УДК 371.13
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ЕГО СТРУКТУРА
А.В.Дорофеева, преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны
Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя в нашей педагогике исследуется довольно активно. Однако раскрытие сущности сложного понятия педагогического мастерства носит противоречивый характер. Одни авторы в качестве исходного положения при определении сущности понятия мастерства педагога берут его профессионально-личностные свойства и качества. Другие же исследователи освещают сущность профессионального мастерства педагога с точки зрения совершенства его педагогической деятельности. На мой взгляд, педагогическое мастерство связывается с высоким уровнем профессиональной деятельности педагога, которая основана на умениях, навыках и личностных свойствах. Значит, для достижения высокого уровня профессионализма педагогу необходимо развивать, формировать и шлифовать профессиональные умения и навыки, определенные личностные качества и на этой основе совершенствоваться свою педагогическую деятельность. Исследования особенностей педагогической деятельности на уровне мастерства дают основания для утверждения о том, что в нем имеет место не только репродуктивная, но и в большей мере творческая деятельность. Ведь труд учителя по своей сущность творческий, так как требует от педагога осмысления и ситуативного применения общих теоретических положений педагогики на практике. Педагогическая умелость характеризуется достаточно глубоким знанием предмета, который он преподает, нормативных курсов психологии, педагогики и частных методик и проявляется в умелом их применении на практике, что позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся. Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего в педагогически целесообразных действиях и поступках педагога, в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся и формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а также в умениях и навыках самосовершенствования своих педагогических способностей и других значимых профессионально-педагогических свойств и качеств. Важнейшим компонентом в структуре педагогического мастерства является профессиональная пригодность, так как только на ее основе может развиваться и формироваться высокий уровень педагогического профессионализма. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, относятся склонность к работе с детьми, коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе.
Исследуя составляющие педагогического мастерства, ученые сходятся во мнении, что фундаментальной основой являются профессиональные знания педагога. Знаниевый компонент в структуре профессионального мастерства педагога представлен: обширными знаниями по предмету; глубокими и прочными знаниями психологии и педагогики; общими культурологическими знаниями.
Знания необходимые педагогу для эффективного осуществления педагогического процесса: с одной стороны, на их основе он организовывает учебно-воспитательную деятельность, с другой – является транслятором тех знаний, которыми необходимо овладеть воспитанникам. Высокопрофессиональный педагог как бы “пропускает через себя, как через призму собственной личности изучаемые им в разных областях наук факты, вырабатывает на их основе собственную профессиональную позицию, которая способствует созданию условий для формирования у учащихся положительного эмоционального отношения к воспитанию и усвоению излагаемой педагогом субъектно значимой для него информации. Субъектное отношения к восприятию и усвоению излагаемой педагогом субъектного значимой для него информации. Субъектное отношение к знаниям позволяет педагогу-профессионалу адаптировать изученное в различных отраслях человеческого познания к конкретным педагогическим ситуациям, обеспечить субъектность обучения учащихся, что способствует совершенствованию педагогического процесса в целом.
Личностная окрашенность профессиональных знаний педагога – это характеристика его мастерства. Сформированность профессиональных знаний педагога является результатом его самообразовательных усилий, личных стремлений к профессиональному совершенству. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога – системообразующий компонент педагогического мастерства. Профессиональная направленность личности педагога это важный фактор развития и формирования его профессионализма в структуре педагогического мастерства.
Анализ исследований педагогического мастерства позволяет выделить следующие характеристики профессиональной направленности личности педагога; любовь к детям, отношение к профессии как к жизненному призванию, истинно педагогическая мотивация профессиональной деятельности – стремление способствовать личностному росту другого человека; высокая степень профессионального самопознания и самоопределения, позволяющие выработать педагогу профессиональную позицию и сформировать свою положительную Я – концепцию, влиять на формирование такой же жизненной концепции у своих воспитанников. Сформированность педагогической направленности личности педагога обусловливает интенсивное развитие его педагогических способностей, которые содействуют повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности. К важнейшим педагогическим способностям относятся личностные качества педагога: коммуникативность(способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать); профессиональная зоркость или перцептивность, эмпативность(наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека, умение сопереживать и сочуствовать ему, встать на его место); динамизм личности педагога(способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям способность к руководству другими людьми, к лидерству); эмоциональная устойчивость(умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости); педагогический оптимизм(вера в свои профессиональные силы, жизнерадостное восприятие своих профессиональных удач и неудач, укрепление в себе чувства удовлетворения от профессиональной деятельности и от общения с воспитанниками); способность к творчеству или креативность.
Педагогическая техника – важнейший элемент в структуре педагогического мастерства. Содержание педагогического мастерства. Содержание педагогического мастерства. Содержание педагогической техники педагога заключается в умелом управлении им своим внутренним эмоциональным состоянием, организации своего внешнего вида как педагогически целесообразного, в отточенной технике речи. Таким образом, структура педагогического мастерства педагога представлена его профессиональными знаниями, характеризующимися комплексностью, системностью, межпредметностью, субъектностью восприятия и воспроизведения педагогом; профессионально – педагогической направленностью его личности; развитыми педагогическими способностями и отточенной педагогической техникой.
ЛИТЕРАТУРА
- Азаров Ю.П. Чувство, техника, мастерство. –М.:знание, 1982-32с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
- Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве// Педагогика,-1992,-№7-8.-C 11-15.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.-М.; Педагогическое общество России, 1998,-250с.
|