УДК 371.388:33
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУХГАЛТЕРОВ
Н.Е. Цуканова, к.э.н., зав. кафедрой «Менеджмент»,
Факультет среднего профессионального образования,
Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова
ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел,
e-mail:
fspo-men@rambler.ru
Вопрос подготовки будущего специалиста является
определяющим в аспекте реформирования профессионального образования. Одним из
решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения.
Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не
предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного
образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в
качестве одной из главных целей профессионального обучения.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается
обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений,
знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной профессии. Ключевым
принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для
сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно
реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного
методического осмысления.
Возможности модульной технологии велики, так как
раскрывают новые перспективы и для педагога и для студента. Благодаря этой
технологии центральное место в системе «преподаватель – студент» занимает
студент, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью
понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным
возможностям.
Модульное обучение предполагает повышение удельного
веса самостоятельной работы в учебном процессе, так как будущему специалисту
необходимо самостоятельно уметь осуществлять поиск и переработку информации,
уметь ее применять на практике, быть направленным на самосовершенствование,
самообразование, самовоспитание. Представляется, что на этом пути к достижению
обозначенной цели важным является готовность студента к выполнению самостоятельной
работы, предложенной преподавателем в рамках модульного обучения.
В связи с этим самостоятельную работу мы
рассматривается как одно из условий развития профессиональных компетенций у
будущих специалистов экономического профиля. В результате выполнения
самостоятельной работы происходит качественное самоизменение индивида в
личность, компетентностного профессионала, обладающего:
-
знанием понятийного аппарата,
умениями рефлексировать;
-
знаниями вариантов действия,
умениями их комбинировать и находить новые решения;
-
опытом саморегуляции и самооценки
процесса и продукта самообразовательной деятельности;
-
собственным стилем, подходом,
самостоятельно выработанной системой применения знаний в новых ситуациях;
-
принятием профессии в качестве сферы
самореализации;
-
потребностью в профессиональном
самосовершенствовании как смысложизненной установки.
Таким образом, самостоятельная работа ориентирует
студентов на проектирование и рост профессиональных личностных достижений,
которые способствуют лучшему освоению профессиональных
компетенций.
Для дисциплины «Анализ
финансово-хозяйственной деятельности», отличающейся повышенной сложностью
требуется отработка умений и навыков в ходе самостоятельного выполнения
домашней работы. Студентам третьего курса рекомендуется использовать,
специально разработанную и оформленную преподавателем, авторскую рабочую
тетрадь.
Авторская рабочая тетрадь содержит
разнообразные по своей форме и содержанию задания на закрепление теоретических
знаний и отработку практических умений и навыков. Это репродуктивные и
творческие задания. Содержащиеся в рабочей тетради методические рекомендации
для студентов, дополнительная и справочная информация позволяет успешно
справляться с заданиями в ходе внеаудиторной (домашней) работы. Кроме того,
рабочие тетради используются и в аудиторной работе: наиболее сложные задания
рекомендуется выполнять под руководством и с учетом дополнительных разъяснений
преподавателя.
Характерной особенностью рабочих тетрадей является то,
что процесс выполнения заданий, а также результаты (ответы) фиксируются в самой
тетради, что позволяет преподавателю при необходимости контролировать ход мысли
студента. По нашему мнению, использование рабочей тетради в учебном процессе
упрощает организацию самостоятельной работы студентов и повышает ее
эффективность.
Также одним из видов самостоятельной
работы студентов является выполнение
практических работ. Разработаны методические
указания по темам: «Анализ производства
и реализации продукции», «Анализ
производительности труда», «Анализ
организационно-технического уровня производства», «Анализ общей суммы затрат по
производству и реализации продукции»,
«Анализ фондоотдачи основных производственных фондов», «Анализ материалоемкости продукции», «Анализ финансовых результатов от реализации продукции» и т.д. Методические указания по выполнению
практических занятий носят обучающий характер, т.к. кроме перечня задач в них
представлена методика их выполнения. Студенты, пропустившие занятие по
каким-либо причинам, могут самостоятельно разобраться и качественно выполнить
задания.
Специфической формой комплексной
творческой самостоятельной работы студентов является курсовая работа. Особенность
этой работы состоит в том, что, помимо обучающей функции, она одновременно
выполняет функцию контроля, т.е. контроля теоретических знаний и практических
умений и навыков студентов. Воспитательная задача курсовой работы заключается в
том, что она приближена к деятельности предприятия и имеет конкретное
практическое значение. Курсовые работы выполняются по индивидуальным заданиям,
которые носят характер учебно-производственной задачи.
Данный вид работы выполняется студентами
самостоятельно в течение второго семестра и требует тщательной организации
труда и планировании времени. Работа ведется поэтапно, под контролем
преподавателя, который помогает спланировать ее и консультирует студентов. С
этой целью составляется график выполнения работы, в котором преподаватель
делает необходимые отметки. В помощь студентам
предоставляются методические указания по написанию курсовой работы, которые
регламентируют порядок подготовки, выполнения и защиты работы, содержит
рекомендации по оформлению, ориентирует студента в самостоятельной работе. При
выставлении оценки самостоятельность выполнения работы учитывается как один из
обязательных элементов.
Основным результатом работы со студентами
считаем повышение интереса к данной дисциплине, что сказывается на качестве знаний.
В заключении следует отметить, что
обучение будет эффективным, если соблюдать разумное сочетание работы студентов
под руководством преподавателя с самостоятельной деятельностью студентов.
Студент учится сам оперировать учебным содержанием, и только в этом случае оно
усваивается осознанно и прочно, развивается интеллект, формируется способность
к самообучению, самообразованию, самоорганизации.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бурцева В.С.
Совершенствование организации самостоятельной работы студентов / Специалист, №3, 2007 г.
2.Горбачева И. В., Реализация
компетентностного подхода в обучении / Материалы I
педагогической интернет конференции «Внедрение
федеральных государственных образовательных стандартов: проблемы и пути их
решения», Камышин, 2012, http://kmu.oblzdrav.ru/pedagogicheskaya-konferencia.pdf
3.Горбунова Л.Н.
Организация самостоятельной работы студентов СПО / Среднее профессиональное
образование, №8, 2007 г.
4.Коваленко Л.Н.
Комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплины / Среднее
профессиональное образование, №1, 2007 г.
5.
Лузгина
Н. В. Развитие профессиональной компетентности у обучающихся через выполнение
самостоятельной работы при изучении «психологии игры» в рамках модульного
обучения / Материалы I педагогической интернет конференции «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов: проблемы
и пути их решения», Камышин, 2012, http://kmu.oblzdrav.ru/pedagogicheskaya-konferencia.pdf
|