Суббота, 18.05.2024, 22:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСК

УДК. 377

 

Трясцин Антон Павлович,

кандидат технических наук, доцент,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

 

Печникова Ирина Николаевна,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

 

Аннотация: Проблема качества подготовки специалистов среднего звена, основанная на компетентностном подходе, является важной и актуальной задачей современного образовательного процесса.  Основу компетентностного подхода составляет профессиональная культура специалиста и необходимый опыт профессиональной деятельности, а также сочетания теоретической подготовки и элементов будущей профессиональной деятельности. Качественная подготовка выпускников по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» является важной задачей, кадрового обеспечения предприятий практически любого профиля, что подтверждается проведенным анализом потребности предприятий региона.

Ключевые слова: компетентностный подход, качество подготовки, образовательный процесс, компетенции, умения, навыки, преподавание, профессиональный статус

 

 

Tryastin Anton Pavlovich,

Candidate of technical Sciences, docent,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

Pechnikova Irina Nikolaevna,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

COMPETENCE APPROACH TO THE QUALITY OF TRAINING GRADUATES IN THE SPECIALTY " TECHNICAL OPERATION AND MAINTENANCE OF ELECTRICAL AND ELECTROMECHANICAL EQUIPMENT (By INDUSTRY)"

 

Abstract: The problem of the quality of training of middle-level specialists, based on a competence-based approach, is an important and urgent task of the modern educational process. The basis of the competence approach is the professional culture of the specialist and the necessary professional experience, as well as a combination of theoretical training and elements of future professional activity. High-quality training of graduates in the specialty "Technical operation and maintenance of electrical and Electromechanical equipment (by industry)" is an important task for personnel support of enterprises of practically any profile, which is confirmed by the analysis of the needs of enterprises in the region.

Key words: competence approach, quality of training, educational process, competencies, skills, teaching, professional status

 

Введение. Под компетентностным подходом к подготовке выпускника  понимается формирование интегральной характеристики, определяющей способность в будущего специалиста решать поставленные профессиональные проблемы и задачи, которые возникают в реальных условиях. Отсюда следует, что компетентностно ориентированная профессиональная подготовка в системе среднего профессионального образования заключается в формировании системных личностных характеристик, определяющих профессиональное развитие студента.

Реализация компетентностного подхода  подразумевает модернизацию  методов преподавания  практической деятельности, которая должна быть основанна  на личностно ориентированном подходе.

В ходе проведенных исследований было установлено, что в настоящее время имеются несоответствия между реальным и требуемым уровнем компетентности выпускника, соответствующего его профессиональному статусу.  Реализуемая в настоящее время узкопрофессиональная модель специалиста-выпускника уже не учитывает современные реалии. Компетентностный подход делает акцент на  информационную, коммуникативную, социально-правовую, профессиональную направленность.

Профессионально-личностные компетенции подразумевают существование способности молодого  профессионала  вступать  в активную экспериментальную  позицию по отношению к собственной высококлассной  деятельности, к себе самому с целью глубокого  анализа, оценки эффективности развития себя как  личности и организации возложенных поручений в ходе работы; персональной стратегии и тактики в построении личного  жизненного и профессионального пути.

В профильную компетенцию модели выпускника специальности 13.02.01. «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» должно входить:

Выпускник должен знать и уметь применять на практики: первый и  второй законы Ома, первый и второй законы Кирхгофа, два закона коммутации. Эти законы студенты изучают на втором курсе на дисциплине «Теоретические основы электротехники». Знание данных законов позволяет понимать принципы работы электротехнических устройств, которые студенты изучают на третьем и четвертом курсе, а также при роботе на производстве, позволяет разобраться и освоить новое оборудование. 

При изучении дисциплины «Измерительная техника» студенты знакомятся со способами измерений, а так же изучают измерительные приборы. При изучении дисциплины необходимо знакомить студентов с современными электроизмерительными приборами и комплексами: электроизмерительные комплексы измерения, сопротивления заземляющего устройства, петли тока короткого замыкания фаза – нуль, измерения реактивных сопротивлений с помощью электроизмерительных мостов.

Дисциплина «Электронная техника» знакомит студентов с  электронными устройствами, принципом их действия, и применения. На основе изученного в курсе дисциплины студенты на третьем и четвертом курсе изучают принципы работы современных электронных устройств релейной защиты и автоматики. Этот предмет создает основу знаний выпускника для освоения различной электронной техники. 

На дисциплине «Электрические машины» студенты изучают принципы действия электрических машин, схемы их включения в сеть, и их рабочие характеристики. Этот предмет создает компетенцию выпускника, которая будет использована в любой отрасли, в которой он будет работать.

«Электрические аппараты» - дисциплина, изучающая физические процессы, происходящие в электрических аппаратах напряжением до и свыше 1000 вольт. На основе этой дисциплине создается компетенция выпускника, которая будет использована выпускником в будущем. Электрические аппараты это часть электротехнической отрасли, которая очень динамично развивается. Для понятия принципа работы современных и будущих электрических аппаратов выпускнику необходимо иметь представление о физических процессах, происходящих в электрических аппаратах при коммутации электрических цепей в различных режимах.

На третьем курсе студенты изучают предметы «Электроснабжение отрасли», «Электрический привод», «Электрическое и электромеханическое оборудование». Эти дисциплины построены на знаниях полученных студентами на втором курсе.

«Электроснабжение отрасли»- предмет, изучающий выработку, распределение и потребление электрической энергии. На основе полученных ранее знаний студен должен освоить методики выбора проводов и кабелей. Студентами изучаются перспективы развития электроснабжения, данный предмет формирует компетенцию выпускника в направлениях электроснабжения:

- выработка электрической энергии, электрические станции;

- транспорт электрической энергии, воздушные кабельные линии, токопроводы, закрытые токопроводы их конструкция и виды;

- распределение электрической энергии, электрооборудование трансформаторных подстанций и распределительных устройств;

- силовые трансформаторы;

-потребление электрической энергии, основные виды потребителей: электрические двигатели, и электропривода, электрические печи;

- виды схем электроснабжения: магистральная, радиальная, комбинированная;

 - коммутационные аппараты до и свыше 1000 вольт;

- устройство заземляющих устройств, их конструкция и методы расчета;

На дисциплине «Электрическое и электромеханическое оборудование» студенты изучают конструкцию электромеханического оборудования:

- мостовых кранов, талей, лебедок;

- вентилятор, компрессоров, насосов;

- поточно-транспортных систем, конвейеров;

- электрических печей;

- электропривода металлорежущих станков.

Эта дисциплина формирует компетенцию выпускника в области конструкции электромеханического оборудования, принципов его работы, для будущего освоения на производстве новых видов оборудования на основе полученных знаний.

Дисциплина «Электрический привод» изучает механические характеристики и способы регулирования скорости вращения электрических машин при различных условиях работы.

Студенты изучают электропривод со следующими электрическими машинами:

- двигателями постоянного тока параллельного, последовательного и смешанного возбуждения;   

- асинхронными двигателями с короткозамкнутым и фазным ротором;

- синхронными двигателями.

На основе полученных знаний в курсе дисциплин «Электрические машины» и «Элетрический привод» у выпускников формируется набор знаний и  умений в области электрических машин и механизмов, приводимых с их помощью.

На четвертом курсе студенты изучают дисциплины «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханическое оборудование», «Наладка электрического и электромеханического оборудования», «Потребители электрической энергии», «Качество электрической энергии», которые формирую компетенцию выпускника, как правильно производить пусконаладочные работы, испытание, эксплуатацию электрического и электромеханического оборудования, которое ранее было изучено на втором и третьем курсах.

На основе изучения студентами выше приведенного учебного материала у выпускника формируются компетенции во всех отраслях использования электротехнического оборудования, его правильной и безопасной эксплуатации с соблюдением всех установленных норм. При этом выбор необходимого типа обучения, форм и методов формирования компетенций можно сформировать у студентов в процессе академического обучения. Для развития практических умений и навыков необходимо качественно реализовывать те компетенции, которые позволяют моделировать и воспроизводить в учебном процессе ситуации реальной профессиональной деятельности. В этой связи особое внимание должно быть уделено тем компетенциям, которые должны быть получены в ходе подготовки и выполнения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

 

Список литературы:

 

1.Трясцин А.П., Теоретические подходы к стратегии подготовки водителей транспортных средств [Текст] / А. П.  Трясцин, Ю.Н. Баранов, А.П. Лапин, А.А. Катунин//  Мир транспорта и технологических машин», №2 (42), 2012 г.-С-123-128

2. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный

3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5.-С. 3-12. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный.

 

 

 

 

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 225 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика