Пятница, 03.05.2024, 13:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса

Роль самостоятельной работы в организации образовательного процесса при подготовке бухгалтеров

УДК 371.388:33

 

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУХГАЛТЕРОВ

 

Н.Е. Цуканова, к.э.н., зав. кафедрой «Менеджмент»,

Факультет среднего профессионального образования,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел,

e-mail: fspo-men@rambler.ru

 

Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования профессионального образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые перспективы и для педагога и для студента. Благодаря этой технологии центральное место в системе «преподаватель – студент» занимает студент, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Модульное обучение предполагает повышение удельного веса самостоятельной работы в учебном процессе, так как будущему специалисту необходимо самостоятельно уметь осуществлять поиск и переработку информации, уметь ее применять на практике, быть направленным на самосовершенствование, самообразование, самовоспитание. Представляется, что на этом пути к достижению обозначенной цели важным является готовность студента к выполнению самостоятельной работы, предложенной преподавателем в рамках модульного обучения.

В связи с этим самостоятельную работу мы рассматривается как одно из условий развития профессиональных компетенций у будущих специалистов экономического профиля. В результате выполнения самостоятельной работы происходит качественное самоизменение индивида в личность, компетентностного профессионала, обладающего:

-          знанием понятийного аппарата, умениями рефлексировать;

-          знаниями вариантов действия, умениями их комбинировать и находить новые решения;

-          опытом саморегуляции и самооценки процесса и продукта самообразовательной деятельности;

-          собственным стилем, подходом, самостоятельно выработанной системой применения знаний в новых ситуациях;

-          принятием профессии в качестве сферы самореализации;

-          потребностью в профессиональном самосовершенствовании как смысложизненной установки.

Таким образом, самостоятельная работа ориентирует студентов на проектирование и рост профессиональных личностных достижений, которые способствуют лучшему освоению  профессиональных компетенций.

Для дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», отличающейся повышенной сложностью требуется отработка умений и навыков в ходе самостоятельного выполнения домашней работы. Студентам третьего курса рекомендуется использовать, специально разработанную и оформленную преподавателем, авторскую рабочую тетрадь.

Авторская рабочая тетрадь содержит разнообразные по своей форме и содержанию задания на закрепление теоретических знаний и отработку практических умений и навыков. Это репродуктивные и творческие задания. Содержащиеся в рабочей тетради методические рекомендации для студентов, дополнительная и справочная информация позволяет успешно справляться с заданиями в ходе внеаудиторной (домашней) работы. Кроме того, рабочие тетради используются и в аудиторной работе: наиболее сложные задания рекомендуется выполнять под руководством и с учетом дополнительных разъяснений преподавателя.

Характерной  особенностью рабочих тетрадей является то, что процесс выполнения заданий, а также результаты (ответы) фиксируются в самой тетради, что позволяет преподавателю при необходимости контролировать ход мысли студента. По нашему мнению, использование рабочей тетради в учебном процессе упрощает организацию самостоятельной работы студентов и повышает ее эффективность.

Также одним из видов самостоятельной работы студентов  является выполнение практических работ. Разработаны  методические указания  по темам: «Анализ производства и реализации продукции», «Анализ производительности труда», «Анализ организационно-технического уровня производства», «Анализ общей суммы затрат по производству  и реализации продукции», «Анализ фондоотдачи основных производственных фондов», «Анализ материалоемкости продукции», «Анализ финансовых результатов от реализации продукции» и т.д.  Методические указания по выполнению практических занятий носят обучающий характер, т.к. кроме перечня задач в них представлена методика их выполнения. Студенты, пропустившие занятие по каким-либо причинам, могут самостоятельно разобраться и качественно выполнить задания.

Специфической формой комплексной творческой самостоятельной работы студентов является курсовая работа. Особенность этой работы состоит в том, что, помимо обучающей функции, она одновременно выполняет функцию контроля, т.е. контроля теоретических знаний и практических умений и навыков студентов. Воспитательная задача курсовой работы заключается в том, что она приближена к деятельности предприятия и имеет конкретное практическое значение. Курсовые работы выполняются по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебно-производственной задачи.

Данный вид работы выполняется студентами самостоятельно в течение второго семестра и требует тщательной организации труда и планировании времени. Работа ведется поэтапно, под контролем преподавателя, который помогает спланировать ее и консультирует студентов. С этой целью составляется график выполнения работы, в котором преподаватель делает необходимые отметки. В помощь студентам предоставляются методические указания по написанию курсовой работы, которые регламентируют порядок подготовки, выполнения и защиты работы, содержит рекомендации по оформлению, ориентирует студента в самостоятельной работе. При выставлении оценки самостоятельность выполнения работы учитывается как один из обязательных элементов.

Основным результатом работы со студентами считаем повышение интереса к данной дисциплине, что сказывается на качестве знаний.

В заключении следует отметить, что обучение будет эффективным, если соблюдать разумное сочетание работы студентов под руководством преподавателя с самостоятельной деятельностью студентов. Студент учится сам оперировать учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, развивается интеллект, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Бурцева В.С. Совершенствование организации самостоятельной работы студентов / Специалист,  №3, 2007 г.

2.Горбачева И. В., Реализация компетентностного подхода в обучении / Материалы I педагогической интернет конференции «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов: проблемы и пути их решения», Камышин, 2012, http://kmu.oblzdrav.ru/pedagogicheskaya-konferencia.pdf

3.Горбунова Л.Н. Организация самостоятельной работы студентов СПО / Среднее профессиональное образование, №8, 2007 г.

4.Коваленко Л.Н. Комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплины / Среднее профессиональное образование, №1, 2007 г.

5.        Лузгина Н. В. Развитие профессиональной компетентности у обучающихся через выполнение самостоятельной работы при изучении «психологии игры» в рамках модульного обучения  / Материалы I педагогической интернет конференции «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов: проблемы и пути их решения», Камышин, 2012, http://kmu.oblzdrav.ru/pedagogicheskaya-konferencia.pdf

Категория: 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (18.02.2014)
Просмотров: 1126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика