Пятница, 17.05.2024, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 3. Интеграция образовательной среды в социокультурное пространство

Преимущества использования социокультурного контекста и интеграционных процессов современного образования

УДК 37

Преимущества использования

социокультурного контекста и интеграционных

процессов современного образования

 

С.А. Леонова, ст. преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК. Г. Ливны,

e-mail: svetleonova@mail.ru

 

Современное социокультурное пространство связано с развитием промышленных технологий и новых средств осуществления социокультурной коммуникации. Одновременно в обществе складывается новый уровень культурных контактов, обуславливающий иные объемы и интенсивность коммуникативных процессов, актуализуется проблема преодоления межиндивидуальных и межгрупповых культурных барьеров и культурной дистанции между представителями различных сообществ.

Активное внедрение в повседневную жизнь информационно- телекоммуникационных технологий несоизмеримо расширило и ускорило процесс интернационализации не только экономических и хозяйственных, но также политических и социокультурных связей. Культура через свои институты оказывает систематическое и целевое воздействие на человека, характеризующееся тремя основными функциями:

 - во-первых, формирует у него ориентационные механизмы, необходимые для жизнедеятельности в конкретном обществе;

 - во-вторых, создает условия для духовного и физического развития в соответствии с моделью отношений «воспитатель – воспитуемый»;

 - в-третьих, целенаправленная передача социального и культурного опыта старшего поколения младшему, который, к сожалению, в настоящее время не всегда востребован.

Культура на всем протяжении своего развития всегда была связана с другими социальными институтами, в том числе с институтом образования. Не менее важным является и внутригосударственная интеграция образовательных и культурных ресурсов, позволяющая повысить качество образования на основе осознания личностью своей культурной и национальной идентичности, ответственности за свои действия и поступки. В связи с этим можно выделить: социально - психологические, нормативно-правовые, организационно - педагогические основания интеграции. По своей сути современная интеграция культуры и образования представляет важный социальный ресурс, от мобилизации которого зависят принятые оптимальные решения на всех уровнях общественной структуры, особенно в кризисных социальных ситуациях, к которым следует отнести подготовку молодых людей к жизни в новых социокультурных, экологических и техногенных условиях.

В настоящее время необходимо выделять основные социальные факторы, играющие доминирующую роль в интеграционных процессах, происходящих между культурой и образованием, каковыми являются необходимость последовательного развития идей интеграции системы культуры и системы образования, а также наличие необходимого социокультурного контекста, прежде всего, в образовательных учреждениях.  

В настоящее время происходит активное и достаточно быстрое изменение и расширение источников образовательного и воспитательного воздействия, качества и количества получаемых знаний и информации. Очевидным становится и тот факт, что современное нестабильное и противоречивое развитие культуры и образования заведомо создает предпосылки возникновения кризисных явлений в социокультурной и образовательной сферах. Образование, протекающее на неблагоприятном социокультурном фоне, также не является исключением. Утрата целостности самого человека, его единства с окружающим миром, приоритет в образовании простой «передачи общекультурного опыта» не могли не сказаться на уровне подготовки молодых специалистов к решению современных профессиональных и социокультурных задач, а значит, в полной мере выполнить поставленные перед образованием цели. При этом постепенно утрачиваются многие позитивные функции образования, и, следовательно, образовательные учреждения не выполняют свою основную социальную миссию и выпускают

специалистов, обладающих:

 - высоким уровнем профессиональной подготовки;

 - несформировавшейся коммуникативной культурой;

 - низкой способностью логично, системно, конструктивно и креативно мыслить.

Для уменьшения негативных последствий современного развития общества «сфера образования должна к функции трансляции культуры добавить функцию созидания культуры, воспитав человека, не просто нагруженного багажом общекультурного опыта, а личность, готовую к творческому освоению и анализу культуры, внутри которой она находится, личность, способную самоопределиться во все более усложняющемся мире, где очень тесно переплетаются разные субкультуры, и при этом сформировать у нее способность не утратить собственной культурной идентификации.

Ориентируя обучающегося на самостоятельное решение не только настоящих, но и будущих задач, необходимо моделировать ситуацию использования знания прошлых культур, культурного наследия иных цивилизаций для исследования постоянно возникающих современных социальных задач.

Социокультурный контекст образования задает вектор его развития и является доминирующим компонентом, обеспечивающим актуальность и востребованность в конкретных сферах жизнедеятельности социума предлагаемых знаний и образовательных программ, саморазвитие деятельности, поведения, общения молодого человека как основных программ его развития, обеспечивающих преемственность культуры, а, следовательно, и самой социальной жизни.

Остановимся подробнее на преимуществах использования социокультурного контекста применительно к интеграционным процессам современного образования.

Во-первых, акцентирование социокультурного контекста обеспечивает выход на проблему компенсирующего образования современного человека, которое осуществляется с целью восстановления пробелов в обучении, образовавшихся в силу целого ряда объективных и субъективных обстоятельств.

Во-вторых, социокультурный контекст образования является важной предпосылкой развития интерсубъективного мира человека, когда не только не утрачивается способность понимать других людей, но и, одновременно, происходит становление своего собственного индивидуального видения мира, формируется персональная и социокультурная идентичность. Уникальность социокультурного контекста, в данном случае, заключается в том, что он обеспечивает взаимное наложение индивидуального багажа знаний отдельного человека, который часто не совпадает со знаниями других людей, на багаж знаний иных представителей как непосредственно, так и опосредованно включенных в процессе культурно-образовательного взаимодействия обучающихся. В-третьих, конечным результатом использования социокультурного контекста является реальное культурное обогащение человека, то есть приобретение им новых культурных знаний, черт, качеств, которые постепенно становятся частью его личностной культуры. Через учебный процесс и внеучебные мероприятия позиционируются базовые ценности образования как важная составляющая общечеловеческих и социокультурных ценностей.

Таким образом, использование социокультурного контекста позволяет получить мультикультурное образование, обеспечивающее необходимую социокультурную и социально-психологическую поддержку не только студентам, но и преподавателям, которые находятся в едином образовательном пространстве.

Возможным становится удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, актуализации траектории их профессиональной карьеры в целом.

Воздействие образования на социокультурный контекст и социокультурного контекста на образование в своей перспективе определяют интеграцию культуры и образования, играющую значительную роль в процессе образования и окультуривания современного человека.

 

 

Категория: 3. Интеграция образовательной среды в социокультурное пространство | Добавил: Zvyagina (17.02.2014)
Просмотров: 1574 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика