Пятница, 03.05.2024, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса

Использование проектов при изучении дисциплин математического цикла

УДК 378.147

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

 

В.И. Брусова, к.т.н., доцент,

Ливенский филиал Госуниверситета УНПК, г. Ливны

e-mail: v.brusova@jandex.ru

 

При изучении дисциплин математического цикла: « Теория вероятностей и  математическая статистика», «Методы оптимальных решений», «Финансовая математика»  и других можно использовать  технологию проектов, которая ориентирована на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, групповую.

Основными требованиями к использованию технологии проектов являются:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования и выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования);

- оформление конечных результатов (анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы) [1].

Необходимо обозначить критерии оценки разработанности проекта. Например, среди прочих, можно предложить критерии.

1 Тип работы:

- работа не носит исследовательского характера;

- работа носит исследовательский характер, содержит обоснование актуальности и значимости своей темы, роме того, представлена собственная новая обобщающая формализованная постановка задачи.

2 Студентами предложена собственная формализованная постановка проблемы: нет; предложена полностью самостоятельная.

3 Проведено многопараметрическое качественное исследование объекта (процесса):

- исследование отсутствует или личный вклад авторов в него незначителен;

- исследование выполнено целиком самостоятельно в результате усилий авторов.

4 Качество оформляемой работы:

- неряшливое, неграмотное, описание непонятно;

- работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания работы.

5 Материалы работы направлены (или подготовлены) для публикации: нет; статья принята к публикации или опубликована.

6 Качество доклада и ответов на вопросы:

- не может четко объяснить суть работы, ответить на вопросы, по-видимому, отсутствует понимание того, что докладывается;

- доклад производит хорошее впечатление.

Выбор тематики проектов определяется преподавателем с учетом учебной ситуации по изучаемой дисциплине, либо самими студентами, если проект предназначен для внеаудиторной деятельности. Важно выбирать проблему, значимую для будущего специалиста.

Работа над проектом обычно состоит из нескольких этапов:

1 Поисковый этап (определение целей проекта, проведение организационной работы; формулировка проблемы исследования; определение объекта и предмета исследования; выдвижение гипотезы)

2 Конструкторский этап (определение направлений работы, непосредственных задач; определение способов поиска источников информации по направлениям; определение методов исследования; организация групп; распределение задач по группам).

3 Технологический этап (самостоятельная работа по группам, обмен информацией; выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; анализ собранной группами информации; составление сценария защиты проекта: обозначение проекта, защита своей гипотезы, выводы, объяснение в виде таблиц, схем, рисунков и т. д., ответы на вопросы).

4 Заключительный этап (коллективное обсуждение, экспертиза проекта, анализ результатов выполнения проекта; выводы) [1].

Работу над проектами удобно вести в рамках проблемной студенческой лаборатории. В них принимают участие, как правило, студенты второго курса и старше. Лаборатория не является школой научной работы, занятия в ней предполагают определенный запас знаний и навыков. В рамках проблемной студенческой лаборатории можно осуществлять различные виды моделирования, изучение и анализ документов. Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько создание чего-то нового. Проблемные студенческие лаборатории немногочисленны. Происходит отсев студентов, когда из способных выбираются еще более способные [2].

В проблемной студенческой лаборатории большее значение имеет способность студента к коллективной работе, так как темы исследований гораздо более глобальные и одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно. Руководитель лаборатории должен помочь студентам разделить тему на отдельные вопросы, решение которых приведет к решению главной проблемы. Важно внимание к интересам каждого студента, к его склонностям и возможностям. Опыт коллективной работы приходит не сразу, и разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе работы, также во многом лежит на плечах преподавателя.

В процессе этой работы студент может полученные за время учебы и работы в проблемной студенческой лаборатории знания реализовать в исследованиях, имеющих практическое значение, что является следующим важным шагом к полноценной научно-исследовательской работе и ценным опытом для дальнейшей научной и практической деятельности.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены и представлены. Лучшие проекты можно рекомендовать для участия в научно-практических конференциях.

На конференции студенты получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает их ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем фоне, и сделать соответствующие выводы.

Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, и определить свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался.

Таким образом, в основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Митина, Н.А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 345-349.

2 Колеченко, А.К.  Энциклопедия педагогических технологий. / А.К. Колеченко. – С.П., 2001.

3 Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.:ACADEMA, 2001. – 512 c.

Категория: 2. Апробация современных подходов к организации образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (19.02.2014)
Просмотров: 846 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика