УДК 37.01
СОЧЕТАНИЕ
ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.М.Харькова,
преподаватель
Ливенский
филиал Госуниверситета – УНПК, Ливны
В настоящее время
преподаватель не ограничен в выборе средств обучения, а веление времени требует
сделать обучение ориентированным на практику. Расширение педагогических методов
и приемов, а также педагогические инновации, существенно влияют на характер
преподавательской деятельности. И соответственно на усвоение материала
обучающимися. Развитие общества вызывает потребность в изменениях даже
универсальных форм обучения. Поэтому в современной практике необходимо сочетать
традиционные и инновационные технологии обучения.
В традиционной системе
профессиональной подготовки в центре внимания находился учебно-воспитательный
процесс, отношения между участниками построены как субъектно-объектные, где
субъект – преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью
управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений.
Объект – студент должен
быть наполнен определенным объемом знаний, его роль – пассивное усвоение
информации. Конечно, при таком обучении страдает в первую очередь потребитель
знаний – студент, так как для молодого человека творческое содержание обучения
отсутствует, а с ним и заинтересованность в личностном участии. Такой будущий
специалист, лишенный возможности самовыражения малопродуктивен в будущем.
Поскольку его просто не научили принимать самостоятельные решения. Вместе с тем
абсолютная свобода – мать анархии и сестра хаоса. Поэтому инновации должны
разумно стимулировать обучающегося. При этом преподаватель – старший наставник,
а не просто сторонний наблюдатель.
Каким же образом
совместить две противоречивые и, на первый взгляд, совершенно разные системы?
Например, путем формирования активной жизненной позиции личности обучающегося
используя подходы к данной проблематике разных лет.
Активность как движущая
сила развития личности действует лишь в пределах заранее установленной цели.
Главное, что мы должны
помнить, – это то, что из молодых людей сформируется костяк нашего общества
завтра.
Как известно,
формирование активной жизненной позиции молодого специалиста происходит в
соответствии с потенциалом активности, уже существующим в обществе. Активная
жизненная позиция выступает как побудитель к деятельности, как позиция
личности, характеризующая многообразные отношения ее носителя с окружающими
людьми. Показателем уровня активной жизненной позиции является изменение
мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребностей в
общественно-значимой деятельности и социально ценном общении. Процесс
формирования активной жизненной позиции личности сложен и противоречив. Нельзя,
механически воздействуя на человека, сделать его активным.
Для успешного формирования активной
жизненной позиции студент должен пройти несколько стадий от обучаемого к
учащемуся. При этом деятельность преподавателей также меняется – как
организатора совместной деятельности со студентом, проектирующим его будущую
профессиональную занятость. В связи с этой актуальной проблемой становится
поиск инновационных технологий обучения и воспитания для формирования активной
жизненной позиции. Существует несколько методов активизации познавательной
деятельности учащихся:
1. Применение нетрадиционных форм
урока: Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования,
театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и
т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать
нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно
из-за отсутствия серьезного познавательного труда.
2. Использование нетрадиционных форм
учебных занятий:
- интегрированные,
объединенные единой темой или проблемой;
- комбинированные,
способствующие длительной;
- проектные
занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры
умственного и творческого труда.
Проектная
работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие
временные рамки (проектный день, проектная неделя).
3. Применение
игровых форм, методов и приемов обучения:
Игровые формы:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- организационно-деятельностные.
4.Широкое
применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов,
ситуаций).
Виды ситуаций:
- ситуация
выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное;
- ситуация-неопределенность,
когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
- ситуация-конфликт
которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
- ситуация-неожиданность,
вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью;
- ситуация-предложение,
когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей;
- ситуация-опровержение,
если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.
5.Использование
всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные;
- фронтальные;
- бригадные;
- парные.
У учащихся
может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии,
приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием
стать более успешным.
Выделяют 4
группы методов мотивации:
- эмоциональные:
поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор
заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью;
- познавательные:
опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных
ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих
задании. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование
ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и
коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование
будущей деятельности;
- социальные:
развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания,
поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной
работы, организация само- и взаимопроверки.
Достаточно
сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются
сложным переплетением нескольких приемов.
Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели
занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.
Чтобы сделать каждый урок
интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную
активность учащихся, познавательный интерес, необходимо использование
интерактивных форм и методов обучения.
Таким образом,
педагогические технологии – это упорядоченная совокупность действий, операций и
процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и
прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Технологии обучения позволяют преподавателю добиваться запланированного
результата.
Перемены, происходящие в
мире, современноеэкономическое и социально-культурное развитие нашей страны
вызвало необходимость срочной реформы системы образования. Несмотря на всю свою
противоречивость, именно инновации в образовании являются залогом успешного
развития общества.
Однако в погоне за
новым, конечно же, нельзя отметать ценный опыт традиционного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова О.А. Формирование активной жизненной позиции у
будущего педагога-психолога :автореф. – Казань, 2009.
2. Ганоусек Э. Социально психологический аспект формирования
активной жизненной позиции молодого рабочего :автореф. – Москва, 1984.
3. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях //
Социс. – 2004. – № 8.
4.Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом
образовании.URL:www.unialtai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a05.html
|