Пятница, 03.05.2024, 09:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса

Современный подход к обучению иностранным языкам студентов технических ВУЗов

УДК 37.01

 

современный подход  к обучению иностранным языкам студентов технических вузов

 

И.С. Евсеева, преподаватель

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

Интерес к интерактивным методам обучения иностранным языкам в современной методике неслучаен. Это вовсе не дань моде, а острая необходимость сдвинуть с мёртвой точки скучный, вялотекущий процесс освоения студентами иноязычных премудростей. Изучение языков с помощью перевода текстов и заучивания иностранной лексики не дают желаемого эффекта. А эффект должен быть один – овладение студентами на минимально-достаточном уровне способностью осуществлять повседневное (бытовое) и профессиональное общение. Иными словами, студент должен овладеть иноязычной коммуникативной компетентностью. На сегодняшний день это и есть основная задача преподавателей иностранных языков, как в языковых, так и в технических вузах. Задача оправдана, во-первых, необходимостью владения иностранными языками современными выпускниками вузов, во-вторых  - применением современных образовательных технологий, которые требуют использования соответствующих интерактивных методов.

 В настоящее время знание иностранных языков – необходимое условие профессионализма, позволяющее работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также общаться с коллегами по профессии из разных стран. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке. Поэтому важной предпосылкой для успешной профессиональной деятельности является социальная коммуникативность, требующая высокой логической культуры, эффективного использования современных методов, средств и приёмов риторики и аргументации.

Одним из весьма эффективных методов формирования и развития коммуникативной компетентности студентов мы считаем метод учебной дискуссии.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. [1]

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

По своей сути этот метод универсален для изучения языка, так как позволяет интегрировать все языковые и социокультурные знания студентов. Не даром учебные дискуссии используются как способ контроля знаний студентов и эффективности обучения в языковых вузах.

Организация учебного процесса на основе дискуссии ориентирована на реализацию активного обучения, нацеленного на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта слушателей, как отправного момента для активной коммуникативной деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. В качестве характерных признаков метода выделяют:

·                   групповую работу участников,

·                   взаимодействие, активное общение участников в процессе работы,

·                   вербальное общение как основную форму взаимодействия в процессе дискуссии,

·                   упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников,

·                   направленность на достижение учебных целей.

Учебная дискуссия хороша тем, что активизирует не только иноязычные возможности студентов, но и вообще коммуникативные. Для активного и плодотворного участия в дискуссиях выдвигаются определенные требования для участников :

·        быть компетентным в обсуждаемом вопросе

·        уметь работать с информацией на разных носителях, чтобы оперативно дополнить свои знания недостающей информацией,

·        уметь грамотно вести дискуссию (знать её структуру).

В дискуссии вырабатывается общее коммуникативное умение отстаивать свои позиции. П. Б. Гурвич и Е. В. Шантарин выделили следующие основные специфические дискуссионные умения:

·                   дать определение явлению (дефинировать), а в плане контраргументации потребовать дефиницию от противника и оспаривать ее правильность;

·                   привести яркие примеры в целях аргументации или контраргументации и оспаривать значение примеров, приведенных противником;

·                   приводить в качестве доказательств сравнение по аналогии или по контрасту и оспаривать правомерность аналогий и контраста противника;

·                   построить правдоподобные «гипотетические случаи» для обоснования своего мнения и доказать неправдоподобность таких случаев, приведенных противником;

·                   препарировать факты и явления, абстрагируясь от отдельных их сторон, условий и т.д.;

·                   оперировать аксиомами и общепринятыми истинами, доказывая неуместность их употребления противником;

·                   классифицировать - расчленять, объединять, группировать явления и факты;

·                   учитывать специфику условий (фактор времени, места, направленности, характера и др.) и опровергать противника со ссылкой на игнорирование этой специфики;

·                   рассматривать дебатируемый вопрос как единство противоречий, т.е. всесторонне, и доказать узость, односторонность рассмотрения его противником;

·                   видеть перспективу развития явлений и уличить противника в игнорировании перспективы;

·                   подтверждать свои высказывания ссылкой на источники, доказывать их достоверность, требовать указания источников противником и оспаривать их достоверность;

·                   отталкиваться в своих выступлениях от противоречий в выступлении противника;

·                   предвосхищать невысказанные аргументы противника (умение антиципировать).

В целом, дискуссия может использоваться при обучении иностранному языку и как метод, и как форма, то есть может проводиться в рамках других занятий, учебных мероприятий, являясь их элементом. Например, метод дискуссий, наряду с ролевыми играми, может предшествовать методу проектов или являться частью проектной работы. В вузовском обучении могут использоваться любые виды дискуссии.

В мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии:

 Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на котором обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (4-6 участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.

Форум — обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).

Симпозиум — более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

 Дебаты — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты в Великобритании.

Судебное заседание — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.

Техника аквариума — особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.

 Мозговой штурм – обсуждение, при котором участникам предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Голубкова О.А., Кефели выделяют следующие виды дискуссий:

·                   тематическая дискуссия – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;

·                   биографическая дискуссия – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;

·                   интеракционную – когда обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь и теперь», например, в условиях взаимодействия группы.

Обращение к этому методу обусловлено тем, что он дает возможность сосредоточить внимание обучаемого не на языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный.  Увлечённость и заинтересованность темой обсуждения даёт возможность снять языковой барьер, забыть о грамматике и ошибках, избежать неловких пауз и сомнения. Для сравнения: обычный пересказ текста часто обостряет страх ошибиться, заставляет думать о правилах и грамматических конструкциях, нервирует. Хотя и эта форма работы не должна исключаться.  Конечно, предполагается, что исследовать проблему и размышлять над ее решением студенты будут при помощи средств иностранного языка, что предполагает наличие определенных языковых знаний и навыков. В связи с этим было бы целесообразно выстраивать учебные циклы поэтапно в соответствии с уровнем языковой подготовки обучаемых, для начала формируя базовые умения рассуждения, аргументации. Для этого необходимы специально разработанные задания, нацеленные на овладение различными умениями ведения дискуссии: умение сформулировать собственную идею по поводу обсуждаемой проблемы в краткой и доказательной форме; умение выслушать партнеров; умение поддержать дискуссию, остановить дискуссию в соответствии с требованиями речевого этикета; умение аргументировать свою точку зрения; умение приходить к консенсусу и формулировать совместно принятое решение []. Затем на данной базе можно развивать активную позицию обучаемых в реализации социальных ролей через ролевые игры.  Дискуссия – это возможность интеграции сразу многих методов обучения. Применение этого метода в совокупности с другими исследовательскими и проблемными методами дает возможность подготовить думающего и разбирающегося в различных проблемах специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках и готового к открытому и конструктивному диалогу с коллегами не только из своей страны, но и из-за рубежа. Благодаря этим методам будущие специалисты научатся создавать модели научного исследования, модели принятия решений, которые они смогут применять не только в своей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, в процессе общения с представителями других культур.

 

 

 

Использованная литература

 

1.      Морозова, И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов  / И.Г. Морозова // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. – № 1. – C. 25-35.

2.      Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: учебник /  Е.Н. Зарецкая. - Изд. 4-е.– М.: Дело, 2002. – 480 с.

3.      [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

4.      [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.hse.ru

 

Категория: 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (18.02.2014)
Просмотров: 2166 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика