Воскресенье, 19.05.2024, 00:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ИНДИКАТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ К НИМ

УДК 378.1

 

Сафонова Татьяна Николаевна,

кандидат технических наук,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева,

Россия, Ливны

 

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ИНДИКАТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ К НИМ

 

Аннотация: Рассмотрена методика составления профессиональных компетенций и индикаторов достижения для образовательных программ высшего образования с опорой на профессиональные стандарты.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, индикаторы достижения компетенций, задачи трудовой деятельности, трудовые функции, трудовые действия.

 

 

Safonova Tatiana,

Candidate of technical sciences,

Livny branch of Orel State University named after I. S. Turgenev,

Livny, Russia

 

EXPERIENCE IN DEVELOPING OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AND ACHIVEMENT INDICATORS FOR THEM

 

Abstract: It deals with the methodology of compiling professional competencies and indicators of achievement for higher education programs based on professional standard.

Key words: professional competencies, indicators of achievement of competencies, tasks of labor activity, labor functions, labor actions.

 

Утверждение стандартов третьего поколения высшего образования, в частности федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, приводит к необходимости формирования новой компетентностной модели выпускника по данным стандартам.

Мониторинг образовательных программ предыдущего поколения показал, что каждая из заявленных компетенций частично формируется на одной или нескольких дисциплинах, а ее окончательное формирование отсылается на практику и государственную итоговую аттестацию, где проверка сформированности всех компетенций затруднена [1]. Кроме того, существование матрицы компетенций без расшифровки, как можно диагностировать достижение этих компетенций, является лишь формальной констатацией факта закрепления той или иной компетенции за дисциплиной. Конечно, есть еще фонды оценочных средств, где указываются знания, умения и навыки, но они плохо увязаны с компетенциями. Поэтому для успешного формирования компетентностной модели выпускника в новых стандартах вводится понятие индикаторов достижения компетенций. Индикаторы достижения компетенций это обобщенные характеристики, уточняющие и раскрывающие формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником.

Профессиональные компетенции делят на обязательные, которые формулируются в примерных основных образовательных программах, и рекомендуемые, также сформулированные в ПООП, которые образовательная организация вправе включить полностью или частично, или заменить данные компетенции на самостоятельно определенные в соответствии с профессиональным стандартом. Поскольку примерная программа по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств в реестре ПООП отсутствует, встает вопрос о самостоятельной формулировке самих профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов и подбора индикаторов их достижения.

Профессиональные компетенции формулируются исходя из того, что выпускник должен будет осуществлять профессиональную деятельность как минимум в одной области, и решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного во ФГОС. В нашем случае это две области профессиональной деятельности: 28 Производство машин и оборудования и 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности. В соответствии с направленностью (профилем) Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств выбираем задачи профессиональной деятельности следующих типов: производственно-технологический и проектно-конструкторский.

Следующим шагом является выбор профессиональных стандартов из представленных во ФГОС, соответствующих видам и задачам профессиональной деятельности. В выделенных стандартах выбираем одну или несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ) исходя из уровня квалификации выпускника по ФГОС. В нашем случае это 5 уровень – высшее образование - бакалавриат без требований к практическому опыту работы.

Далее следует группировка трудовых функций для детализации групп и минимизации числа компетенций, так как многочисленные ряды компетенций затрудняют диагностику по результатам образования и уровня их усвоения. Из отобранных трудовых функций выделяются наиболее значимые для видов деятельности выпускника и анализируются трудовые действия из разных стандартов на предмет совпадения их по необходимым умениям и знаниям.

Например, в профессиональных стандартах 40.031 Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении и 40.083 Специалист по автоматизированному проектированию технологических процессов есть сходные трудовые функции: обеспечение технологичности конструкции машиностроительных изделий низкой сложности со схожими трудовыми действиями (рис.1).

Рисунок 1 - Трудовые функции

 

Эти трудовые действия можно обобщить и на их основе сформулировать индикаторы достижения компетенций (табл. 1).

 

Таблица 1 - Индикаторы достижения компетенций

После проведенного анализа и систематизации трудовых действий можно переходить к формулировке компетенций, при этом опираться нужно на индикаторы достижения компетенций, которые являются деятельностными характеристиками компетенций, т.е. могут быть представлены набором конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. Индикаторы достижения профессиональных компетенций соотносятся с трудовыми функциями (действиями) профессиональных стандартов. Индикаторы раскрывают суть компетенции, являются основными структурными элементами компетенции. Каждая компетенция – это набор родственных по смысловым характеристикам индикаторов.

Требования, предъявляемые к индикаторам достижения компетенция заключаются в достаточности, однозначности и измеримости осуществляемых действий средствами образовательного процесса. Для формулировок рекомендуется использовать глаголы действия, соотносящиеся с таксономией Блума: анализирует, рассматривает, сравнивает, участвует, использует, формулирует, определяет, применяет, планирует, организует и т.д. Пять – восемь индикаторов описывают одну компетенцию и не повторяются в других. Они должны быть проверяемы не только в процессе формирования компетенции (текущий и промежуточный контроль), но и в итоговой аттестации.

Параллельный процесс, который необходимо проводить при формулировании индикаторов достижения компетенций, это сопоставление деятельности с комплексом знаний, умений и навыков, которые также содержатся в профессиональных стандартах в виде необходимых умений и необходимых знаний.

Привычные ЗУНы всегда шире, чем индикаторы достижения компетенции. Одни и те же ЗУНы необходимы для освоения разных компетенций. Знания, умения и навыки являются дескрипторами – признаками уровня освоения компетенции. По сути, мы имеем открытый список дескрипторов для каждой компетенции, что затрудняет возможность оценки сформированности компетенции. Однако они имеют право на существование как результаты обучения по дисциплине, которые в свою очередь должны быть соотнесены с индикаторами достижения компетенций.

Для этого процесса необходимо распределить индикаторы достижения компетенций по учебным дисциплинам, опираясь на необходимые знания и умения, сформулированные в профессиональных стандартах, формируя тем самым ресурсную базу компетенции.

Следующий этап разработки профессиональных компетенций и индикаторов их достижения – составление проверочных схем. На этом этапе формируются фонды оценочных средств по дисциплинам. Для проверки сформированности компетенции по каждому ее индикатору формулируется задача в широком смысле слова, в результате выполнения которой обучающийся будет совершать действия, прописанные в индикаторе достижения компетенции на том или ином уровне. Под уровнем понимаем упомянутые выше дескрипторы уровня – знания, умения и навыки, которые служат результатами обучения по дисциплине [2].

К поставленной задаче выдвигаются требования, каким путем следует эту задачу решать. Поскольку результатом служит либо продукт, либо процесс, то на выходе результат должен однозначно отслеживаться. Например, для индикатора ПК-1.4 задачей будет выбор заготовки для детали [наименование]. Требуется: по марке материала установить его технологические свойства, указать конструктивные особенности детали, выбрать метод и способ получения заготовок, выбрать конструкцию заготовок деталей и т.д.

При выполнении данной задачи обучающийся демонстрирует степень овладения данной составляющей компетенции на одном из уровней: он может иметь теоретические знания, но еще не умеет делать; может уметь делать это для простых деталей; а также может переносить знания и умения на более сложные детали. Поскольку компетенции формируются не на одной дисциплине, то необходимо составить карты с распределением индикаторов достижения компетенций по элементам программы, используя опыт преподавательского сообщества.

 

Список литературы:

 

1. Сафонова, Т.Н. Формирование фондов оценочных средств в условиях реализации компетентностно-ориентированной ООП ВПО / Т.Н.Сафонова // Труды 10-й Юбилейной международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» Сборник 10- Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2013. – С. 421 - 425

2. Сафонова Т.Н. Конкретизация целей обучения для разработки оценочных средств /Т.Н. Сафонова// Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы региональной научно-практической Интернет конференции (18 декабря 2018г., г. Ливны) – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2018. – С.18- 21.

 

References

 

1. Safonova, T.N. (2013) Formirovanie fondov ocenochnyh sredstv v usloviyah realizacii kompetentnostno-orientirovannoj OOP VPO [Formation of funds of assessment tools in the context of realization of the competence-based educational programs of higher school] / T.N. Safonova, Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke [Higher school teacher in the 21-st century] – Pub. «D&V» Rostov n/D.: Rostov State Transport University Vol. 10, PP. 421 – 425 (in Russ)

2. Safonova, T.N. (2018) Konkretizaciya celej obucheniya dlya razrabotki ocenochny`x sredstv [The specification of the learning objectives for the development of assessment tools] / T.N. Safonova, Professional`noe obrazovanie: aktual`ny`e problemy` i puti ix resheniya: materialy` regional`noj nauchno-prakticheskoj Internet konferencii [Professional education: current problems and ways to solve them: materials of the regional scientific and practical Internet conference] – Pub. Orel: OSU named after I. S. Turgenev PP. 18 – 21 (in Russ)

 

 

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 277 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика