Суббота, 18.05.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.1

 

Никищенкова Галина Викторовна,

кандидат филологических наук,

ФСПО Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, Орёл

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности дистанционного обучения иностранным языкам на ФСПО. Особое внимание уделяется необходимости осуществления всех видов речевой деятельности при организации учебного процесса в дистанционной форме.

Ключевые слова: иностранные языки, дистанционное обучение, виды речевой деятельности, организация учебного процесса.

 

 

Nikishchenkova Galina,

Candidate of Philological Sciences,

FSVE Polytechnic Institute named after N.N. Polikarpova

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

DISTANCE LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES AT THE FACULTY OF SECONDARY HIGHER EDUCATION

 

Abstract: The article deals with the peculiarities of distance learning process while teaching foreign languages at the faculty of secondary higher education. Considerable attention is paid to the system of controlling knowledge for all types of speech activity while organizing the distance learning process itself.

Key words: foreign languages, distance education, types of speech activity, organization of learning process.

 

Основной целью обучения иностранным языкам в учебных заведениях среднего профессионального образования является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранными языками. В настоящее время технологии обучения направлены на формирование у будущего специалиста способностей, которые помогут осуществлять различного вида деятельности. Стали интенсивно внедрятся в учебный процесс такие инновационные педагогические технологии, как использование ресурсов и услуг Интернета, обучающих видео программ и т.д. Они способствуют организации и активизации учебной деятельности студентов, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат не только на уроках английского языка, но и при дистанционном его изучении. Говорение, аудирование, чтение и письмо являются ведущими видами деятельности при обучении иностранным языкам на ФСПО. Необходимо, чтобы студенты самостоятельно, но обязательно под руководством преподавателя осуществляли эти виды деятельности. При обучении произношению, речи, аудированию необходимо звуковое сопровождение и быстрое исправление ошибок. В данном случае дистанционное обучение предполагает проведение традиционного занятия виртуально, в форме интернет-видеоконференций. При обучении чтению и письму  происходит увеличение самостоятельной работы студентов, будущий специалист должен уметь самостоятельно организовать свою познавательную деятельность.

На основе проведенного анализа литературных источников можно выделить следующие тенденции развития методики обучения иностранного языка на современном этапе:

  • дифференцированный подход (усиливающаяся дифференциация методов, приемов и содержания обучения, в зависимости от целей и планируемых уровней владения языком, от особенностей контингента учащихся и условий обучения и культуры); нами было проведено тестирование при разделении группы на подгруппы с целью выявления уровня учащихся.
  • устойчивые тенденции сокращения переводных методов;
  • усиление роли взаимодействия и речевой активности учащихся;
  • применение в обучении новых технических средств;
  • интеграция элементов разных методов в современных системах обучения.

Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, необходимо проводить занятия с применением ПК и новых технических средств. Разнообразные мультимедийные игры и программы, онлайн-тестирования с объяснением материала и ошибок, просмотр видеофильмов способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Можно изучать современный, живой язык с помощью обучающих программ BBC, Euro Talk, Learn to Speak English и других. Фрагментарное использование разных источников позволяет повысить мотивацию и интерес ребят  к предмету при изучении как лексических, так и грамматических тем. При дистанционном обучении иностранным языкам необходимо принимать во внимание, что оно исключает реальное общение, затрудняет проведение дискуссий, диалогов, ролевых игр, что необходимо для обучения практическому владению иностранным языком.

Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый студент получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же время в условиях традиционного обучения. Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы, автоматизации отрабатываемого навыка. Студенты могут использовать компьютер, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Просмотр небольших видео фильмов и выполнение заданий к ним повышают мотивацию обучающихся, учат умению мыслить, анализировать полученную информацию и формировать свое мнение.  Например, на первом курсе при изучении темы Человек и общество (Приветствие, прощание, представление себя и других людей в официальной и неофициальной обстановке. Общение с друзьями. Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, род занятий, должность, место работы и др.) можно посмотреть небольшой фильм Can I help you with anything? и предложить обучающимся следующие задания:

1. As you watch you should answer this question and mark the statements as T (true) or F (false). What things does Joe do to help people?

  • gives a flower
  • has practical training
  • pays a bus fare

2. What do you think of Joe’s project?

3. What adjectives would you use to describe Joe’s personality? (kind, generous, ….)

4. Would you consider doing something similar to what Joe did? Why / Why not?

5. Write the following quote from Joe: ‘We can’t say what is meaningful or not, because a small thing can have that butterfly effect’ and translate it into Russian. What does Joe mean?

6. Do something kind for another person. Write what you did and how you felt (15-20 sentences).    

Просмотр фильма помогает закрепить и осознать важность предлагаемых выражений и фраз. Пользуясь речевыми клише, ребята могут, взаимодействуя друг с другом, вежливо благодарить, спрашивать, предлагать, отказываться и т.д.

Речевые клише могут быть следующими:

Expressions to offer help:

I wondered if there’s anything I could do for either of you?

I wonder if I could help you with your bags?

  • Do you need any help?
  • May I help you?

Expressions to accept help:

 That’s really kind of you. Thank you so much.

That’s so nice of you. Thank you.

Expressions to politely refuse help:

That very kind of you, but I’m okay.

That’s very nice of you, but no thank you.

Инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением студентов в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования. Технология, стимулирующая интересы студентов и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в группе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество ребят.

Будущий специалист должен быть достаточно подготовлен для выполнения всех видов работ по информационному поиску и информационному обеспечению научных исследований, а также для самостоятельной работы с неадаптированным научным текстом любого уровня сложности. Использование метода проектов на уроках английского языка является необходимым условием для развития познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. На уроке возможно использование как мини –  проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными   и групповыми. Проект может раскрывать одну из актуальных проблем научной, политической, культурной, правовой, социальной жизни человека. Мы считаем допустимым и даже желательным гибкий подход к выбору тематики текстового материала, которая может определяться по согласованию с группой  студентов. Тематика проектов у студентов среднего профессионального образования зависит от курса и специальности, на которой они обучаются. Проектная работа включает не только сбор и обобщение информации по рассматриваемой теме, но и самостоятельное исследование, практическую часть, авторское видение проблемы. Результатом проектной деятельности может быть любая письменная работа, художественная творческая работа, материальный объект, макет, модель, отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Во время дистанционного обучения целесообразно использование и подготовка видео презентаций и их представление в облачной платформе zoom, где можно обсудить и проанализировать полученную информацию, задать вопросы и подвести итоги.  

Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

Следует отметить, что, несмотря на все плюсы дистанционного обучения,  использования новых технических средств, мы не можем исключать традиционные методы обучения, ведь реальное общение невозможно заменить никакой компьютерной программой. Необходимо рациональное использование современных технологий.

 

 

Список литературы:

 

1. Борзова Е.В. Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах / Е.В. Борзова // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. - Вып.4.-С.4-15. 

2. Оконешникова А. Ю. Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 229–231. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770564.htm.

3. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие. — М.: Академия, 2004. 416 с. 

 

 

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика