохождения курсов повышения квалификации.

Однако, несмотря на имеющиеся возможности профессиональных образовательных организаций, на сегодняшний день алгоритмы реализации образовательных программ в сетевой форме, механизмы финансово-экономических взаимоотношений, нормативный и методический базисы для осуществления данной деятельности, разработаны недостаточно.

Существующие сейчас в регионах модели сетевого взаимодействия предусматривают следующие ресурсы для сетевого взаимодействия:

- базы сетевых программ для среднего профессионального образования и профессионального обучения (Самарская область, Иркутская область, Москва и др.);

- системы сетевых обучающих семинаров для инженерно-педагогических кадров по реализации сетевых программ, внедрению модульного подхода по использованию,  применению современных технологий и др.;

- единый информационный ресурс профессионального образования;

- системы конкурсов профессионального мастерства и проектов обучающихся;

- механизмы кластерного взаимодействия;

- система независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций;

- механизмы профессионально-общественной экспертизы программ профессионального образования.

Для эффективной реализации программ сетевого взаимодействия в части подготовки и проведения ГИА в виде демонстрационного экзамена на уровне региона необходимо реализовать следующие направления:

1) нормативно-правовое сопровождение, которое должно включать нормативно-правовые акты по сетевому взаимодействию профессиональных образовательных организаций, в том числе и  в части подготовки и проведения ГИА в виде демонстрационного экзамена;

2) научно-методическое сопровождение, включая:

- формирование содержания сетевых программ с выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий;

- наращивание кадрового потенциала (повышение квалификации педагогических работников, проведение стажировок по использованию инновационного оборудования), обеспечение резерва экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена как из числа преподавателей, так и из числа представителей профессионального сообщества;

- отработка механизмов коллективного использования сетевых ресурсов, формирование кластеров по соответствующим укрупненным группам специальностей и компетенциям;

3) информационное сопровождение:

- формирование единого информационного пространства и образовательной среды профессионального образования (создание регионального информационного ресурса профессионального образования).

4) управленческое сопровождение:

- уточнение номенклатуры реализуемых в профессиональном образовании и обучении программ, создание базы профессиональных компетенций, востребованных в регионе;

- реструктуризация сети образовательных организаций;

- развитие системы независимой оценки качества и сертификации квалификаций профессионального образования;

- формирование госзаказа по запросам регионального рынка труда.

Элементами сети должны стать образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования и профессионального обучения (профессиональные образовательные организации (образовательные организации, реализующие обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения), образовательные организации начального профессионального образования, высшего профессионального образования, образовательные комплексы, ресурсные центры, учебные центры профессиональных квалификаций, центры оценки и сертификации квалификаций), а также организации и предприятия отраслей экономики, принимающие активное участие в сетевом взаимодействии.

Таким образом, для успешного прохождения процедуры ГИА по программам СПО необходимо на региональном уровне разработать алгоритм подготовки и проведения ГИА в виде демонстрационного экзамена, как части реализации профессиональной образовательной программы в сетевой форме.

 

 

Список литературы:

 

1. Кравченко И.А. Модельная методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по федеральным государственным образовательным стандартам, предусматривающим государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена/ И.А. Кравченко, И.В. Аьанкина. – М.: Институт образования НИУ ВШЭ, 2020. – 27 с. – URL: http://spo-edu.ru/index/financing/files/podhody.pdf (дата обращения 01.12.2020). - Текст : электронный.

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 369 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика