УДК 37
Применение
интерактивных методов обучения в
преподавании
экономических дисциплин
М.И. Фомина, доцент, канд. экон. наук,
Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,
e-mail: mif.liv@mail.ru
Инновационный путь развития экономики требует
коренной перестройки не только процесса промышленного производства, но и сферы
производства услуг и технологий, в том числе образовательного процесса.
Вхождение России в
мировое образовательное пространство, принятие положений Болонской конвенции
определяют в современных условиях основные тенденции реформировании и развития
системы высшего образования. Федеральные государственные образовательные
стандарты предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс
методов и технологий, реализующих компетентностный подход. Внедрение
интерактивных форм обучения - одно из обязательных требований ФГОС ВПО в
реализации компетентностного подхода.
Интерактивные формы
обучения - организация учебного процесса основанная на диалоговых формах
взаимодействия участников образовательного процесса. Интерактивные методы организации учебного процесса направлены, прежде
всего, на развитие у студентов умения учиться, критически анализировать и
ранжировать информацию, эффективно общаться и быть кооперативными.
Организация интерактивного обучения предполагает:
- нахождение проблемной формулировки темы занятия, заданий, вопросов;
- организацию учебного пространства, располагающего к диалогу;
- формирование мотивационной готовности студентов и преподавателя к
совместным усилиям в процессе познания;
- создание специальных ситуаций, побуждающих инициативу студентов к
активному поиску решения поставленной задачи;
- выработку и принятие правил учебного сотрудничества для студентов и
преподавателя (уважать право на свободу слова, терпимость к любой точке зрения,
взаимоуважение и т.д.);
- использование «поддерживающих» приемов общения: умение задавать
конструктивные вопросы, доброжелательные интонации и т.д.;
- оценку процесса и результата совместной деятельности.
Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» играет важную роль в
процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных экономистов
различных специальностей. Практика преподавания и исследование особенностей
организации учебного процесса позволили выделить несколько принципиальных
подходов к преподаванию данной дисциплины в условиях интерактивного обучения
(таблица 1).
Таблица 1 – Основные принципы преподавания бухгалтерского учета в вузе
Основные принципы
|
Приемы и способы реализации
|
Мотивация на изучение бухгалтерского учета
|
Характеристика профессии; факты истории развития
бухгалтерского учета как науки; активное представление преподавателем на
вводном и последующих занятиях бухгалтерского учета как инструмента бизнеса;
наличие в курсе лекций примеров из реальной жизни
|
Осуществление межпредметных связей
|
Осуществление последовательных и параллельных
межпредметных связей при помощи напоминаний, ссылок, объяснения взаимосвязи
между науками, сути экономических явлений, что способствует осмыслению
происходящих хозяйственных операций, осознанию необходимости их
документирования и учета
|
Максимально простое и технологичное изложение курса
|
Использование в изложении материала схем, рисунков,
методических разработок, с которыми можно работать непосредственно на занятии
(сборники задач), технических средств обучения, наличие на занятиях
законодательных и нормативно-правовых актов
|
Активизация самостоятельной познавательной
деятельности
|
Проведение конференций, семинаров по актуальным
вопросам бухгалтерского учета или особенностям учета в различных отраслях
|
Преподаватель должен прилагать все усилия для мотивации на изучение бухгалтерского
учета как на вводной лекции, так и на всех последующих занятиях, точно
указывая цели основного курса, цели и задачи конкретных разделов учета,
объясняя возможности применения полученных знаний, используя примеры из
повседневной жизни.
Межпредметные связи -
обязательный элемент процесса обучения. Так, согласно ныне существующему
учебному плану студенты получают знания по своей специальности в следующем
предметном порядке: «Бухгалтерский учет и анализ», «Налоги» и «Аудит» В этой
цепочке ярко выражен принцип последовательности межпредметных связей. Без
знания основ организации бухгалтерского учета невозможно научить студента
определять размер налогооблагаемой базы для различных видов налогов и исчислять
их. Общая основа связи между предметами «Налоги», «Бухгалтерский учет и анализ»
и «Аудит» заключается в том, что для каждого из этих курсов большое значение
имеет нормативно-правовая база: стандарты бухгалтерского учета и аудита,
законодательные акты, инструктивные материалы. Именно умение пользоваться ими
на практике делает студента специалистом в области бухгалтерского учета и
налогообложения. Поэтому необходимо в обязательном порядке на практических
занятиях по бухгалтерскому учету иметь Налоговый и Гражданский кодексы
Российской Федерации, основные Законы, нормативные материалы, соответствующие
изучаемому разделу бухгалтерского учета. Это вырабатывает у обучающихся привычку
обращения к законодательным и инструктивным материалам, а также реализует
принцип технологичного изложения курса.
Знания, приобретенные в ходе изучения указанных
дисциплин, в последствии широко применяются в анализе хозяйственной
деятельности предприятий. Освоение этого курса студентом требует всей системы
накопленных знаний по учету и налогообложению и является реальной предпосылкой
для того, чтобы стать специалистом высокого класса.
Преимущества
интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в
области учетных дисциплин определяются следующими приоритетами:
1.
Студенты осваивают новый материал не в качестве
пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения.
2.
Будущие специалисты получают навыки владения
современными технологиями обработки информации.
3.
Вырабатывается умение самостоятельно изучать и
анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в
них изменения.
4.
Оперативность и актуальность получаемой информации;
студенты оказываются вовлеченными в решение сложных практических ситуаций, которые
имеют место в бухгалтерской, экономической и аудиторской деятельности.
5.
Доступность и гибкость. Студенты могут использовать в
процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы.
6.
Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять
возможность постоянных контактов студентов с преподавателем. Они делают более
профессиональным образовательный процесс.
Интерактивные формы проведения занятий мною используются при проведении
лекций, практических и других видов учебных занятий; применяются на всех
уровнях подготовки.
Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и
тренинговой игры. Лекция с ошибками используется для закрепления ранее
изученного материала и контроля за усвоением. Содержание лекций обычно
отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения
студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать суть ошибок при
последующем коллективном обсуждении текста лекции. Такая форма обучения
способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении
теоретического материала.
Широко используется и другой вид интерактивной лекции – лекция-дискуссия.
Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия
материала, способствует более глубокому его пониманию. Между изложением
логических разделов лекции организуется беглый обмен мнениями. Дискуссия может
проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции
оживляет учебный процесс, позволяет мне управлять коллективным мнением
аудитории.
Лекция-консультация формирует у студентов умение задавать вопросы.
Способствует усвоению материала для его практического применения. Она
предпочтительна при изучения тем с выраженной практической направленностью. Излагая
учебный материал (на это уходит 50-70 % лекционного времени), акцентирую
внимание на ряде нюансов практического применения рассматриваемого
теоретического положения, остальное время отвечаю на вопросы студентов.
В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает
тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения
содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает
анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличия противоречий, давать
оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, т.е. делать
то, что в психологии называется решением задач. Опыт показывает, что работа с
упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает
интерес к предмету.
Активизация умственной деятельности студентов находит свое наиболее
полное выражение в проблемном преподавании. Сущность проблемного преподавания
заключается в такой управляемой организации учебного процесса, при которой
обучаемые не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде,
но и совместно с преподавателями или самостоятельно в условиях проблемной
ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся
знаний, навыков и умений. Систематическое и целенаправленное применение методов
проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности
самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого
усвоения.
В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то,
о чем будет говорить он, но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель
побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения
излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.
В процессе обучения активно использую интенсивные
интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные
ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач. Деловая игра - средство моделирования разнообразных
условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее
выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и
социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения,
поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и
реальным характером профессиональной деятельности. В процессе игры студенты
учатся принимать единое решение, работать в коллективе, слушать окружающих и
быть услышанными.
В своей преподавательской деятельности я использую
такие деловые игры, как:
1. «Документооборот». Целью
данной игры является активное погружение участников групп в содержание
специального модуля бухгалтерского учета, а также развитие у них
профессиональных навыков.
2. «Лабиринт» Данная игра
направлена на проверку знаний по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ».
Только хорошие знания по этой дисциплине помогут студентам найти выход из
лабиринта.
3. «АХД». Эта деловая игра
систематизирует знания, полученные в результате изучения дисциплины «Анализ
хозяйственной деятельности», а также полученные ранее знания и умения при
изучении курса бухгалтерского учета. Студентам предстоит в течение
ограниченного времени ознакомиться с бухгалтерским балансом и отчетом о
прибылях и убытках указанного предприятия и решить поставленные задачи.
4. Практический пример «Составление баланса» Сквозная
задача по «Бухгалтерскому учету», «Налогам и налогообложению», направленная на
закрепление теоретического материала данных дисциплин.
Одним из методов моделирования профессиональной
деятельности является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором
студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых
ситуаций и задач. Студентам предлагается проанализировать реальную
производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только
какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс
знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. На мой
взгляд, обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать
практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать
такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа,
умение четко формулировать и высказывать свою позицию.
Учетные дисциплины такие как, «Бухгалтерский учет и
анализ», «Налоги и налогообложение», «Аудит» и другие подвержены постоянным
изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета,
введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения,
поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях.
Использование кейс-метода при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ»
позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.
Свою работу по подготовке занятий по кейс-методу
провожу в следующей последовательности.
1. Определяю темы дисциплины, по которым можно
провести занятия в данной форме.
2. Формулирую текст кейса, пакет заданий, методические
указания по выполнению кейса.
3. Подбираю пакет информационных документов (договора,
счет-фактуры, спецификации, приказы и другие).
4. Разрабатываю критерий оценки знаний и умений.
Для повторения базовых теоретических основ и более
глубокого изучения темы студентам предлагаю проработать учебную литературу,
нормативные документы, подготовить бланки необходимых документов для выполнения
практических заданий.
Таким образом, при преподавании экономических
дисциплин, в том числе и бухгалтерского учёта, интерактивное педагогическое
взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому
воздействию.
|