Пятница, 17.05.2024, 06:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 3. Интеграция образовательной среды в социокультурное пространство

Модернизация образования в констексте изменений социокультурного пространства

УДК 378.014.3:008

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНСТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Н.Г. Абрамочкин, преподаватель,

Мценский филиал Госуниверситета-УНПК, г. Мценск,

e-mail: nikola_chaos@bk.ru

 

Модернизация образования осуществляется в контексте изменений социокультурного пространства. Каковы основные векторы этого процесса, какие реальности современного состояния общества, развития науки и техники необходимо учитывать в процессе модернизации системы образования? За последние несколько лет произошли серьёзные изменения, среди этих изменений следует выделить, прежде всего, повышение уровня использования компьютерных средств и технологий во всех сферах жизни. Двадцать первый век- это эпоха информационно-коммуникационных технологий. Психика человека находится под всевозрастающим воздействием печатных и электронных средств массовой информации, причем роль последних стремительно возрастает. Картина мира в сознании человека в значительной степени формируется телевидением.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), позволяющего без экзамена поступать в любой ВУЗ в случае набора необходимого числа баллов, внедрение системы бакалавриата и магистратуры в высшем образовании, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.).

Наиболее важные направления модернизации образования необходимо рассматривать в контексте процессов и изменений «интернет-культуры», глобализации, синергетики, интеграция истории, географии, социологии, системогенетики, политологии, глобалистики.

Прежде всего, необходимо осознать тот факт, что интеллектуальные ресурсы составляют национальное достояние России, основу ее богатства и процветания. В отличие от полезных ископаемых эти ресурсы возобновляемы. Государственная и региональная политика на данном этапе направлена на всемерное повышение качества этих ресурсов, повышение эффективности их использования. Образование - отрасль, которая играет важную роль во внутригосударственных и общепланетарных процессах.

Важнейшая задача российской образовательной политики на данный момент - обеспечение высочайшего современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами образовательной политики стали все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели уже решены в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства стала социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Система образования во многом выступает как механизм позиционирования страны в рамках межгосударственных отношений. Вступление в мир высоких технологий третьего тысячелетия может обеспечить только соответствующее качество среднего и высшего образования. Для успешной конкуренции качество образования должно превышать уровень ведущих мировых держав. При этом система высшего образования должна быть сбалансирована в отношении ведущих научных, технологических, гуманитарных направлений и специальностей. В данном случае необходимо стратегическое и оперативное государственное планирование и регулирование развития образовательной сферы. С этой целью проводится приоритетное развитие фундаментальных и прикладных отраслей - математики, компьютерного моделирования, аэрокосмических, биологических, социальных технологий.

У Российского образования есть хороший потенциал стать экспортером интеллектуальных ресурсов. Данный процесс не имеет ничего общего с процессом «утечки мозгов» за рубеж. При правильной организации экспорта носителей знания Россия получает возможность интеграции в мировую науку, проведения естественнонаучных и гуманитарных исследований в кооперации с другими государствами.

В целях кардинального повышения качества образования осуществляется специальная программа поддержки и развития интеллекта школьников и студентов. Одной из главных идей является приоритет интеллектуального, культурного, нравственного, физического, творческого развития личности. Эта идея базируется на осознании того, что каждый ученик и каждый педагог-личность и индивидуальность. Основной задачей педагога является не только и не столько передача учебной информации и формирование знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития личности учащегося. Решение данной задачи неотделимо от постоянной творческой работы педагога над саморазвитием, овладением вершинами профессионального мастерства, формированием способности к эффективному решению нестандартных задач обучения и воспитания.
Главной задачей педагогических коллективов стало создание атмосферы творчества, поиска, дискуссий, распространение передового опыта, развитие контактов с другими образовательными учреждениями.

Для достижения заданного уровня образованности важно:

·                     помочь ученику овладеть методами продуктивной учебной деятельности («научить учиться»);

·                     дать возможность приобрести глубокие и прочные знания (основываясь на концепции системности знаний), исключить из учебного процесса «мертвые», невостребованные знания;

·                     сформировать в его сознании единую естественнонаучную, динамически развивающуюся картину мира, био-социо-антропоцентричную модель развития общества;

·                     научить применять полученные знания в практической жизни и деятельности при решении различных задач;

·                     развить интеллект и способности;

·                     гармонизировать его личность;

·                     сформировать потребность и способность к творческой
деятельности в избранной области.

Важнейший системообразующий компонент образования - содержание учебной информации. Мы считаем, что простое расширение учебных курсов, механическое введение новых предметов и дисциплин, в рамках информационно-объяснительного подхода, ведет к утрате системности и целостности картины мира, превращает содержание образования в конгломерат разрозненной, плохо организованной и, практически, неиспользуемой в реальной жизни информации. Усвоение возрастающего объема такой информации приводит к интеллектуальной и физической перегрузке.

В этом смысле образование выполняет две функции: ориентирующую в культуре и творческую, деятельностную, благодаря которой учащиеся не только получают целостное представление об окружающем мире, но и учатся добывать знания, необходимые для практической деятельности и решения жизненных проблем.

Последипломную образовательную среду специалиста можно также рассматривать как неотъемлемую часть культуры, социума, т.е. как подсистему социокультурной среды. К понятию «образовательной среды творческого развития специалиста» исследователи относят пространственное окружение, распределение статусов и ролей, психологический микроклимат, организацию деятельности, целевые и ценностные установки, стиль взаимодействия и многое другое.

«Творчество – популярный для нашей современной культуры термин. Он обозначает чуть ли не все, что общество считает желательным» (Д.М.Гвишиани). Однако большое количество определений имеют общие черты и, в частности, почти во всех подчеркивается, что «творческий акт состоит в выдвижении оригинальной и необычной идеи», что в основе всех видов творчества лежит один и тот же психологический процесс.
Творческое развитие личности может осуществляться в совокупности нескольких образовательных (социокультурных) сред: в условиях среды организации, где он непосредственно работает; в условиях среды учреждения постдипломного образования специалистов (институты повышения квалификации, постдипломного образования); в условиях профессиональной социокультурной среды (профессиональные сообщества, литературные источники, информационные сети и др.). Имеются основания полагать, что мотивированное потребностью развития творческого потенциала в той или иной сфере профессиональной деятельности, активное взаимодействие с различными профессиональными средами способствует раскрытию личностных и профессионально значимых качеств специалистов.
Изучением условий развития специалистов в среде учреждений последипломного образования занимался целый ряд исследователей (В.Г.Воронцова, В.Ю. Кричевский, Ю.Н.Кулюткин, Л.Н.Лесохина, В.Г.Онушкин, Г.С.Сухобская и др.). Исходя из результатов их исследований, можно назвать некоторые основные условия, при которых творческое развитие специалистов наиболее эффективно.

Содержательный компонент:

-актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста;

-интегративный подход к содержанию обучения;

-открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.

Методический компонент:

-вариативность учебных программ;

свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;

-разнообразие методических обучающих средств;

-акцент на диалогическое общение;

-учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.

Коммуникативный компонент:

-взаимопонимание и удовлетворенность всех участников образовательного процесса взаимодействием;

-преобладающее позитивное настроение всех участников образовательного процесса;

-участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса;

-продуктивность взаимодействия в ходе образовательного процесса и удовлетворенность его результатами.

Критериями качества научно-методической сопровождения процесса гуманизации региональной системы образования в институте служат:

·                     повышения творческого потенциала педагогов, прошедших обучение с использованием учебно-методических пособий по отработке исследовательских навыков; рост их мастерства;

·                     повышение уровня методологической компетентности, исследовательской деятельности работников образования;

·                     удовлетворенность слушателей процессом обучения;

·                     удовлетворенность собственной деятельностью в обучении.

Творческая последипломная образовательная среда предоставляет специалисту максимум возможностей проявить индивидуальность и субъективность. Активная творческая личность специалиста в такой среде – это критически мыслящая, самостоятельная личность, умеющая вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, находить решения и нести за них ответственность.

Сегодня педагог, педколлектив не могут начать практическую реализацию той или иной образовательной программы, создавать собственную авторскую методику, если не осознают базовую концепцию как установку и мотив собственной деятельности, если не сопоставляют ее с другими концепциями. При этом необходимо помнить, что не может быть универсальной концепции образования, пригодной для разных учреждений и педагогических сообществ – каждое образовательное учреждение творит собственный образовательный процесс.

Таким образом, модернизация современного образования, осуществляемая при активном содействии общества, содействует  достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009. - 394 с.

2.                 http://shag.zanud.ru

3.                 http://journal.sfu-kras.ru

Категория: 3. Интеграция образовательной среды в социокультурное пространство | Добавил: Zvyagina (17.02.2014)
Просмотров: 1099 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика