Пятница, 03.05.2024, 09:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса

Значение развития навыков аудирования в процессе формирования коммуникативных компетенций

УДК 37.01

 

Значение развития навыков аудирования в процессе формирования коммуникативных компетенций

 

Г.Д. Захарова, ст.преподаватель

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

 

Специалист со знанием иностранного языка пользуется сегодня большим спросом на рынке труда, следовательно, умение понимать иностранную речь на слух является важным учебным и профессионально-ориентированным умением для учащихся. Его значение особенно возрастает в связи:

1) с ускорением научно-технического прогресса и переходом к информационному обществу, в котором восприятие и понимание устной речи на слух является одним из основных способов получения информации при возникновении таковой необходимости у современного человека.

2) с интеграцией России в международное образовательное пространство студенты всё чаще получают возможностью проходить обучение в вузах за рубежом, а также возможностью поработать за границей во время школьных каникул.

3) в связи с устройством на работу, где требуется профессиональное знание языка, когда приходится иметь дело с иностранными партнерами, когда необходимо поехать в командировку за границу для прохождения стажировки или решения других профессиональных вопросов.

Говоря об этом, мы подразумеваем важность умения общаться на иностранном языке. Но коммуникация, то есть общение – это двусторонний процесс, в котором  важно не только  уметь высказать свою мысль, так и быть в состоянии выслушать и понять своего собеседника, чтобы это общение имело возможность продолжиться. Что значит – овладеть иностранным языком? Это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности – говорением, чтением, письмом и аудированием.

Установлено, что в «современном обществе люди слушают 45% времени, говорят — 30%, читают — 16%, пишут — 9%». Таким образом понимание речи на слух  безусловно лидирует среди других видов речевой деятельности. Поэтому, ни у кого не возникает сомнений, что навыки аудирования играют очень важную роль при овладении иностранным языком.

Порой можно услышать такие советы: «слушайте больше, и тогда вы научитесь слушать». Конечно, можно слушать каналы BBC или CNN или нечто подобное, и со временем, несомненно, станет возможным понимать иностранную речь. Однако часто временные неудачи снижают интерес к обучению, являются причиной возникновению трудности в общении на иностранном языке.

До недавнего момента важность аудирования как вида речевой деятельности преподавателями недооценивалась. Приоритет отдавался говорению и чтению. Не реализовался на практике принцип коммуникативно-когнитивного подхода, который подразумевает овладение всеми четырьмя видами деятельности: говорением, чтением, письмом и аудированием. Чаще всего аудирование вообще отсутствовало или использовалось как вспомогательное средство на уроке в виде команд преподавателя учащимся и как способ введения языкового материала. Навыки слуховой рецепции нужно развивать планомерно, учитывая основные особенности этого вида речевой деятельности. Само собой разумеется, что аудирование должно присутствовать на каждом занятии.

Работа над развитием навыков данного вида речевой деятельности достаточно сложный процесс, который требует тщательной подготовки преподавателя к занятию. Очень часто аудирование применяется только как форма контроля и выполняется в режиме субъект – объект, когда преподаватель дает задание, наблюдает и контролирует правильность выполнения задания. Но как можно выполнить задание правильно, если обучающийся не научился слушать? Не преодолел страх перед таким сложным заданием – понять аутентичную речь, к которой он мало привык. Обучая аудированию, преподаватель должен провести большую подготовительную работу.

Изучение иностранного языка ни в коей мере не должно вызывать чувство психологического дискомфорта. Только представьте, что испытывает ученик или студент, от которого требуют рассказать, что он только что услышал, если при этом ему не объяснили, как нужно слушать! Аудирование всегда сопряжено с некоторым психологическим напряжением. Это связано с тем, что к содержанию аудиозаписи нельзя вернуться при необходимости как это возможно при чтении или письме. К тому же, нужно суметь сконцентрироваться и уловить нужную информацию, а в некоторых случаях предугадать, о чем пойдет речь. Мы должны помочь ученику настроиться на восприятие иностранной речи, снять психологическое напряжение. Также перед аудированием следует учесть потенциальные лексические, грамматические и стилистические трудности. Следующим вопросом стоит языковой материал для выполнения данного вида работы. Следует подчеркнуть, что обучение аудированию не может ограничиваться работой над формированием навыков и умений восприятия на слух текстов монологического характера, оно должно способствовать обучению диалогической форме общения, если мы говорим о развитии коммуникативных навыков учащихся. Ведь для выбора и построения ответной реплики необходимо интерпретировать реплику инициальную. Именно поэтому нельзя рассматривать монологическую речь как основу формирования умений, необходимых для участия в диалоге.

Содержание обучения аудированию зависит от многих факторов, но в первую очередь — от целей и этапа обучения, а также от конкретных условий обучения. При восприятии звучащего текста основное внимание слушающего направлено на содержательную сторону только при условии достаточной автоматизированности языковых навыков. Чем ниже уровень владения языком, тем активнее должны использоваться зрительные и вербальные опоры. Не следует отдавать приоритет только  фронтальной работе " учитель - ученики”; важно применять формы групповой и парной работы.

Наряду с репродуктивной деятельностью, когда от студентов требуется точное воспроизведение информации, без ее анализа, осмысления, формирования на ее основе личностных суждений, надо пытаться достичь продуктивной познавательной деятельности, то есть когда студент умеет отделять оценочную информацию от фактической, осознать структуру воспринимаемого на слух высказывания и при необходимости логично перестроить информацию, делать аргументированные выводы на основе прослушанного материала, обобщать и подводить итоги.

 Что касается содержания обучения аудированию, важно изучение реальных коммуникативных потребностей учащихся, определение актуальных для учащегося сфер общения, выявление типичных социально-коммуникативных ролей, отбор типичных ситуаций устного общения, формирование функциональной аутентичной аудиотеки, отбор языкового материала, актуального для устного восприятия, выбор стратегии и тактик обучения аудированию, разработка учебных заданий для формирования навыков аудирования.

Еще одной важной проблемой обучения аудированию является недостаточное обеспечение учебными материалами по аудированию. Не всегда удастся достать кассету или диск с учебным материалом, особенно связанному с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, низкая материально-техническая обеспеченность кабинетов, где проходят занятия по предмету иностранный язык.

На основании вышеизложенного следует заметить, что сегодня в обучение аудированию нужно вносить коррективы. Прежде всего, осознать, что без него невозможно осуществлять общение на иностранном языке, что оно тесно связано с другими видами речедеятельности - говорением, письмом, чтением. Обучать аудированию желательно с письменной фиксацией услышанного, применять разные виды творческих заданий, обучение осуществлять на современном материале. Важно, чтобы все составляющие системы: цели обучения аудированию, принципы, содержание обучения, процесс обучения, методы обучения (как система приемов), материальное обеспечение программы, учебники, учебные пособия, технические средства соответствовали требованиям, предъявляемыми современным обществом и реальными потребностями учащихся.

Категория: 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (18.02.2014)
Просмотров: 1387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика