Суббота, 18.05.2024, 21:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК  371. 39

 

Марченкова Ирина Анатольевна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. Тургенева,

Россия, Мценск

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:  В данной статье рассмотрены актуальные проблемы дистанционного обучения. С каждым годом увеличивается количество информационно - коммуникационных технологий, которые интегрируются в сферу образования.  Дистанционное образование как система предполагает наличие комплекса структур, которые, находясь во взаимодействии, обеспечивают целостность процесса обучения и профильного наполнения предметов изучения. Проанализированы преимущества и недостатки дистанционного образования.

Ключевые слова: образование, дистанционное образование,  обучающийся, обучаемый,  преподаватель,  Россия, наука,  техника, инновационные методы обучения, Интернет, компьютер.

 

 

Marchenkova Irina Anatolyevna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

CURRENT PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION DEVELOPMENT

 

Annotation: This article discusses the current problems of distance learning. Every year, the number of information and communication technologies that are integrated into the field of education increases. Distance education as a system assumes the presence of a complex of structures that, being in interaction, ensure the integrity of the learning process and the profile content of the subjects of study. The advantages and disadvantages of distance education are analyzed.

Keywords: education, distance education, student, trainee, teacher, Russia, science, technology, innovative teaching methods, Internet, computer.

 

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Сегодня  современные школьники, студенты активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования [3].

Дистанционная форма процессов образования, зародившаяся еще в XVI-XVII вв., получила свое широкое распространение в конце XX века. Дистанционное образование – это качественно новый, прогрессивный вид обучения.

Дистанционное обучение в Российской Федерации начинает приобретать официальный статус с начала 1990-х гг., а в 1995 году была принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России».

Дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Актуальность системы дистанционного образования заключается в том, что прогресс общества в целом переместился из сферы технологий в информационную сферу. Дистанционное образование подразумевает применение современных методик, средств, форм обучения, отличных от других форм образования [1].

Достоинства дистанционного обучения:

- технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

- доступность и открытость обучения - возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

- как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе.

- дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, оно более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы. Интенсивность и продолжительность занятий тоже можно регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и тот же материал, может потребоваться разное количество времени.

 Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т. д.)

Дистанционное обучение в первую очередь может быть удобно людям, страдающим физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия.

Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для повышения квалификации, непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым обучающимся показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью обучающегося по другим дисциплинам.

Использование современных Интернет технологий и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией [2].

Преимуществами дистанционного образования являются сокращение сроков обучения, возможность параллельного обучения в российском и зарубежном вузах, независимость студента от географического расположения вуза.

Еще одно преимущество дистанционного образования - оценки, которые получить обучающийся будут более  объективная, чем, если учиться не  дистанционно. Дело в том, что при дистанционном обучении не возникает личных симпатий и антипатий преподавателя к обучающемуся. 

Но есть и недостатки при обучении с использование дистанционных технологий:

- отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем;

- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;

-  необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все обучающиеся имеют компьютер и выход в Интернет.

- одним из ключевых вопросов дистанционного обучения остается проблема подтверждения личности пользователя при проверке знаний,  так как задания может выполнять кто другой и при этом получать хорошие оценки.

Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося.

Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения, не позволяет обучающемуся получить практический опыт в той или иной сфере деятельности. Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, так как не все могут владеть компьютер как ас.

Качество дистанционного образования зависит от высокой самодисциплины, организованности и мотивированности обучающегося, без которых оно практически невозможно. Дистанционное образование накладывает определенную ответственность на обучающегося, ему самому нужно выполнять всю учебную программу по всем дисциплинам.

В апреле 2020 году все учебные заведения России из - за вынужденных мер перешли на дистанционное обучение. Не исключение стал Мценский филиал, где обучается более 300 студентов. Конечно, дистанционное обучение не сразу всем понравилось,  приходилось пересмотреть учебный процесс,  нужны были современные доступные компьютерные технологии, Интернет, преподавателям требовалось осваивать платформу zoom, создавать видео - уроки, подготавливать учебный материал, чтобы он был доступнее и интересен каждому обучающемуся. Обучающимся требовалось больше времени на самостоятельное изучение лекционного материала,  выполнения заданий. Но все равно дистанционное обучение показало, что все мы можешь перестроиться и продолжать жить и работать в любых условиях.

Также был проведен социологический опрос среди преподавателей Мценского филиала.   Каждому был задан вопрос, как вы считается процесс дистанционного обучения нужно использоваться постоянно, уйти от привычной  очной формы обучения.  

90% преподавателей считают, что очное обучение не должно уйти на задний план, лишь при очном обучении обучающий получить все необходимые знания,  так как если, что-то не понятно можно спросить и преподаватель еще раз разъяснит материал. Высококвалифицированного специалиста можно подготовить, только используя очную форму обучения, так как практические занятия,  особенно все виды практики надо проходит при очной форме обучения, когда ты сам можешь что-то сделать и увидеть то, что получилось,  а при дистанционной форме обучения этого трудно постичь.

10% преподавателей считают, что дистанционное обучение можно оставить и чередовать занятия,  используя дистанционные технологии и очное обучение.

Среди обучающихся Мценского филиала тоже был проведен социологический опрос.  Как вы относиться к тому, чтобы вместо очной формы обучения внедрять дистанционную форму обучения.

50 % обучающихся считают,  что  дистанционная форма обучения не так хороша,  приходиться выполнять больший объем самостоятельных заданий,  самому искать материал для решения задач, 15% обучающихся не видят ничего хорошего в данной форме обучения, так как не имеют, технической возможности нет компьютера, Интернета, проживают в сельской местности. 

35% обучающихся ответили, что им  нравиться такая форма обучения, так как не нужно перед все группой отвечать,  что выполненные задания можно прислать преподавателю в любое время. 

В настоящее время в Мценском филиале высшее образование очно- заочной формы обучения обучается с использованием дистанционных технологий.  Учебный процесс  по СПО и ВО построен таким образом,  чтобы дистанционные технологии продолжали использоваться при изучении дисциплин, так как некоторые вопросы лекционного материала можно и самостоятельно изучать.

Дистанционное обучение является частью общей системы образования, предполагая при этом возможность непрерывности обучения и саморазвития. Также необходимо учитывать, что есть различие в восприятии дистанционного обучения как системы и как процесса. Дистанционное образование как система предполагает наличие комплекса структур, которые, находясь во взаимодействии, обеспечивают целостность процесса обучения и профильного наполнения предметов изучения.

Дистанционное образование как процесс должно обеспечивать непрерывность обучения с технической точки зрения, используя в качестве поддержки инновационные составляющие современной науки и техники.

Проблемы и возможности дистанционного образования очевидны. Дистанционное обучение  уже шагнуло в нашу жизнь, дистанционные уроки, мастер-классы сейчас не являются экзотикой в нашем образовании.

Уже сегодня можно говорить об успешных примерах внедрения систем дистанционного обучения. Удачным и гармоничным сочетанием потенциала, возможностей и правильного понимания роли и места дистанционного обучения в традиционном учебном процессе.

 

 

Список литературы:

 

1. Голованова, Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения / Ю. В. Голованова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 163-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7048/ (дата обращения: 24.10.2020).

2. Научно - теоретический журнал. Наука и образование сегодня.  № 9 (20), М.: Издательство Проблемы и наука, 2017. С. 5-7.-  URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7047/ (дата обращения: 25.10.2020).

3. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22704 (дата обращения: 24.10.2020).

 

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования. | Добавил: Tupikin (16.12.2020)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика