Актуальные вопросы современного профессионального образования
Обзорная статья
УДК 377.5
Подготовка и проведение демонстрационного экзамена в 2023 – 2024 учебном году в филиале по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Елена Ивановна Дорогавцева
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, dmitry.doro@yandex.ru
Аннотация. Для системы среднего профессионального образования всегда актуальна проблема качественной подготовки выпускника, которая предполагает способность к творческому, самостоятельному и эффективному решению задач профессиональной деятельности. Демонстрационный экзамен является инструментом реализации объективных, открытых процедур государственной итоговой аттестации.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, ГИА, профильный уровень, профессиональная деятельность
Current issues of modern vocational education
Review article
Preparation and conduct of a demonstration exam in the 2023-2024 academic year at the branch in the specialty 38.02.01 «Economics and Accounting (by industry)»
Elena Ivanovna Dorogavtseva
Livensky branch of the OSU named after I.S. Turgenev, Livny, Russia, pavel.kofanov@bk
Abstract. For the system of secondary vocational education, the problem of high-quality graduate training is always relevant, which implies the ability to creatively, independently and effectively solve the tasks of professional activity. The demonstration exam is a tool for implementing objective, open procedures for state final certification.
Keywords: demonstration exam, GIA, profile level, professional activity.
Введение
На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018 г. №69 «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», с изменениями и дополнениями 03 июля 2024 г. государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы и демонстрационного экзамена.
Таким образом, вопрос о том, как подготовить обучающихся к демонстрационному экзамену становится наиболее актуальным в системе среднего профессионального образования.
Основная часть
Демонстрационный экзамен представляет собой важный этап в образовательном процессе, который направлен на оценку уровня знаний и умений студентов.
Демонстрационный экзамен - это форма государственной итоговой аттестации выпускников колледжей и вузов, которая предусматривает:
1. Определение уровня знаний, умений и навыков выпускников.
2. Моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков.
3. Независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа потенциальных работодателей.
В современном мире, где трудовые рынки становятся все более конкурентоспособными, образовательные учреждения вынуждены адаптироваться к требованиям работодателей и технологий. Данный экзамен помогает улучшить качество подготовки студентов, а также выявить ключевые компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Деятельность участников ДЭ при подготовке и проведении ДЭ состоит в следующем:
1. Зарегистрироваться в Цифровой платформе
2. До начала ГИА ознакомиться с программой ГИА;
3. До даты проведения экзамена ознакомиться с планом проведения ДЭ, в присутствии главного эксперта, членов экспертной группы и технического специалиста участвовать в проверке готовности ЦПДЭ, ознакомиться со своими рабочими местами, условиями оказания первичной медицинской помощи в ЦПДЭ, с требованиями охраны труда и безопасности производства (факт ознакомления отражается в протоколах);
4. В день проведения экзамена допуск выпускников в ЦПДЭ осуществляется главным экспертом на основании документов, удостоверяющих личность;
5. Выпускники могут иметь при себе лекарственные средства и питание, прием которых осуществляется в специально отведенном для этого помещении согласно плану проведения ДЭ за пределами ЦПДЭ;
6. Выпускники вправе:
- пользоваться оборудованием ЦПДЭ, необходимыми материалами, средствами обучения и воспитания в соответствии с требованиями КОД, заданиями ДЭ;
- получать разъяснения технического эксперта по вопросам безопасной и бесперебойной эксплуатации оборудования ЦПДЭ;
- получить копию задания ДЭ на бумажном носителе.
7. Выпускники обязаны:
- не пользоваться и не иметь при себе средства связи, носители информации, средства ее передачи и хранения, если это прямо не предусмотрено КОД;
- использовать только средства обучения и воспитания, разрешенные КОД;
- не взаимодействовать с другими выпускниками, экспертами, иными лицами, находящимися в ЦПДЭ, если это не предусмотрено КОД и заданием ДЭ.
8. В день экзамена участник ознакамливается с заданиями ДЭ и занимает свое рабочее место.
9. После объявления главным экспертом начала ДЭ выпускники приступают к выполнению заданий, а после объявления окончания времени выполнения заданий выпускники прекращают любые действия по выполнению заданий.
В нашем учебном заведении демонстрационный экзамен по специальности 38.02.01 проводится по профильному уровню. Он проходит в Центре проведения демонстрационного экзамена, представляющем собой площадку, оборудованную и оснащенную в соответствии с комплектом оценочной документации.
В 2023 – 2024 учебном году выпускники по специальности 38.02.01 впервые участвовали в демонстрационном экзамене.
Обучающиеся решали комплексную задачу, приближенную к профессиональным условиям. Все задания и примеры взяты из реальной жизни и включают профессиональные компетенции, сформированные в результате изучения ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации; ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации; ПМ 03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Оценивали знания студентов независимые эксперты, которые являются профессионалами своего дела в области бухгалтерского учета и анализа.
Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:
а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании по итогам сдачи демонстрационного экзамена студенты и выпускники получают Паспорт компетенций
Подготовка к демонстрационному экзамену среди бухгалтеров – это важный этап в становлении и развитии специалиста. Однако, в процессе подготовки и его проведении возникает множество трудностей:
1. Так, например, очень сложно найти экспертов. Не каждый работодатель готов отпустить своего работника на несколько дней для сдачи экзамена и при этом проставить им рабочие дни.
2. Нет взаимодействия между работодателем и учебным заведением. Все отношения строятся на личных связях. Хотя изначально идея была заложена такая: взаимодействие студента, учебного заведения и работодателя.
Нам преподносят, что демоэкзамен важен для работодателей, а по факту он им не нужен совсем и порой некоторые о нем даже и не знают. Они готовы принять на работу студентов, даже еще и не получивших диплом об образовании.
3. Уровень сложности: наши выпускники являются студентами очно – заочной формы обучения, поэтому для них профильный уровень является достаточным сложным, так как количество часов на учебные дисциплины и профессиональные модули отводится в разы меньше, нежели при очной форме обучения, а работу надо выполнить, как отметили наши эксперты почти на уровне главного бухгалтера предприятия и недостаточно время для его выполнения. Профильный уровень рассчитан на более сильных студентов. У нас же идет принудительное написание студентами заявления о сдаче демонстрационного экзамена профильного уровня, а по факту это нарушение, так как студент сам должен изъявить желать его сдавать.
4. Технические проблемы, так, например, мы готовились к демонстрационному экзамену в учебной бухгалтерии, где установлены компьютеры с программой 1С: Бухгалтерия, а экзамен сдавали на площадке, где установив на компьютеры программу 1С за день перед сдачей экзамена, заметили, что программа обновилась и визуально изменилась. Соответственно студенты получили стресс уже от этого.
Подготовка профессиональных кадров «завтрашнего дня» является одной из самых актуальных задач системы среднего профессионального образования наряду с вопросами оценки качества образования студентов и выпускников, их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Заключение
Таким образом, успешное проведение демонстрационного экзамена способствует повышению престижа колледжа. Именно поэтому количественный состав участников, рост числа компетенций, экспертов, главных экспертов, совместные усилия преподавателей спецдисциплин и обучающихся по достижению высоких показателей результативности, обеспечение расходными материалами, улучшение оснащенности оборудованием – все это актуально для ЛФ ОГУ им. И.С. Тургенева.
|