Пятница, 03.05.2024, 15:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса

Применение интерактивных методов обучения в преподавании экономических дисциплин

УДК 37

 

Применение интерактивных методов обучения в

преподавании экономических дисциплин

 

М.И. Фомина, доцент, канд. экон. наук,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

e-mail: mif.liv@mail.ru

 

Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышленного производства, но и сферы производства услуг и технологий, в том числе образовательного процесса.

Вхождение России в мировое образовательное пространство, принятие положений Болонской конвенции определяют в современных условиях основные тенденции реформировании и развития системы высшего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс методов и технологий, реализующих компетентностный подход. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из обязательных требований ФГОС ВПО в реализации компетентностного подхода.

Интерактивные формы обучения - организация учебного процесса основанная на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса. Интерактивные методы организации учебного процесса направлены, прежде всего, на развитие у студентов умения учиться, критически анализировать и ранжировать информацию, эффективно общаться и быть кооперативными.

Организация интерактивного обучения предполагает:

- нахождение проблемной формулировки темы занятия, заданий, вопросов;

- организацию учебного пространства, располагающего к диалогу;

- формирование мотивационной готовности студентов и преподавателя к совместным усилиям в процессе познания;

- создание специальных ситуаций, побуждающих инициативу студентов к активному поиску решения поставленной задачи;

- выработку и принятие правил учебного сотрудничества для студентов и преподавателя (уважать право на свободу слова, терпимость к любой точке зрения, взаимоуважение и т.д.);

- использование «поддерживающих» приемов общения: умение задавать конструктивные вопросы, доброжелательные интонации и т.д.;

- оценку процесса и результата совместной деятельности.

Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных экономистов различных специальностей. Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили выделить несколько принципиальных подходов к преподаванию данной дисциплины в условиях интерактивного обучения (таблица 1).

 

Таблица 1 – Основные принципы преподавания бухгалтерского учета в вузе

Основные принципы

Приемы и способы реализации

Мотивация на изучение бухгалтерского учета

Характеристика профессии; факты истории развития бухгалтерского учета как науки; активное представление преподавателем на вводном и последующих занятиях бухгалтерского учета как инструмента бизнеса; наличие в курсе лекций примеров из реальной жизни

Осуществление межпредметных связей

Осуществление последовательных и параллельных межпредметных связей при помощи напоминаний, ссылок, объяснения взаимосвязи между науками, сути экономических явлений, что способствует осмыслению происходящих хозяйственных операций, осознанию необходимости их документирования и учета

Максимально простое и технологичное изложение курса

Использование в изложении материала схем, рисунков, методических разработок, с которыми можно работать непосредственно на занятии (сборники задач), технических средств обучения, наличие на занятиях законодательных и нормативно-правовых актов

Активизация самостоятельной познавательной деятельности

Проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам бухгалтерского учета или особенностям учета в различных отраслях

 

Преподаватель должен прилагать все усилия для мотивации на изучение бухгалтерского учета как на вводной лекции, так и на всех последующих занятиях, точно указывая цели основного курса, цели и задачи конкретных разделов учета, объясняя возможности применения полученных знаний, используя примеры из повседневной жизни.

Межпредметные связи - обязательный элемент процесса обучения. Так, согласно ныне существующему учебному плану студенты получают знания по своей специальности в следующем предметном порядке: «Бухгалтерский учет и анализ», «Налоги» и «Аудит» В этой цепочке ярко выражен принцип последовательности межпредметных связей. Без знания основ организации бухгалтерского учета невозможно научить студента определять размер налогооблагаемой базы для различных видов налогов и исчислять их. Общая основа связи между предметами «Налоги», «Бухгалтерский учет и анализ» и «Аудит» заключается в том, что для каждого из этих курсов большое значение имеет нормативно-правовая база: стандарты бухгалтерского учета и аудита, законодательные акты, инструктивные материалы. Именно умение пользоваться ими на практике делает студента специалистом в области бухгалтерского учета и налогообложения. Поэтому необходимо в обязательном порядке на практических занятиях по бухгалтерскому учету иметь Налоговый и Гражданский кодексы Российской Федерации, основные Законы, нормативные материалы, соответствующие изучаемому разделу бухгалтерского учета. Это вырабатывает у обучающихся привычку обращения к законодательным и инструктивным материалам, а также реализует принцип технологичного изложения курса.

Знания, приобретенные в ходе изучения указанных дисциплин, в последствии широко применяются в анализе хозяйственной деятельности предприятий. Освоение этого курса студентом требует всей системы накопленных знаний по учету и налогообложению и является реальной предпосылкой для того, чтобы стать специалистом высокого класса.

Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области учетных дисциплин определяются следующими приоритетами:

1.      Студенты осваивают новый материал не в качестве пассивных слу­шателей, а в качестве активных участников процесса обучения.

2.      Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации.

3.      Вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения.

4.      Оперативность и актуальность получаемой информации; студенты оказываются вовлеченными в решение сложных практических ситуаций, ко­торые имеют место в бухгалтерской, экономической и аудиторской деятельности.

5.      Доступность и гибкость. Студенты могут использовать в процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы.

6.      Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возмож­ность постоянных контактов студентов с преподавателем. Они делают более профессиональным образовательный процесс.

Интерактивные формы проведения занятий мною используются при проведении лекций, практических и других видов учебных занятий; применяются на всех уровнях подготовки.

Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Лекция с ошибками используется для закрепления ранее изученного материала и контроля за усвоением. Содержание лекций обычно отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать суть ошибок при последующем коллективном обсуждении текста лекции. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала.

Широко используется и другой вид интерактивной лекции – лекция-дискуссия. Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Между изложением логических разделов лекции организуется беглый обмен мнениями. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции оживляет учебный процесс, позволяет мне управлять коллективным мнением аудитории.

Лекция-консультация формирует у студентов умение задавать вопросы. Способствует усвоению материала для его практического применения. Она предпочтительна при изучения тем с выраженной практической направленностью. Излагая учебный материал (на это уходит 50-70 % лекционного времени), акцентирую внимание на ряде нюансов практического применения рассматриваемого теоретического положения, остальное время отвечаю на вопросы студентов.

В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличия противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, т.е. делать то, что в психологии называется решением задач. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету.

Активизация умственной деятельности студентов находит свое наиболее полное выражение в проблемном преподавании. Сущность проблемного преподавания заключается в такой управляемой организации учебного процесса, при которой обучаемые не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателями или самостоятельно в условиях проблемной ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения.

В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он, но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.

В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач. Деловая  игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В процессе игры студенты учатся принимать единое решение, работать в коллективе, слушать окружающих и быть услышанными.

В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые игры, как:

1. «Документооборот». Целью данной игры является активное погружение участников групп в содержание специального модуля бухгалтерского учета, а также развитие у них профессиональных навыков.

2. «Лабиринт» Данная игра направлена на проверку знаний по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ». Только хорошие знания по этой дисциплине помогут студентам найти выход из лабиринта.

3. «АХД». Эта деловая игра систематизирует знания, полученные в результате изучения дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности», а также полученные ранее знания и умения при изучении курса бухгалтерского учета. Студентам предстоит в течение ограниченного времени ознакомиться с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках указанного предприятия и решить поставленные задачи.

4. Практический пример «Составление баланса» Сквозная задача по «Бухгалтерскому учету», «Налогам и налогообложению», направленная на закрепление теоретического материала данных дисциплин.

Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Студентам предлагается проанализировать реальную производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. На мой взгляд, обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Учетные дисциплины такие как, «Бухгалтерский учет и анализ», «Налоги и налогообложение», «Аудит» и другие подвержены постоянным изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета, введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.

Свою работу по подготовке занятий по кейс-методу провожу в следующей последовательности.

1. Определяю темы дисциплины, по которым можно провести занятия в данной форме.

2. Формулирую текст кейса, пакет заданий, методические указания по выполнению кейса.

3. Подбираю пакет информационных документов (договора, счет-фактуры, спецификации, приказы и другие).

4. Разрабатываю критерий оценки знаний и умений.

Для повторения базовых теоретических основ и более глубокого изучения темы студентам предлагаю проработать учебную литературу, нормативные документы, подготовить бланки необходимых документов для выполнения практических заданий.

Таким образом, при преподавании экономических дисциплин, в том числе и бухгалтерского учёта, интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию.

Категория: 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (18.02.2014)
Просмотров: 6294 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика