Воскресенье, 22.06.2025, 23:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы6 » 6. Открытые учебно-воспитательные мероприятия и их роль в профессиональном становлении педагога.

Открытое учебно-воспитательное внеклассное мероприятие по химии

Открытые учебно-воспитательные мероприятия и их роль в профессиональном становлении педагога

Научная статья

УДК 37.013

 

Открытое учебно-воспитательное внеклассное мероприятие по химии

 

Сергей Андреевич Пучков

МБОУ СОШ имени героя Советского Союза И.А. Солдатова, Нижнее Большое, Липецкая область, s.puchkov2011@yandex.ru

 

Аннотация. Особенностями внеклассных мероприятий является их необычность, не шаблонность.  Они способствуют пробуждению интереса детей к процессу обучения, мотивации их к самостоятельному познанию конкретного предмета.  Позволяют конкретизировать интересы учащихся, направленные на приобретение определенных навыков и умений, разнообразить школьную жизнь развлекательными моментами.

Ключевые слова: внеклассное мероприятие, мотивация, побуждение, познание, навыки, умения

 

Open educational activities and their role in the professional development of a teacher

Scientific article

 

Аn open educational extracurricular event in chemistry

 

Sergey Andreevich Puchkov 
MBOU secondary school named after the hero of the Soviet Union I.A. Soldatov,  Nizhny Bolshoi, Lipetsk region,s.puchkov2011@yandex.ru

 

Abstract.  The peculiarities of extracurricular activities are their unusual, not formulaic nature. They help to arouse children's interest in the learning process, motivate them to independently learn a particular subject. They allow you to specify the interests of students aimed at acquiring certain skills and abilities, and diversify school life with entertaining moments.

Keywords: еxtracurricular activities, motivation, motivation, cognition, skills, abilities

 

Введение

А.С.Макаренко говорил: «Наши детиэто наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди» [1].

 Современная образовательная школа представляет собой вариативный процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей отдельного человека, общества, и государства в целом. Воспитание как неотъемлемая система образования играет большую роль в течение всего периода обучения ребенка.

В масштабах современного государства и в тех условиях, которые сложились в современном обществе, воспитание является многоуровневым процессом. Для государства важно формирование полноценных членов общества, способных в дальнейшем выполнять свои социальные функции.

Основная часть

Особенностями внеклассных мероприятий является их необычность, нешаблонность выбора видов и форм проведения, что способствует пробуждению интереса детей к процессу обучения, мотивации их к самостоятельному познанию конкретного предмета. Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия помогают направить, активизизировать познавательную деятельность школьников, углубить их знания, расширить кругозор. Внеклассные мероприятия позволяют конкретизировать интересы учащихся, направленные на приобретение определенных навыков и умений, разнообразить школьную жизнь развлекательными моментами.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия могут иметь такие формы исполнения как, беседа, дискуссия, викторина, тренинг, конференция, олимпиада и другие. При выборе содержания и форм проведения внеклассных мероприятий важно учитывать особенности учащихся.

Для учащихся средней школы следует отдавать предпочтение проведению занятий с элементами двигательной активности, наглядной демонстрации, или давать материал в виде игры. Нужно учитывать незначительный практический опыт детей этой возрастной категории, формировать базисные знания, умения и навыки. Дети старшего школьного возраста способны к более длительному статическому восприятию материала, к воспроизводству большего количества текста, они отличаются стрессоустойчивостью, что играет решающую роль при выборе формы проведения внеклассного мероприятия. В таких случаях стоит отдать предпочтение театрализованным постановкам, КВН, брейн-рингу.

Открытые внеклассные мероприятия учебно-воспитательного характера способствуют повышению интереса школьников к предмету, получению новых знаний и умений, с использованием нетрадиционных форм подачи информации

Виды внеклассных мероприятий существуют различные. Познавательные функции игры очень широки. Мое мероприятие называлось: «Путешествие, в сказочную  страну химия». Вначале организационного момента моей задачей было переключить аудиторию на занимательный материал. Мой диалог проходил в виде блиц – опроса. Например: Вы ещё не слышали о химических явлениях, а уже не раз встречались с доброй волшебницей химией. Знаете, где и когда? У себя дома, каждый день, каждый час? После разнообразных ответов детей, в процессе которых я старался направить на правильный ответ отвечающих, плавно, ненавязчиво перешел к вводной части. Наступило утро. Вы встали, заправили постель, сделали зарядку и пошли умываться. Вы берёте мыло и намыливаете руки. И тут происходит ваше первое знакомство с химией. Мыло – это сложное химическое вещество, которое изготавливают на заводах из жиров и других материалов. Ну а после того, как вы помылись, пора и чай вскипятить. Вы берёте спичку, чиркаете ею по коробку, спичка вспыхивает, и вы зажигаете газ. Казалось бы, что может быть проще? Между тем здесь происходит целая серия любопытных химических превращений.

Боковые стенки коробка покрыты сухим тонким слоем сложной смеси, состоящей из красного фосфора, клея и сульфида сурьмы. Красный фосфор при н.у. химически устойчив, не самовоспламеняется на воздухе, в отличие от белого фосфора, который очень неустойчив и самовозгорается. При трении спичечной головки по коробку происходит разогревание, красный фосфор превращается в белый фосфор и сразу же вспыхивает.

Что же дальше? От пламени спички зажигается газ. И снова химия! Газ – это смесь различных химических веществ, при горении соединяющихся с кислородом воздуха и превращающихся в другие вещества, идущее с выделением громадного количества тепла, которое в быту используется для приготовления пищи. Кроме этого, газ – превосходное сырьё, из которого делают много различных вещей – от тканей до каучука, от лекарств до пластмасс.

По моему наблюдению, чтобы аудитория не устала и не ослабила внимание вводную часть не нужно сильно затягивать,  лучше для младших школьников сопровождать свои слова или видео или презентацией. Нужно попытаться активизировать заинтересовать аудиторию и плавно перейти к основной части. Основная часть моего мероприятия состояла из опытов. Раз мы путешествуем в сказочную страну, то без волшебства и фокусов никак не обойтись.

Опыт №1- Ребята, а кто из вас может сделать из воды лимонный сок, а из него – апельсиновый, а затем - яблочный сок. Не можете? А я смогу! Хотите посмотреть?

Сначала в стакане растворить хромата калия, который приобретает жёлтый цвет. Потом,  добавив осторожно (по каплям) раствор соляной кислоты, превращаем «лимонный» сок в «апельсиновый». Окраска меняется с жёлтого на оранжевый из-за превращения хромата в дихромат. Затем добавить немного раствора перекиси водорода и «сок» становится «яблочным». Появляется синее окрашивание, которое далее становится зелёной, так как при действии перекиси водорода на подкисленный раствор дихромата натрия тотчас образуется пероксид хрома синего цвета.

Опыт №2

Фараоновы змеи – одни из самых зрелищных химических реакций. Они сопровождаются бурным выделением газа и образованием большого объема пористого продукта из очень небольшого объема реагентов. Выглядят такие реакции обычно как большая змея, которая вылезает из пробирки и ползет по столу.

Почему змеи именно “фараоновы”? Ответ на этот вопрос скрыт где-то в глубине веков. Подобными зрелищами алхимики будоражили впечатлительную публику еще в раннем средневековье, часто ссылаясь на библейское предание, о том, как пророк Моисей напугал Фараона, превратив свой посох в извивающуюся змею. Так это или нет, мы уже не никогда не узнаем, но звучит эффектно.

Самый простой опыт. Потребуются лишь дешевые таблетки глюконата кальция, которые можно купить в любой аптеке и такая же недорогая таблетка сухого спирта. Кладем таблетки глюконата кальция на таблетку сухого горючего, поджигаем, и смотрим, как маленькая таблетка превращается в десятисантиметровую змею.

Опыт № 3 Пожар под водой

В 1808 г. английский химик Гемфри Дэви (1778-1829) первым получил металлический магний. (В то время о свойствах этого металла не было известно ничего.) Когда кусочки полученного магния случайно загорелись, Дэви стал тушить их водой. Последовала вспышка, опалившая ему лицо.

Сделаем этот опыт безопасным. Поставим перед собой прозрачный экран из оргстекла и наденем защитные темные очки (магний горит ослепительно белым пламенем). За экраном поместим стакан с водой. Зажжем в металлической ложечке немного (не более 2-3 г) порошка магния Mg и быстро опустим ложечку с горящим магнием в воду. (Естественно, ложечка должна иметь длинную ручку.)

Как только горящий магний коснется воды, она забурлит. Выделяющийся водород может вспыхнуть и гореть над поверхностью воды. Магний в воде будет гореть еще более ярким пламенем, чем на воздухе, а вода вокруг него начнет мутнеть.

Этот опыт можно осуществить и по-другому. Подожжем в фарфоровой чашке 2—3 г порошка магния и затем с помощью длинной пипетки вольем в чашку 5-10 мл воды. Сразу произойдёт ослепительная вспышка.

Магний - химически активный металл. Горящий магний разлагает воду, выделяющийся при этом водород воспламеняется на воздухе, а в воде образуется гидроксид магния Mg(OH)2:

Mg + 2Н20 = Mg(OH)2 + Н2­ .

Горящий магний нельзя потушить ни водой, ни песком. Ведь песок - это диоксид кремния SiO2, который, как и вода, будет взаимодействовать с горящим магнием с образованием оксида магния и аморфного кремния Si:

SiO2 + 2Mg = Si + 2MgO.

Только асбестовые маты и асбестовые одеяла, помещенные на горящий магний, способны потушить пламя.

Помимо демонстрации опыта на презентации я демонстрировал и формулы, чтобы дети понимали, что все увиденное можно записать с помощью формул.

Опыт №4 Кристаллический дождик.

Оборудование: пробирка, спиртовка, 10% растворы иодида калия (KI) и нитрата свинца (II)  (Pb(NO3)2).

В пробику налейте 5мл KI (иодида калия) и прилейте 4мл Pb(NO3)2, при их смешивании выпадает желтый осадок иодида свинца (PbI2). Хорошо прогрейте пробирку на спиртовке, затем резко охладите под краном или влажной тряпкой. На солнце или при свете настольной лампы можно наблюдать кристаллический дождик в пробирке.

Конечно же, о технике безопасности при проведении опытов не должен забывать педагог.

В заключительной части мероприятия, конечно же, нужно поговорить с детьми, что понравилось, что было понятно и непонятно. И подвести их к тому, что химия интереснейшая наука и ее нужно изучать. А для чего изучать?

Дети отвечают свои версии. Я подвожу итог.

Заключение

В процессе проведения данного мероприятия, я также понял, что нужно постоянно задавать аудитории вопросы, вовлекать детей в обсуждение всего, опытов, какой то, конкретной темы, видеоролика, презентации. Тогда дети не будут уставать от новых, неизвестных терминов и они будут постоянно задействованы в диалоге.

В заключительной части – нужно подвести итоги и поблагодарить особо активных, инициативных детей, что вызывает у участников чувство удовлетворения от причастности к случившемуся.

 

 

Список источников

 

1.Бондаренко А. Ю. Некоторые особенности уточнения понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы» / А. Ю. Бондаренко, О. А. Козырева // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 150-151.

2. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К. Роджерс. – Москва : Психотерапия, 2008. – 258 с.

 

 

References

 

1.Bondarenko A. YU. Nekotorye osobennosti utochneniya ponyatiya «vospitanie» v izuchenii kursa «Metodika vospitatel'noj raboty» / A. YU. Bondarenko, O. A. Kozyreva // Innovacionnaya nauka. - 2016. - № 1-2 (13). - S. 150-151.

2. Rodzhers K. Konsul'tirovanie i psihoterapiya. Novejshie podhody v oblasti prakticheskoj raboty / K. Rodzhers. – Moskva : Psihoterapiya, 2008. – 258 s.

 

Категория: 6. Открытые учебно-воспитательные мероприятия и их роль в профессиональном становлении педагога. | Добавил: Tupikin (18.12.2024)
Просмотров: 45 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика