Пятница, 17.05.2024, 06:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 3. Интеграция образовательной среды в социокультурное пространство

Интеграция образовательной среды в условиях реализации закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»

УДК 378

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

А.В.Дорофеева, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

 

Министерством образования и науки РФ продолжена работа по формированию нового облика системы профессионального образования в России, которая включает в себя учреждения и организации с различными миссиями и задачами, тесно связанными с развитием экономики и общества. Эти задачи решают, в первую очередь, путем активной реализации утвержденной 11 октября 2012 года Правительством Российской Федерации, Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Основной акцент сделан на видоизменение структуры образовательных учреждений, усиливается их условная и явная дифференциация, кроме того, продолжена  серьезная работа по оптимизации сети учреждений профобразования.

Реализация Государственной программы позволила системе профессионального образования приобрести вид структуры, соответствующей реалиям экономики знаний: ведущие исследовательские университеты (40-60 вузов), являющиеся двигателями развития инновационной экономики, опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку и вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров.

Подготовка аспирантов будет сосредоточена, в основном, в исследовательских университетах. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Наряду с этим в регионах развиваются два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, создают территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях.

Модернизация системы профессионального образования  предполагает решение следующих основных задач:

-формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты;

-модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;

-внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования;

-модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

-формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу компаний.

Таким образом, принципиальные изменения в системе профессионального образования происходят в следующих направлениях:

-обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;

-интеграция начального и среднего профессионального образования в рамках развития региональных социально-экономических систем;

-внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций;

-реструктуризация сети вузов, в том числе в рамках развития региональных социально-экономических систем;

-улучшение кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности;

-формирование сети ведущих вузов, в том числе университетов – международных лидеров;

-формирование современной системы непрерывного образования, включая дополнительное профессиональное и открытое образование;

-внедрение нормативного подушевого финансирования, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания;

-совершенствование моделей управления организациями профессионального образования, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва.

Приоритетом является и решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, в том числе, посредством реализации программ прикладного бакалавриата, обеспечивающего наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы со сложными технологиями.

Вместе с тем будет сохранена преемственность бюджетной политики в  развитии профессионального образования.

Наиболее резонансными шагами Минобрнауки стали, конечно, усилия по сокращению числа бюджетополучателей, а именно сокращению числа федеральных государственных образовательных организаций.

Оптимизация сети осуществляется, прежде всего, на основании результатов проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. По итогам мониторинга 2012 года подлежат реорганизации 22 вуза и 111 филиалов вузов, подведомственных Минобрнауки.

Основными новшествами при проведении мониторинга эффективности вузов в 2013 году являлись, прежде всего, подходы подразумевающие разделение на группы образовательных учреждений, имеющих особую специфику деятельности. Таких групп – 6. В том числе выделены образовательные организации: военной и силовой направленности; медицинской направленности; сельскохозяйственной направленности; творческой направленности; спортивной направленности; транспортной направленности.

Впервые в мониторинг были включены негосударственные вузы и их филиалы.

Мониторинг - 2013 стартовал 15 августа. Вуз или филиал считались эффективными при достижении пороговых значений трех или более показателей.

Реструктуризация учреждений шло путем их интеграции, укрупнения по принципу создания многоуровневых комплексов для обеспечения интеграции науки, образования и производства, концентрации кадровых, финансовых и материальных ресурсов, которые, как предусматривается, возьмут на себя немалую нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики.

Итак, эффективное функционирование образовательных учреждений нового типа, их успешное, поступательное развитие возможно только, если у коллективов этих учреждений будет присутствовать понимание стратегии и перспектив развития вуза, если коллектив будет заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательным учреждением в целях участия в реализации государственно-общественной системы управления учреждением.

Считаю важным отметить, что Правительство РФ акцентирует наше внимание и на том, что задачи модернизации не могут быть решены без серьезной перестройки механизмов финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования как для работодателей, так и для студентов.

Вместе с тем приоритет делается на увеличение количества бюджетных мест по направлениям подготовки специалистов, в которых остро нуждается экономика и общество.

Важнейшей частью обновления механизмов финансирования должен стать переход от распределения контрольных цифр приема к действительно конкурентным процедурам распределения государственного задания. Внедрение механизмов стимулирования конкуренции между организациями профессионального образования, в том числе, реализация нового подхода при распределении государственного задания на подготовку кадров (с учетом негосударственных вузов), будет способствовать усилению конкуренции в сфере профессионального образования и повышению качества, предоставляемых организациями, образовательных услуг.

Что подразумевают новые подходы?

Новые подходы предполагают проведение единого конкурса среди вузов России, при этом будут учитываться только места по аккредитованным направлениям подготовки, будет серьезно учитываться потенциал вузов, рассчитанный на основе утвержденных показателей оценки эффективности деятельности. Не последнее место при проведении конкурса будут иметь баллы ЕГЭ 2013 года – для бакалавриата и специалитета.

     Указом Президента РФ о мерах по реализации госполитики в области образования и науки предусмотрен переход к нормативно-подушевому финансированию программ высшего образования.
В рамках работы по обеспечению этого перехода Минобрнауки России поручено утвердить методику определения нормативных затрат на реализацию имеющих госаккредитацию программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки. В частности, она должна учитывать необходимость применения повышающих коэффициентов к нормативным затратам в отношении инженерных, медицинских и естественно-научных специальностей и направлений подготовки. Также Министерством было внесено  в Правительство РФ предложения о поэтапном переходе от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных для отдельных вузов, к соотношениям численности преподавателей и студентов вузов по специальностям и направлениям подготовки.

Методика будет применяться начиная с разработки проекта федерального бюджета на 2015-2017 гг. Федеральным органам власти и учреждениям, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных вузов, нужно привести свои акты в соответствие с методикой до 01.10.2013 г.

В связи с принятием этого постановления нас не могут не тревожить возможные последствия изменения существующего соотношения численности преподавателей и студентов, в частности, вполне прогнозируемые шаги Министерства по сокращению численности профессорско-преподавательского состава вузов. В процессе модернизации учредитель, среди иных приоритетных задач, видит необходимость обеспечения доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья. Для реализации этого подхода предполагается развивать систему образовательного кредитования, повысить размер социальных стипендий до уровня прожиточного минимума, обеспечить нуждающихся студентов местами в общежитиях, создать условия для дистанционного и инклюзивного образования для инвалидов и лиц, нуждающихся в особых условиях.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы

2. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г №467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативному финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования».

3. Приказ Минобрнауки России №637 от 1 августа 2013 года.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации №2620-р от 30 декабря 2012г.

5. Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 и №599.

Категория: 3. Интеграция образовательной среды в социокультурное пространство | Добавил: Zvyagina (17.02.2014)
Просмотров: 1192 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика