Суббота, 18.05.2024, 23:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЭКОНОМИСТА НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗИРОВАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

УДК 378

 

Печкарева Галина Николаевна,

кандидат экономических наук,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

 

Горелова Юлия Александровна,

кандидат экономических наук,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Мценск

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЭКОНОМИСТА НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗИРОВАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

 

Аннотация: В данной статье производится сравнение положений действующего федерального государственного образовательного стандарта и актуализированного федерального государственного образовательного стандарта, вступающего в действие с 01.01.2021 года, анализируется возможность гибкого подхода к формированию образовательной траектории выпускника.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетенция, профессиональные стандарты, образовательная траектория.

 

 

Gorelova Yulia Alexandrovna,

candidate of economic sciences,

Mtsensk branch of OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

Pechkareva Galina Nikolaevna,

candidate of economic sciences,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

FORMATION OF A FLEXIBLE EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE ECONOMIST BASED ON THE ACTUALIZED FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

 

Abstract: This article compares the provisions of the current federal state educational standard and the updated federal state educational standard, which comes into force on 01.01.2021, analyzes the possibility of a flexible approach to the formation of the educational trajectory of a graduate.

Key words: federal state educational standard, competence, professional standards, educational trajectory.

 

12 августа 2020 года приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №954 был утвержден актуализированный федеральный государственный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению 38.03.01 Экономика, который стал следующей ступенью развития системы высшего образования России.

Мнения по поводу данной реформы как всегда разнообразны и отражают разные позиции специалистов. Для одних этот процесс является сложным и неоднозначным, так требует сопряжения требований ФГОС ВО, основанных на понятиях компетентностного подхода, и требований к квалификации работника, которые предъявляют профессиональные стандарты в виде обобщенных трудовых функций. Другие специалисты рассматривают принятие данного ФГОС ВО (3++) как возможность создания более гибких и адаптированных к региональным условиям образовательных программ высшего образования.

ФГОС ВО 3++ являются еще более рамочными по сравнению с предшествующими ФГОС ВО. Следует также отметить, что ФГОС ВО 3++ регламентируют области профессиональной деятельности выпускников в соответствии с классификатором, утвержденным Министерством труда и социальной защиты, и перечень типов профессиональных задач, к решению которых могут быть подготовлены выпускники, но не предполагают деление программ на академические и прикладные. В сложившейся ситуации образовательным организациям при разработке образовательных программ предоставляется право выбора типов профессиональных задач и установления профессиональных компетенций с учетом рекомендаций примерных основных образовательных программ (ПООП).

Актуализированный в соответствии с требованиями профессиональных стандартов ФГОС ВО (3++) предполагает значительно большую академическую свободу образовательных организаций при формировании образовательной траектории подготовки специалистов соответствующего направления в соответствии с потребностями регионального рынка труда и изменениями в профессиональной сфере деятельности.

Изменения касаются прежде всего создания общего языка, единообразной терминологии в документах сферы труда и образования. Так, области профессиональной деятельности обозначаются в ФГОС ВО в соответствии с приказом Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»; в данном приказе установлена классификация профессиональных стандартов по областям профессиональной деятельности, что отражается в коде профессионального стандарта. [1]

В ФГОС ВО 3+ использовалось понятие «Области профессиональной деятельности», ФГОС ВО 3++ расширяет это понятие до «Области и сферы профессиональной деятельности», оставляя его открытым с возможностью дополнения. В соответствии с п.1.11 выпускник может осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня его образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника. Данная норма является весьма важной в связи с предоставляемой образовательным организациям возможностью формирования широкого спектра направленностей (профилей) основной профессиональной образовательной программы, в том числе межпрофильных программ (например, таких как «Экономика строительства»).

В ФГОС 3++ также не используется термин «Вид профессиональной деятельности»; это связано с тем, что в профессиональном стандарте «Вид профессиональной деятельности» – это единица для объединения сходных групп должностей с целью описания их квалификации (в образовательных стандартах под этим понимается группа сходных профессиональных задач).

Вместо этого ФГОС ВО оперирует понятием «Тип профессиональных задач». Оно служит для идентификации направленности (профиля) образовательной программы, которая сближает компетенцию выпускника с определёнными видами профессиональной деятельности на рынке труда.

 

Таблица 1 – Виды профессиональной деятельности и типы профессиональных задач бакалавра по направлению 38.03.01 Экономика

Вид профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС 3+ (2015 г.)[3]

Тип профессиональных задач в соответствии с ФГОС 3++ (2020 г.)[2]

Расчетно-экономический

Аналитический

Аналитический, научно-исследовательский

Научно-исследовательский

Организационно-управленческий

Организационно-управленческий

Педагогический

Педагогический

Расчетно-финансовый

Финансовый

Учетный

Расчетно-экономический

Банковский

 

Страховой

 

 

Как видно из таблицы 1, количество позиций в 2020 году по сравнению с 2015 годом сократилось, причем они стали более конкретизированными и ориентированными на профессиональные стандарты, которых в ФГОС ВО 3++ направления 38.03.01 Экономика предусмотрено 2 группы:

- 01 Образование и наука;

- 08 Финансы и экономика.

В приложении к ФГОС ВО 3++ направления 38.03.01 Экономика также представлен перечень профессиональных стандартов, рекомендуемых для составления необходимого профиля образовательной программы высшего образования.

Пункт 1.13 ФГОС ВО 3++ направления 38.03.01 Экономика оговаривает, что выбор направленности (профиля) образовательной программы высшего образования, реализуемой образовательной организацией, устанавливается в соответствии с направлением подготовки в целом и конкретизирует ее содержание в рамках направления подготовки путем ориентации на:

- область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;

- тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

- при необходимости – на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания. [2]

Таким образом, ФГОС ВО 3++ направления 38.03.01 Экономика дает широчайшую возможность разработки уникального профиля подготовки будущих экономистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а, при необходимости, и конкретного работодателя.

Это значительно отличается от действующих ранее стандартов, в которых оговаривался перечень направленностей (профилей) подготовки бакалавра, которые достаточно сильно ограничивали состав вариативной части учебных планов.

Так примерная основная образовательная программа направления 38.03.01 Экономика, разработанная в соответствии с ФГОС ВО 3+ предусматривала реализацию 10 направленностей (профилей).[4] В тоже время ФГОС ВО 3++  ориентирует разработчиков на профессиональные стандарты, которых по группе 08 Финансы и экономика на сегодняшний день насчитывается 39.

Сочетание данных стандартов, видов обобщенных трудовых функций и выбор задач профессиональной деятельности, не говоря уже о конкретных объектах профессиональной деятельности, дает образовательной организации широкий простор для формирования уникальной профессиональной траектории будущих выпускников, исходя из конкретных запросов профессионального сообщества. При этом ФГОС ВО 3++ не ограничивает разработчиков образовательный программ представленным перечнем профессиональных стандартов, а дает возможность расширения списка используемых профессиональных стандартов при разработке профессиональных компетенций.

В соответствии с требованием Закона «Об образовании в РФ» ФГОС ВО формулируют требования к результатам освоения образовательных программ в виде компетенций. При этом если ФГОС ВО 3+ устанавливал перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, то ФГОС ВО 3++, как уже отмечалось ранее, носит более рамочный характер и устанавливает только перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций. Перечень профессиональных компетенций должен быть сформулирован в Примерных основных образовательных программах, а также может быть дополнен непосредственно разработчиками основных образовательных программ. Следует также иметь ввиду, что в соответствии с ФГОС ВО 3++ универсальные компетенции являются едиными для всех направлений подготовки конкретного уровня образования, а общепрофессиональные компетенции носят «универсальный», «надпрофессиональный» характер, как правило, для конкретного направления и уровня подготовки. Данный подход, в определенной степени, позволяет обеспечить преемственность образовательных программ по уровням и направлениям подготовки, а также междисциплинарный (межнаправленческий) характер подготовки выпускников.

На наш взгляд, возможность образовательной организации самостоятельно формулировать профессиональные компетенции выпускника, опираясь на выбранные профессиональные стандарты и обобщенные трудовые функции, также является весомым достоинством актуализированных ФГОС ВО. Это позволит формировать образовательную программу таким образом, чтобы сформировать оптимальную модель специалиста для выполнения конкретных востребованных профессиональных задач. Данный процесс должен проходить при непосредственном участии всех заинтересованных работодателей региона и с учетом современных изменений конъюнктуры рынка труда Российской Федерации в целом, так как применение электронных и дистанционных технологий значительно расширяет возможности образовательной организации по привлечению обучающихся из других регионов.

Таким образом, актуализированный федеральный государственный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению 38.03.01 Экономика создает образовательным организациям широкие возможности для разработки уникальной образовательной траектории выпускников, позволяя разрабатывать наиболее востребованные направленности (профили) подготовки.

 

 

Список литературы:

 

1. Пилипенко С.А. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации/ С.А. Пилипенко, А.А. Жидков, Е.В. Караваева, А.В. Серова// Высшее образование в России. – 2016. - №6. – С. 5-11.– URL: http://vovr.ru/upload/6-16.pdf (дата обращения 01.12.2020). - Текст : электронный.

2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. №954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению 38.03.01 Экономика.– URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf (дата обращения 01.12.2020). - Текст : электронный.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. №1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата).– URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf (дата обращения 01.12.2020). - Текст : электронный.

4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.– URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения 30.11.2020). - Текст : электронный.

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика