Пятница, 03.05.2024, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса

Ролевая игра как один из интерактивных методов формирование коммуникативных компетенций у студентов на занятиях по иностранным языкам

УДК 37.01

 

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ  ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

О.А. Бородина, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны

 

 

Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Интерактивные методы обучения - такие приемы, пути и средства преподавания, которые нацелены на деятельностное участие и активное вовлечение в учебно-образовательный  процесс студента в диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

Ролевая игра является одним из эффективных методов интерактивного обучения. Она представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к изучаемой дисциплине.

Выделяют несколько видов ролевой игры: контролируемая (когда участники получают необходимые реплики), умеренно контролируемая (когда учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей), свободная (когда учащиеся получают обстоятельства общения), эпизодическая (когда разыгрывается отдельный эпизод), длительная (когда в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов).

Ролевая игра выполняет ряд функций:

- мотивационно – побудительную, поскольку, будучи построенной на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения и. являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке;

- обучающую, т.к. она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.

- воспитательную, вследствие того, что в ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях;

- ориентирующую -  когда формирует способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению, ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

 - компенсаторную, поскольку  студенты стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его.

Таким образом, благодаря своим функциям, ролевая игра является неотъемлемым приемом развития коммуникативных компетенций у студентов.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх студенты овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, и правильно отреагировать на реплику.

Ролевая игра, используемая на занятиях по иностранным языкам, должна соответствовать следующим требованиям:

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащегося интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать; важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль; только при этом условии их речь будет естественной и убедительной;

3. Ролевая игра должна быть принята всей группой;

4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у студентов чувство удовлетворения, радости, чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении; со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли;

5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;

6. Преподаватель непременно должен сам верить в ролевую игру, в ее эффективность; только при этом условии он сможет добиться хороших результатов;

7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт со студентами; создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор.

Выполняя все требования к ролевым играм, учитель сможет достичь на уроке высоких результатов в том или ином виде деятельности.

Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов:

Первый этап  - подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

Второй этап - объяснение. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкции, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Преподаватель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Третий этап - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.

Четвертый этап - анализа и обобщения. По окончании игры преподаватель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации -иллюстрации и ситуации - проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.

В играх иногда содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры.

Использование ролевых игр на занятиях по иностранным языкам может использоваться на любых этапах обучения, однако более уместно на третьем этапе, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20–25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Так, успешно применяется игра «Главный переводчик группы», когда учащийся – дежурный в течение всего занятия становится переводчиком между преподавателем и всей учебной группой.

При изучении темы «Город» можно применять игру «Помоги найти дорогу». Цель такой игры - активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций. В ходе игры участники образуют пары, каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.

Для работы по темам «В офисе», «В аэропорту», «В ресторане», «Таможенный контроль», «В магазине», «Разговор по телефону» студенты выступают в роли менеджеров, консультантов, продавцов, руководителей. При этом студенты заранее разучивают лексический материал, составляют свои варианты беседы по заданной тематике, воспроизводят диалоги наизусть или с опорой на модельные фразы.

При проведении ролевых игр использую средства наглядности: картинки, на которой изображены определенные ситуации, используется мультимедийная презентация, аудио и видео примеры.

Однако, следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Необходимо отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе игры развивается логическое мышление, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом, поэтому использование ролевой игры на занятиях по иностранным языкам повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамова, И. В. Игры на уроках немецкого языка / И. В. Абрамова // Иностранные языки в школе. – 2007.- № 1.

2.Колесникова,  О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / О.А. Колесникова  // Иностранные языки в школе. – 1989. - №4.

3.Мильруд,  Р. П. Организация ролевой игры на уроке / Р. П. Мильруд  // Иностранные языки в школе. - № 3. - 1987.

 

Категория: 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (18.02.2014)
Просмотров: 2795 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика