УДК 330
Петрова Людмила Анатольевна,
преподаватель,
Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,
Россия, Карачев
Использование ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация: рассматривается использование деловых игр, разработанных фирмой «1С», при формировании профессиональных компетенций у студентов экономических специальностей при обучении использованию конфигураций системы «1С:Предприятие».
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, «1С:Предприятие», деловая игра.
Petrova Lyudmila Anatolyevna,
teacher,
Karachevsky branch OSU named after I. S. Turgenev,
Russia, Karachev
USING BUSINESS GAMES FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF
ECONOMIS SPECIALTIES
Abstract: The article discusses the use of business games developed by 1C for development of professional competences among students of economic specialties learning how to use 1C:Enterprise applications.
Key words: digital economy, digital competences, 1C:Enterprise, business game.
Президентом Российской Федерации поставлена задача запуска масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения – так называемой цифровой экономики. Единственная возможность для нашей страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике – качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов, которые не просто получили в вузе диплом о высшем образовании, а обладают реальными знаниями и компетенциями, умением их правильно применять, заниматься аналитической, творческой работой, способных к автономному принятию решений.
Основными целями одного из приоритетного направления, касающегося кадров и образования, являются:
- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами;
- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
В образовательной сфере программа предполагает следующие взаимосвязанные направления: формирование образа выпускника, образовательных стандартов, программ, систем оценивания, содержания образования, методов и способов образовательной деятельности на всех уровнях образования и во всей структуре образовательного процесса. Молодой специалист, приступая к работе, сталкивается с проблемами, которые не существовали в период его учебы, поэтому ему следует научиться прогнозированию, моделированию ситуации, для чего преподаватель должен выявить и использовать интеллектуальные и эмоциональные возможности личности студента.
Выявление потенциальных возможностей будущего специалиста заложено в совершенствовании процесса обучения. Главного в учебном процессе – активность студента. Наиболее эффективной формой повышения активности являются деловые игры. Их целесообразнее всего применять в экономических дисциплинах. Деловые игры относятся к игровым имитационным методам обучения и занимают среди них ведущее место.
В центре игрового модерирования будущей профессиональной деятельности оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает наиболее характерные признаки и свойства реального объекта и наиболее полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин. Можно строить деловые игры с моделированием поиска решения комплексных задач студентами различных специальностей, что позволяет устанавливать межпредметные связи. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности и условие для продолжения студентами процесса познания самостоятельности, вне стен учебного заведения. Игра есть также своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной деятельности.
Деловая игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. В ходе ее студент учится анализировать производственные ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра позволяет формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, приобретать опыт, погружаясь в деятельность и проживая предлагаемые роли. Студенты с удовольствием и очень активно работают в группах. За счет проработки конкретных производственных ситуаций, поиска способов и методов решения проблем участники игры повторяют пройденный учебный материал и самостоятельно знакомятся с новым, что способствует освоению как профессиональных, так и общих компетенций. В группе работают обучающиеся с различным уровнем знаний и умений по дисциплине, разделу, теме. После деловой игры студенты с низким первоначальным уровнем знаний значительно его повышают.
Примерами деловых игр, используемых в экономических специальностях, являются «Предприниматель и фирма», «Стратегия фирмы», «Эффективность контроля», «Бизнес-план», «1С:Учебное предприятие. Бухгалтерский учет». Использование персонального компьютера в учебном процессе позволяет освободить студента от массы рутинных операций и расчетов. Кроме того, любая работа, выполняемая на персональном компьютере, всегда носит элемент игры. В связи с этим использование персонального компьютера позволит сделать процесс погружения в среду реального бухгалтерского документооборота динамичным и увлекательным. Программно-методические компоненты деловой игры помогут приобрести и отработать профессиональные навыки учетной работы, а правильный порядок обработки бухгалтерских документов покажет базовый сценарий.
Деловая игра «1С:Учебное предприятие. Бухгалтерский учет» позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности личности студента, а также практические и навыки работы с программой. Предлагаемая деловая игра – это учебная ситуационная игра, позволяющая приобрести практические навыки учетной работы с настоящими бухгалтерскими документами настоящего предприятия с использованием настоящей бухгалтерской программы. Согласно сюжету игры ее участник становится главным бухгалтером условного предприятия, где он ведет бухгалтерский учет начиная с момента создания предприятия (государственной регистрации, постановки на учет в налоговом органе) в течение одного квартала до получения итоговой отчетности. Такой подход способствует хорошему усвоению материала студентами, повышает их интерес к самостоятельной работе с документами.
«1С:Учебное предприятие. Бухгалтерский учет» это построенный в виде деловой игры учебный курс по ведению бухгалтерского учета в среде программы «1С:Бухгалтерия 8». Уникальность его заключается в том, что изучение бухучета происходит методом «погружения» в среду реального бухгалтерского документооборота с использованием компьютерной бухгалтерской системы и системы правовой поддержки. Он содержит методические рекомендации для преподавателей, набор документов, отражающих хозяйственную деятельность гипотетического предприятия, в бумажном и электронном виде, при этом реализуется учебная модель «от документа». Каждый участник игры попадает в виртуальную среду функционирования условного предприятия, в которой по каждому факту хозяйственной деятельности предлагается реальный первичный документ (платежное поручение, кассовый ордер, банковская выписка и т.п.), оформленный в соответствии с установленными требованиями. На основе первичных документов требуется принять решение о способе отражения хозяйственных операций, а затем выполнить их ввод в компьютерную бухгалтерскую систему. В процессе игры воспроизводится процесс ведения бухгалтерского учета в бухгалтерии условного предприятия начиная с момента его государственной регистрации, постановки на учет в налоговом органе и далее в течении одного квартала до получения итоговой отчетности.
Таким образом для реализации приоритетных программ необходимо применять педагогические инновации использование новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результата в подготовке современного специалиста. В учебном процессе на современном этапе используют следующие образовательные технологии: проблемное обучение, метод проектов, кейс-метод, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, игровые формы обучения, которые позволяют получить необходимые компетенции XXI века, в том числе: критические и творческие мышление, инициативность и ответственность, адаптивность, инновационность, предприимчивость, эмоциональный интелект.
Список литературы:
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ) от 28 июля 2017. № 1632-р) // СПС «КонсультантПлюс».
2. «1С:Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений». URL: https // edu. 1cfresh.com.
3. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. 2-е изд. М.:МАН ИПТ, 2005.
4.Хохрякова Ю.В. Моделирование поведения интеллектуальной информационной системы в условиях изменяющей информационной среды. Сборник трудов международной научной конференции «Высокие технологии и инновации в науке». СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2018.
|