УДК 378.014.3:008
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНСТЕКСТЕ
ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Н.Г. Абрамочкин, преподаватель,
Мценский филиал
Госуниверситета-УНПК, г. Мценск,
e-mail: nikola_chaos@bk.ru
Модернизация образования
осуществляется в контексте изменений социокультурного пространства. Каковы
основные векторы этого процесса, какие реальности современного состояния
общества, развития науки и техники необходимо учитывать в процессе модернизации
системы образования? За последние несколько лет произошли серьёзные изменения, среди этих изменений
следует выделить, прежде всего, повышение уровня использования компьютерных
средств и технологий во всех сферах жизни. Двадцать первый век- это эпоха информационно-коммуникационных
технологий. Психика человека находится под всевозрастающим воздействием
печатных и электронных средств массовой информации, причем роль последних
стремительно возрастает. Картина мира в сознании человека в значительной
степени формируется телевидением.
Система образования в России переживает сейчас
радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Введение единого
государственного экзамена (ЕГЭ), позволяющего без экзамена поступать в любой
ВУЗ в случае набора необходимого числа баллов, внедрение системы бакалавриата и
магистратуры в высшем образовании, хотя и вызывают много споров, но идут в
русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Новой государственной социальной политикой становится
политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными
заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются
возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.).
Наиболее важные направления модернизации образования
необходимо рассматривать в контексте процессов и изменений «интернет-культуры», глобализации, синергетики, интеграция
истории, географии, социологии, системогенетики, политологии, глобалистики.
Прежде всего,
необходимо осознать тот факт, что интеллектуальные ресурсы составляют
национальное достояние России, основу ее богатства и процветания. В отличие от
полезных ископаемых эти ресурсы возобновляемы. Государственная и региональная
политика на данном этапе направлена на всемерное повышение качества этих
ресурсов, повышение эффективности их использования. Образование - отрасль,
которая играет важную роль во внутригосударственных и общепланетарных
процессах.
Важнейшая задача российской образовательной политики
на данный момент - обеспечение высочайшего современного качества образования на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация
образования - это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами
образовательной политики стали все граждане России, семья и родительская
общественность, федеральные и региональные институты государственной власти,
органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество,
научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании
механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной
цели уже решены в первоочередном порядке следующие приоритетные,
взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и
равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового
современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и
организационно-экономических механизмов привлечения и использования
внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма
работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе
распределения ответственности между субъектами образовательной политики и
повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося,
педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной
образовательной политики государства стала социальная адресность и
сбалансированность социальных интересов.
Система образования во
многом выступает как механизм позиционирования страны в рамках
межгосударственных отношений. Вступление в мир высоких технологий третьего
тысячелетия может обеспечить только соответствующее качество среднего и высшего
образования. Для успешной конкуренции качество образования должно превышать
уровень ведущих мировых держав. При этом система высшего образования должна
быть сбалансирована в отношении ведущих научных, технологических, гуманитарных
направлений и специальностей. В данном случае необходимо стратегическое и
оперативное государственное планирование и регулирование развития
образовательной сферы. С этой целью проводится приоритетное развитие
фундаментальных и прикладных отраслей - математики, компьютерного
моделирования, аэрокосмических, биологических, социальных технологий.
У Российского образования
есть хороший потенциал стать экспортером интеллектуальных ресурсов. Данный
процесс не имеет ничего общего с процессом «утечки мозгов» за рубеж. При
правильной организации экспорта носителей знания Россия получает возможность
интеграции в мировую науку, проведения естественнонаучных и гуманитарных
исследований в кооперации с другими государствами.
В целях
кардинального повышения качества образования осуществляется специальная
программа поддержки и развития интеллекта школьников и студентов. Одной из
главных идей является приоритет
интеллектуального, культурного, нравственного, физического, творческого
развития личности. Эта идея базируется на осознании того, что каждый
ученик и каждый педагог-личность и индивидуальность. Основной задачей педагога является
не только и не столько передача учебной информации и формирование знаний,
умений и навыков, сколько создание условий для развития личности учащегося.
Решение данной задачи неотделимо от постоянной творческой работы педагога над саморазвитием,
овладением вершинами профессионального мастерства, формированием способности к
эффективному решению нестандартных задач обучения и воспитания.
Главной задачей педагогических коллективов стало создание
атмосферы творчества, поиска, дискуссий, распространение передового опыта,
развитие контактов с другими образовательными учреждениями.
Для достижения заданного
уровня образованности важно:
·
помочь ученику
овладеть методами продуктивной учебной деятельности («научить учиться»);
·
дать возможность
приобрести глубокие и прочные знания (основываясь на концепции системности
знаний), исключить из учебного процесса «мертвые», невостребованные знания;
·
сформировать в
его сознании единую естественнонаучную, динамически развивающуюся картину мира,
био-социо-антропоцентричную модель развития общества;
·
научить применять
полученные знания в практической жизни и деятельности при решении различных
задач;
·
развить интеллект
и способности;
·
гармонизировать
его личность;
·
сформировать
потребность и способность к творческой
деятельности в избранной области.
Важнейший
системообразующий компонент образования - содержание
учебной информации. Мы считаем, что простое расширение учебных курсов,
механическое введение новых предметов и дисциплин, в рамках
информационно-объяснительного подхода, ведет к утрате системности и целостности
картины мира, превращает содержание образования в конгломерат разрозненной,
плохо организованной и, практически, неиспользуемой в реальной жизни информации.
Усвоение возрастающего объема такой информации приводит к интеллектуальной и
физической перегрузке.
В этом смысле образование
выполняет две функции: ориентирующую в культуре и творческую, деятельностную,
благодаря которой учащиеся не только получают целостное представление об
окружающем мире, но и учатся добывать знания, необходимые для практической
деятельности и решения жизненных проблем.
Последипломную
образовательную среду специалиста можно также рассматривать как неотъемлемую
часть культуры, социума, т.е. как подсистему социокультурной среды. К понятию
«образовательной среды творческого развития специалиста» исследователи относят
пространственное окружение, распределение статусов и ролей, психологический
микроклимат, организацию деятельности, целевые и ценностные установки, стиль
взаимодействия и многое другое.
«Творчество – популярный
для нашей современной культуры термин. Он обозначает чуть ли не все, что
общество считает желательным» (Д.М.Гвишиани). Однако большое количество
определений имеют общие черты и, в частности, почти во всех подчеркивается, что
«творческий акт состоит в выдвижении оригинальной и необычной идеи», что в
основе всех видов творчества лежит один и тот же психологический процесс.
Творческое развитие
личности может осуществляться в совокупности нескольких образовательных
(социокультурных) сред: в условиях среды организации, где он непосредственно
работает; в условиях среды учреждения постдипломного образования специалистов
(институты повышения квалификации, постдипломного образования); в условиях
профессиональной социокультурной среды (профессиональные сообщества,
литературные источники, информационные сети и др.). Имеются основания полагать,
что мотивированное потребностью развития творческого потенциала в той или иной
сфере профессиональной деятельности, активное взаимодействие с различными
профессиональными средами способствует раскрытию личностных и профессионально
значимых качеств специалистов.
Изучением условий
развития специалистов в среде учреждений последипломного образования занимался
целый ряд исследователей (В.Г.Воронцова, В.Ю. Кричевский, Ю.Н.Кулюткин,
Л.Н.Лесохина, В.Г.Онушкин, Г.С.Сухобская и др.). Исходя из результатов их
исследований, можно назвать некоторые основные условия, при которых творческое
развитие специалистов наиболее эффективно.
Содержательный
компонент:
-актуальность
содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности
специалиста;
-интегративный
подход к содержанию обучения;
-открытость
содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных
проблем.
Методический компонент:
-вариативность
учебных программ;
свобода
выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;
-разнообразие
методических обучающих средств;
-акцент
на диалогическое общение;
-учет
различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.
Коммуникативный компонент:
-взаимопонимание
и удовлетворенность всех участников образовательного процесса взаимодействием;
-преобладающее
позитивное настроение всех участников образовательного процесса;
-участие
всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса;
-продуктивность
взаимодействия в ходе образовательного процесса и удовлетворенность его
результатами.
Критериями качества
научно-методической сопровождения процесса гуманизации региональной системы
образования в институте служат:
·
повышения
творческого потенциала педагогов, прошедших обучение с использованием
учебно-методических пособий по отработке исследовательских навыков; рост их
мастерства;
·
повышение уровня
методологической компетентности, исследовательской деятельности работников
образования;
·
удовлетворенность
слушателей процессом обучения;
·
удовлетворенность
собственной деятельностью в обучении.
Творческая последипломная
образовательная среда предоставляет специалисту максимум возможностей проявить
индивидуальность и субъективность. Активная творческая личность специалиста в
такой среде – это критически мыслящая, самостоятельная личность, умеющая вести
дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, находить решения и
нести за них ответственность.
Сегодня педагог,
педколлектив не могут начать практическую реализацию той или иной
образовательной программы, создавать собственную авторскую методику, если не
осознают базовую концепцию как установку и мотив собственной деятельности, если
не сопоставляют ее с другими концепциями. При этом необходимо помнить, что не
может быть универсальной концепции образования, пригодной для разных учреждений
и педагогических сообществ – каждое образовательное учреждение творит
собственный образовательный процесс.
Таким образом, модернизация современного образования,
осуществляемая при активном содействии общества, содействует достижению нового качества российского
образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и
перспективным запросам современной жизни страны.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Краевский В.В. Методология педагогики:
новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский,
Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009. - 394 с.
2.
http://shag.zanud.ru
3.
http://journal.sfu-kras.ru
|