Суббота, 18.05.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ УРОВНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА К ВЕДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНOСТИ В УСЛОВИЯХ ПА

УДК 371.3

 

Курдюмов Олег Геннадьевич,

преподаватель,

ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Орёл

 

К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ УРОВНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА К ВЕДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНOСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

 

Аннотация: Статья поднимает вопрос о сложностях, связанных с необходимостью удаленной работы учителя в 2020 году. Анализируется возможность применения на практике положений из методических рекомендаций, выпускаемых специалистами «Институтом развития образования» Орловской области.

Ключевые слова: дистанционное обучение, методика преподавания гуманитарных дисциплин.

 

 

Kurdyumov Oleg Gennadievich,

teacher,

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

TO THE QUESTION OF THE THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF THE EDUCATION COMMUNITY TO CONDUCT EDUCATIONAL ACTIVITY IN PANDEMIC CONDITIONS

 

Abstract: The article is devoted to the questions of the difficulties associated with the need for remote work of teachers in 2020. The article analyzes the possibility of applying in practice the methodological recommendations issued by the specialists of the" Institute of education development " of the Oryol region.

Key words: distance learning, methods of teaching of humanitarian disciplines.

 

События весны 2020 года выявили дополнительные проблемы в системе российского образования. Наряду с уже традиционными и неоднократно описанными сложностями, пандемия продемонстрировала полное отсутствие специальных сервисов для удаленной работы со значительной по количеству аудиторией. Многие отечественные сервисы, к примеру, Якласс – не выдерживают критики. Мало того, что полноценное пользование ресурсом возможно только за отдельную плату, что всегда вызывало конфликтные ситуации с родителями учащихся, так и серверы кампании Яндекс просто не выдерживали возросшей нагрузки.

Другой проблемой явилась недостаточная подготовка преподавательского состава к работе онлайн. Несмотря на то, что в регионе действует специализированное Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», и все педагоги обязаны проходить регулярные курсы повышения квалификации, в обозначенной организации в критической ситуации выяснилось, что знаний большинству преподавателей явно не хватило. Конечно, необходимость проводить все занятия удаленно возникла внезапно. Даже – непредсказуемо. Однако тенденция к компьютеризации образования наблюдается уже не первый год, следовательно, и какая-то базовая компьютерная грамотность должна была быть у всех педагогов области. К сожалению, сыграть на опережение не получилось.

Ситуацию были призваны исправить специалисты из «Института развития образования». Ну а собственно, кто как не они находятся на передовой педагогической науки и по профессиональному долгу призваны помочь коллегам в сложившейся обстановке. Как и многие товарищи по цеху с началом карантина я обратился за помощью к сайту указанного учреждения. Методические рекомендации было обнаружить не сложно, они были опубликованы на главной странице сайта[1]. Документ, названный в античном стиле «О преподавании учебных предметов в дистанционной форме обучения» (авторы Гревцев И.А., Пухальская Н. М.), состоит из 3 страниц и  на 1/4 представляет собой перечисление нормативно-правовых документов, регулирующих дистанционное обучение. Остальной текст – это подборка ссылок на образовательные ресурсы с их краткой аннотацией.

Несколько лучше, на первый взгляд, дела обстоят с «Методическими рекомендациями по организации освоения содержания образовательных программ по обществоведческим дисциплинам (история, обществознание) в общеобразовательных организациях в условиях использования дистанционных образовательных технологий»  (автор - Матюхина Н.А., руководитель отдела обществоведческих дисциплин). Правда, на поверку, самые полезные материалы рекомендаций либо сводятся к простой работе с учебником, либо просто скопированы с ресурсов Яндекса.

Весьма могут пригодится в практической работе советы в духе «Расскажите детям и родителям, в какие конкретно часы проходит обучение — это позволит всем четко организовать свое расписание» (с. 2) или «Временные рамки для выполнения задач зависят от ваших целей и могут быть разными, на пример: сделать в течение часа — и через час вы возвращаетесь к заданию; сделать до завтра, и к заданию вы вернетесь на следующем уроке; сделать в течение недели или другого периода» (с.2). Безусловно, без этих рекомендаций даже опытные педагоги вряд ли бы догадались так поступить.

Параграф 2 «Как осуществлять обучение и контроль за его результатами в условиях отсутствия у школьников доступа в Интернет?» содержит несколько строк рекомендаций по использованию телефона – отправить СМС с заданиями и дождаться от ученика фотографий выполненного задания (с. 3). К сожалению, автор не уточняет, как отправить фото без интернета. Видимо, имеется ввиду актуальный  лет 10 назад стандарт ММС. Продолжение параграфа же содержит ознакомительную информацию с УМК издательств «Просвещение», «Российский учебник», «Русское слово». Никакие особенности работы с этими изданиями в условиях отсутствия у учеников доступа в интернет не названы, что вызывает вопрос о необходимости размещения этой информации в данном параграфе.

Следующий параграф составлен по такому же принципу. Общие рекомендации дополняются пространным примером для работы с кейс заданием. Однако как осуществить полноценный разбор его с учеником – остается на откуп учителя и, конечно же, родителей учащегося.

Приложение к документу, примерно 1/3 от всего объема текста – уже знакомое нам перечисление нормативно-правовых актов и аннотации, взятые с образовательных ресурсов. Практическую пользу могло бы принести приложение 3 – «Как провести видеоурок», взятое с сайта Яндекс.Учебник. однако необходимые технические рекомендации там заменяются общими фразами. А пункт 4 данного руководства ««Отмечайте» посещения: перечисляйте учеников по именам, здоровайтесь с каждым, кто подключился к трансляции, улыбайтесь, спрашивайте, как дела. Эти приемы также создают эффект присутствия» (с.13), намекает на то, что составители инструкции никогда не пробовали поприветствовать каждого входящего в видеоконференцию на 20-30 человек лично. Представляется, что подобное начало урока напротив отвлечет внимание класса, настроенного с самого начала на работу, а не на светские разговоры с отдельными учениками.

Таким образом, методические рекомендации, размещенные на сайте Института развития образования, по сути, являются банальными отписками и не могут принести никакой практической пользы, разве что – воспользоваться имеющимися там ссылками при невозможности найти их с помощью гугла. Абсолютная неспособность профильной организации облегчить труд преподавателя в период пандемии проявилась, как это и всегда бывает в экстремальной ситуации. Отсюда единственная возможность разработать подходящую для удаленной работы методику – совещания практиков, обмен опытом с учетом и анализом ошибок и достижений коллег.

Главные вопросы, на которое должно ответить педагогическое сообщество – это трансформация урока в сложившихся реалиях. Очевидно, что короновирус это надолго. Не менее очевидно и то, что в любой момент человечество может столкнуться с вызовами куда серьезнее. Слава Богу, этот вирус имеет не высокий процент летальности и от него относительно реально защититься. Необходимо быть готовыми ко всему.

Кроме того, давайте научимся видеть и плюсы в удаленном образовании. Теперь доступ к знаниям не будет зависеть от места расположения ученика или учителя. Ломоносовым XXI века не обязательно покидать родные Холмогоры, что бы учиться у ведущих преподавателей страны и, что уж там, - даже мира. Остается, конечно, другая проблема – доступ к скоростному интернету в глубинке. Но и это вопрос ближайшего будущего.

Этой осенью общественность Орловской области поставила неудовлетворительную оценку работе всего педагогического сообщества весной 2020 года. Можно сколько угодно утешать себя взаимной высокой оценкой своих усилий. И.А. Крылов в известной басне уже все сказал по этому поводу. Факты говорят об обратном – когда осенью 2020 года вновь стал вопрос о введении дистанционной формы обучения в школах, родители учеников в многочисленных соцопросах, комментариях в социальных сетях высказались  резко против таких мер. Объяснение – резкое снижение качества образования. Даже строгое следование рекомендациям из указанных методичек сведет образование к самостоятельной работе ученика с учебником и проверке домашнего задания. Как временная мера это еще могло сработать, но в длительной перспективе приведет к коллапсу.

Ни один даже самый талантливый и трудолюбивый педагог не в состоянии справится с этой проблемой в одиночку. Требуется разработка специального программного обеспечения. Возможно – совершенствование уже имеющегося. Необходимы регулярно работающие курсы повышения квалификации преподавательского состава. Технологии меняются постоянно и было бы замечательно, если бы существовала какая-то техническая поддержка педагогов. С реальным обучением новым образовательным методикам, а не формальными отписками. Слишком много вопросов и слишком мало ответов.

Остается лишь надеяться, что печальный опыт удаленного обучения весной 2020 года будет учтен специалистами из соответствующих организаций, что позволит подготовить преподавателей к удаленной работе, в случае если это опять потребуется. А если не потребуется – знания в области современных технологий наверняка не окажутся лишними.

 

 

Список литературы:

 

  1. Гревцев И.А., Пухальская Н. М. О преподавании учебных предметов в дистанционной форме обучения. Методические рекомендации. URL: оиро.рф
  2. Матюхина Н.А. Методические рекомендации по организации освоения содержания образовательных программ по обществоведческим дисциплинам (история, обществознание) в общеобразовательных организациях в условиях использования дистанционных образовательных технологий. URL: оиро.рф

 

 

[1] См. официальный сайт  оиро.рф

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика