Пятница, 03.05.2024, 06:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Современные подходы к организации учебного процесс » 1. Ведущие современные подходы в системе российского образования.

Компетентностный подход преподавания математических дисциплин на экономическом факультете

УДК 37

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

 

Н.Д. Гревцева, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета УНПК, г. Ливны

 

Компетентностный подход на современном этапе определяет основное направление в развитии научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в системе профессионального образования. Он представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста.

Ключевым принципом компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы деятельности. В условиях данного подхода в пределах образовательного модуля по  любой специальности осуществляется комплексное освоение знаний и умений в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования работодателя.

Так, например, в результате освоения дисциплины «Математический анализ» обучающийся на направлении подготовки – 080100.62 «Экономика» должен обладать следующими компетенциями:

- способностью  на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3).

В результате освоения дисциплины «Математический анализ» и формирования соответствующих компетенций обучающийся должен:

знать:

- основы математического анализа, необходимые для  решения экономических задач;

- основные понятия и утверждения математического анализа, используемые для описания и исследования простейших экономических моделей;

уметь:

- доказывать и обосновывать сформулированные утверждения и следствия из них;

- выбирать способы решения поставленных математических задач;

- анализировать и интерпретировать результаты расчетов;

владеть:

- методами математического анализа;

- навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач.

Поэтому преподавателю математики экономистов необходимо поддерживать постоянную связь изучаемого материала с известными разделами и настраивать на применение получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности.

Уместно за правило каждому из нас принять слова известного учёного-математика Л.Д.Кудрявцева, по учебникам которого выучилось ни одно поколение специалистов: «Преподаватель   должен помнить, что он готовит не математиков, но инженеров (экономистов),владеющих математикой».

Прежде всего, к объёму курса математической дисциплины, отбору методов, деталям изложения, подбору примеров, иллюстрирующих применение математических понятий и методов нужно подходить с позиций будущей специальности студентов.

Центральная проблема экономики – это проблема рационального выбора. Выбор окажется рациональным, если будут верно оценены влияние различных факторов, а для этого потребуется умение анализировать экономические зависимости, заданные  математическими функциями. Это функции спроса и предложения, производственные функции. Разнообразие экономических функций позволили формировать из них задания для отработки математических методов исследования функций, для проведения лабораторных и практических занятий, составления вариантов типовых расчётов.

Так на занятиях по теме «Функции одной переменной» предлагается студентам после теории рассмотреть функции спроса и предложения на некоторый товар. Они проводят анализ этих функций, строят их графики, определяют равновесную цену и спрос (предложение) аналитическим путем.

При изучении модуля «Дифференциальное исчисление» обращаю внимание студентов на то, что производные применяются в экономике для получения так называемых предельных издержек, предельной выручки, прибыли. Студенты находят функции потребления и сбережения, издержки на хранение, решают задачу  максимизации доходов.

На практических занятиях по модулю «Интегральное исчисление» интегралы используем для нахождения функций издержек, прибыли, находим коэффициенты неравномерности распределения дохода, считаем выигрыш потребителей и выигрыш поставщиков, изменение капитала.

При рассмотрении модуля «Дифференциальные уравнения» по известной эластичности спроса на  некоторый товар находим функцию спроса. Для  определения равновесной цены также используются дифференциальные уравнения.

Изучая модуль «Функции нескольких переменных» первокурсники знакомятся с производственной  функцией, известной в экономике, как функция Кобба-Дугласа, описывающей зависимость объёма выпускаемой продукции от затрачиваемых средств и использованных ресурсов. Проводится построение графиков  функции двух переменных и с их помощью сравнивают влияние на выпуск продукции каждого из основных ресурсов труда и капитала, рассчитывается коэффициент заменяемости ресурсов, проводится экономическая интерпретация полученных результатов.

Наполнение задач профессионально-ориентированным содержанием повышает интерес студентов  к изучению математических дисциплин, т.к. они понимают, что рассматриваемые вопросы необходимы в будущей профессиональной деятельности. Это дает хорошую базу для перехода к изучению экономических дисциплин и способствует повышению качества профессионального образования будущих экономистов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция развития российского математического образования (Ключевые идеи) URL: http://www.math.ru/conc/vers/conc_omn.rtf/

2. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный  подход // Высшее образование в России. – 2012. – №7. – С.10-20.

3. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Подход к формированию компонентной структуры компетенций // Высшее образование в России. –2013.– №7. – С.37-41.

4. Донских  О.А. Дело о компетентностном  подходе // Высшее образование в России. – 2013. – №5. – С.36-45.

 

Категория: 1. Ведущие современные подходы в системе российского образования. | Добавил: Zvyagina (19.02.2014)
Просмотров: 959 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика