Суббота, 18.05.2024, 19:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛ РОССИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТ

УДК 377

 

Горелова Юлия Александровна,

кандидат экономических наук,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

 

Мозгунова Нелли Николаевна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

 

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛ РОССИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Аннотация: В данной статье рассмотрен процесс подготовки и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, предусмотренного ФГОС ТОП-50 и актуализированными ФГОС СПО с позиции требований нормативной документации и собственного опыта организации и проведения демонстрационного экзамена.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, компетенция, наставничество.

 

 

Gorelova Yulia Alexandrovna,

candidate of economic sciences,

Mtsensk branch of OSU named after I. S. Turgenev ,

Russia, Mtsensk

 

Mozgunova Nelly Nikolaevna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

KEY ASPECTS OF EFFECTIVE ORGANIZATION AND CONDUCTING DEMONSTRATION EXAM ON WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS IN THE FRAMEWORK OF STATE FINAL CERTIFICATION

 

Abstract: This article discusses the process of preparing and conducting a demonstration exam according to WorldSkills Russia standards, provided for by the requirements of the Federal State Educational Standard TOP-50 and updated by the Federal State Educational Standard of secondary vocational education from the standpoint of the requirements of regulatory documents and personal experience of organizing and conducting a demonstration exam.

Key words: demonstration exam, competence, mentoring.

 

Применение демонстрационного экзамена в качестве инструмента итоговой государственной аттестации стало реальностью в ходе внедрения ФГОС ТОП-50 и актуализации действующих ФГОС СПО.

На демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills происходит моделирование реальных производственных условий для оценки профессиональных умений и навыков выпускников.

Особенностью данной формы аттестации является практикоориентированность, независимая оценка уровня квалификации, ориентация на мировые стандарты подготовки кадров.

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева имеет опыт проведения данной формы экзамена, но пока только в рамках промежуточной аттестации в ходе пилотной апробации демонстрационных экзаменов в регионе.

9 апреля 2018 года Президент РФ В.В. Путин утвердил перечень поручений по итогам рабочей поездки в Свердловскую область, состоявшейся 6 марта 2018 г. Правительству РФ поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» обеспечить использование в системе среднего профессионального образования стандартов WorldSkills как базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров. А также увеличить до 50% доли организаций, которые реализуют образовательные программы среднего профессионального образования и в которых демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills является одной из форм государственной итоговой аттестации.

Необходимым требованием для проведения демонстрационного экзамена является наличие центра проведения демонстрационного экзамена. Мценский филиал успешно прошел аккредитацию по стандартам WorldSkills и получил статус Центра проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Веб-дизайн и разработка».

С 18 по 20 апреля 2018 года на базе Мценского филиала ОГУ имени И.С. Тургенева в рамках пилотной апробации состоялся демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills по компетенции «Веб-дизайн и разработка».

В демонстрационном экзамене приняли участие 15 студентов и линейные эксперты – профессионалы сферы информационных технологий Орловской области, под руководством Насырова Н.Ф.,  сертифицированного эксперта Союза WorldSkills по компетенции «Веб-дизайн и разработка».

В процессе выполнения модулей студенты показали высокий уровень овладения видами профессиональной деятельности, продемонстрировали умение работать с различными программными продуктами, разрабатывать базы данных, программировать на языках JavaScript и PHP.

Мероприятие проводилось в режиме онлайн-трансляции, каждый желающий мог посмотреть ход экзамена на сайте «Безопасный Мценск».

На основе полученного опыта необходимо отметить, что организация и проведение демонстрационного экзамена очень сложное мероприятие, в котором можно выделить следующие основные аспекты.

Во-первых, подготовка профессиональной образовательной организации к проведению демонстрационного экзамена

Для правильной организации демонстрационного экзамена образовательное учреждение обязано строго следовать этапам подготовки к экзамену и соблюдать правила проведения, предусмотренные Методикой организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Вордскиллс Россия, утвержденного приказом Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». [1]

В ходе этой подготовки реализуются следующие этапы:

1.Организационный этап.

Определение перечня компетенций, площадок проведения и формирование графика проведения демонстрационного экзамена. Подготовка документов для сертификации площадок (для Центров проведения демонстрационного экзамена).

2. Формирование экспертной группы, организация и обеспечение деятельности Экспертной группы. Особенностью данного этапа является обучение привлекаемых участников экспертной группы для получения свидетельства эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена по соответствующей компетенции. Данное обучение бесплатное и доступно всем желающим на платформе Академии Worldskills.

3. Разработка регламентирующих документов в соответствии с требованиями Методики организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Вордскиллс Россия.

4. Проведение демонстрационного экзамена.

Во-вторых, организация работы педагогических работников по подготовке обучающихся к демонстрационному экзамену.

Все педагогические работники, особенно ведущие обучение по профессиональным модулям СПО, должны знать принципы организации демонстрационного экзамена, техническое описание соответствующей компетенции, быть знакомы с примерным заданием, которое публикуется на сайте Worldskills. Элементы технического описания и конкурсных заданий по соответствующей компетенции должны стать неотъемлемым элементом процесса обучения путем внедрения их в рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и практик.

Третьим, но самым важным на наш взгляд, аспектом является работа с обучающимися по подготовке к демонстрационному экзамену.

Работа с обучающимися начинается с прохождения ими учебной практики, в соответствии с утвержденной программой практики, на которой они получают первоначальные навыки работы и подкрепляют полученные теоретические знания. Преподаватели филиала приняли участие в работе по актуализации образовательных программ в соответствии с требованиями Ворлдскиллс. Таким образом в учебную практику были внедрены элементы заданийWorldSkills по соответствующим компетенциям.

Обучающиеся, показавшие высокий уровень подготовки на практике и занимающиеся в дополнительное время, после тренировок участвуют во отборочном чемпионате филиала по стандартам WorldSkills. Победителей готовят к региональному и вузовскому чемпионату по стандартам WorldSkills, но и те, кто не попал сборную для участия, продолжают тренироваться, так как есть возможность участия в следующем чемпионате. Общение ребят друг с другом, здоровый дух соперничества, обмен опытом позволяет им развивать свои способности и получать новые профессиональные умения и навыки.

С каждым годом привлечение обучающихся к участию в движении WorldSkills становится проще, так как они понимают возможности и перспективы своего профессионального и личностного развития. Активная профориентационная работа, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, проводимые на площадках филиала как экспертами, так и участниками чемпионатов, демонстрация видеоматериалов с чемпионатов, в которых участвовали наши ребята в холле учебного заведения, на сайте, все это создает позитивную и активную рабочую атмосферу.

Обучающиеся, незадействованные в подготовке и участии в чемпионатах, тоже тренируются на площадках, согласно полученного задания на демонстрационный экзамен, по спланированному графику, отрабатывают каждый модуль.

Также обучающихся знакомят с правилами проведения демонстрационного экзамена заранее, они изучают необходимую документацию, на тренингах моделируются различные ситуации, что может произойти на экзамене, и им необходимо найти правильное решение, как нужно поступить, чтобы не нарушить правила проведения экзамена.

Систематические тренировки позволяют отточить навыки работы, сначала работа ведется в разрезе правильности выполнения, затем по мере подготовки студентов, добавляется работа над быстротой выполнения задания. Нужно отметить, что тренировки проводятся в условиях, максимально приближенных к условиям проведения демонстрационного экзамена.

Для проведения тренировок целесообразно привлекать тех обучающихся, которые уже принимали участие в региональных и/или вузовских чемпионатах по стандартам Ворлдскиллс по данной компетенции.

Студент, который достиг определенных результатов в чемпионатном движении, становится наставником, который служит для других обучающихся авторитетом и примером успешного профессионального роста. Он может помочь решить проблему адаптации к новым видам деятельности, показать, как решать возникающие проблемы и извлечь максимум преимуществ из обучения, оказать поддержку в личностном и карьерном развитии.

В процессе работы с обучающимися должна проводиться работа социально-воспитательной службы, куратора в плане воспитания личностных качеств, таких как настойчивость, упорство, целеустремленность для возможности (даже если студент не является участником чемпионата) доказать себе, что он тоже достойно владеет навыками, которые пригодятся ему для работы. Обучающиеся понимают, что и работодатели, и они - выпускники заинтересованы в высоких показателях своей профессиональной компетентности, которые измерит демонстрационный экзамен и которые будут отражены в их паспорте компетенций.

Особую роль играет работа по психолого-педагогическому сопровождению подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену, так как данное мероприятие, в виду строгих ограничений, временных рамок, наличия на площадке независимых экспертов, отражается и на психологическом состоянии студентов.

Таким образом, важнейшими аспектами организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс являются подготовка профессиональной образовательной организации, организационная работа с педагогическим составом, обучающимися и особенно их психолого-педагогическая подготовка к участию в данном испытании.

 

 

Список литературы:

 

1. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Вордскиллс Россия, утвержденного приказом Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», 2019. – 22 с. – URL: https://worldskills.ru/assets/docs//14111.pdf (дата обращения 01.12.2020). - Текст : электронный.

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика