УДК 316.4
СОЦИАЛЬНОЕ
САМОЧУВСТВИЕ ЖИТЕЛЕЙ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫХ
ГОРОДОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.В. Снедков
к.с.н.,
ФГОУ ВПО
«Госуниверситет-УНПК», Орел,
e-mail: lokobest26@yandex.ru
Аннотация
В
статье рассматривается социальное самочувствие, как показатель развития
социальной инфраструктуры провинциального города.
Одним из главных показателей
успешности социального развития территории и качества жизни людей её населяющих
является социальное самочувствие жителей.
Социальное самочувствие
конкретного человека является производным от удовлетворенности его социальных
потребностей, что, в свою очередь, вытекает из системы социальных благ,
существующей в обществе, их производства и распределения.
Именно поэтому общая оценка восприятия людьми своего благополучия
в основных сферах собственной жизнедеятельности является показательным при
определении положительной или отрицательной оценки социального развития.
Существует
два основных подхода при рассмотрении социального самочувствия населения.
В рамках первого подхода социальное самочувствие
населения определятся как «интегральный субъективный показатель, отражающий
восприятие благополучия», и измеряется через «удовлетворенность –
неудовлетворенность жизненной ситуацией и ее отдельными параметрами». Такая точка зрения прослеживается,
например, в работах исследователя Л. Орловой.
К теориям этой группы также можно отнести подходы, используемые Е. Головахой,
Н. Паниной, А. Горбачик, в рамках которых социальное самочувствие рассматривают
как эмоционально-оценочное отношение индивида к системе социальных отношений и
к своему месту в этой системе. Измерение проводится по шкале «достаточности»
социальных благ:
1-не хватает;
2-трудно сказать,
хватает или нет (не интересует);
3-хватает.
Таким образом, при
данном подходе обосновывается положение, согласно которому социальное
самочувствие человека определяется степенью удовлетворения его социальных
потребностей.
Второй подход
представлен, прежде всего, в работах таких учёных как Ж. Тощенко и С. Харченко,
Л. Петрова.
Ж. Тощенко и С. Харченко
рассматривают социальное самочувствие как исходный структурный элемент
социального настроения. Результирующим показателем социального самочувствия
выступают потребность в самосохранении себя как социального существа, члена
группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственно
окружающей его микросреды. Социальное самочувствие, таким образом, имеет
довольно сложную структуру и включает в себя:
-
информацию, важную для личной и общественной жизни человека;
-
чувства, предметами которых становятся те явления и условия, от
которых зависит развитие событий, значимых для личности.
Исследователь Петрова
считает социальное самочувствие интегральной характеристикой реализации
жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности. Оно для
нее – синдром сознания, отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем
притязаний и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей (удовлетворенность
реализованностью жизненной стратегии). И это касается различных областей
жизнедеятельности индивида – творческой, профессиональной, образовательной, семейной,
досуговой и так далее.
Различия между
представленными подходами всё же не следует считать кардинальными. Эти два
подхода не являются диаметрально противоположными друг другу, так как исходят
из одной общей концепции – концепции субъективного благополучия человека. Также
об их близкой сути говорит и то, что исследования, осуществляемые в рамках
данных подходов имеют общую цель. Эта цель заключается в том, чтобы показать,
насколько улучшилась или ухудшилась жизнь, как населения в целом, так и
отдельных слоёв в результате проводимых реформ.
При
анализе социального самочувствия также не следует упускать из виду проблему
учета межиндивидуальных различий при оценке респондентом степени важности
различных аспектов уровня социального развития того места, в котором он живёт.
Заостренность
самочувствия некоторой части населения на прошлом дополняется также оценкой
злободневных проблем. В этом случае некоторые ярко выраженные позитивные или
наоборот негативные эмоции респондента, которые вызывает у него прошлый период
его жизни, могут оказывать серьёзное влияние на достоверность ответов этого
респондента.
В связи с этим следует
выделить две группы факторов, оказывающих воздействие на социальное
самочувствие населения. Это внешние и внутренне факторы.
Внешние факторы – это
факторы, не зависящие от личности респондента. К ним относятся экономические
(уровень безработицы, процент инфляции и т.д.), экологические (качество воды и
воздуха, загрязненность территорий промышленными и бытовыми отходами,
радиационная обстанока и т.д.) и климатические факторы (роза ветров, уровень
влажности, годовой перепад температур и т.д.). Наиболее значимыми из всех
внешних факторов, в данном случае, являются социальные факторы (возможности для
социальной мобильности, обеспеченность медицинскими услугами и т. д.)
К внутренним
факторам относятся индивидуальные характеристики респондента. Такими факторами являются
гендерные и возрастные характеристики респондента, социальный статус респондента
(род занятий, положение в обществе, имущественное положение, и т.д.),
психологические факторы (не осознаваемые респондентом детерминанты его
поведения) и место жительства респондентов. Как правило, влияние статуса
респондента более выражено по сравнению с остальными факторами.
В результате взаимодействия
двух данных групп факторов возникают различия во мнениях высказываемых респондентами. Это позволяет
структурировать восприятие социально-экономической ситуации различных групп
респондентов и выявлять наиболее значимые проблемы социального развития
исследуемой территории и методы их решения.
Как правило, для изучения
социального самочувствия населения исследователи пытаются выяснить отношение
людей к экономическому положению, экологической ситуации на рассматриваемой
территории, а также отношение к действиям власти по решению имеющих место
проблем. Нам бы хотелось выявить составляющие социального самочувствия,
определив те чувства, которые вызывают у людей мысли о будущем.
В качестве аргумента в защиту
данной позиции можно сказать следующее. Выражая своё отношение к будущему,
человек неизбежно исходит из личного ощущения настоящего и своего места в этом
настоящем. Человек экстраполирует свои настоящие (во временном смысле) чувства
на будущий период, тем самым, отражая основные характеристики своего
социального самочувствия.
В ходе проведённого нами
социологического исследования (исследование проводилось посредством анкетного
опроса, охватившего 620 человек. Опрос проводился в городах Ливны (330 человек)
и Мценск (290 человек). Ошибка выборки составили 4%) респондентам задавался
вопрос: «Какие чувства у Вас вызывает будущее (отметьте все которые
испытываете)?». Полученные в результате ответы целесообразно отразить
посредством составления следующей таблицы.
Таблица 1 – Ответы
респондентов на вопрос: «Какие чувства у Вас вызывает будущее (отметьте все
которые испытываете)?»
Какие чувства у Вас вызывает будущее (отметьте
все которые испытываете)?
|
Варианты ответов:
|
Ливны
|
Мценск
|
Оптимизм
|
12,42%
|
14,83%
|
Спокойствие
|
6,06%
|
5,17%
|
Надежду
|
24,85%
|
19,31%
|
Тревогу
|
21,21%
|
40,00%
|
Неопределенность
|
30,30%
|
51,03%
|
Страх
|
10,00%
|
26,90%
|
Безразличие
|
3,03%
|
8,62%
|
Другие чувства
|
1,21%
|
2,76%
|
Затрудняюсь ответить
|
6,06%
|
2,76%
|
Из данных, представленных в
таблице, видно, что наибольший рейтинг у жителей исследуемых городов имеет
чувство неопределённости их будущего. Это говорит о том, что большое количество
жителей чувствуют серьёзную неуверенность в устойчивости своего социального
положения и стабильности материального достатка. Скорее всего, эта
неуверенность является следствием всё ещё продолжающейся перестройки некоторых
секторов общественной жизни в России.
Высокий процент людей,
испытывающих такие негативные чувства как тревога за своё будущее и страх перед
будущим говорит о том, что эти люди находятся в ожидании каких-либо
неприятностей, нежели чем в ожидании перемен к лучшему. Также ощущение страха и
тревоги у людей говорит о всё ещё остающемся недоверии населения к власти,
которое возникло в результате большого количества негативных последствий
реформ, проведённых в 1990-е годы.
Количество людей безразличных
к будущему, хотя и очень невелико и в том и другом городе, всё же
свидетельствует о некоторой апатии и усталости жителей, вызванных социальными
изменениями жизни нашего общества.
В тоже время количество людей
спокойно, без волнений относящихся к своему будущему, испытывающих оптимизм и
смотрящих с надеждой в будущее не столь велико как можно было бы ожидать.
Возможно, это связанно с тем, что те благоприятные тенденции в развитии, как данных
малых городов Орловской области городов, так и страны в целом, обозначившиеся в
последнее время, проявляют себя ещё не достаточно интенсивно.
Такое соотношение чувств и
ожиданий от будущего, показывает то, что люди более склонны к негативной оценке
социального развития исследуемых малых городов Орловской области, нежели к
позитивной.
Очевидно, что для перемены
настроения людей требуются более серьёзные действия властей (причём, не только
местного уровня) по решению социальных и экономических проблем. Также
необходимо чтобы результат предпринимаемых действий носил заметный характер и
был ощутим для основной массы населения исследуемых городов.
Данную оценку жителей следует
учитывать органам власти при осуществлении действий, направленных на решение социально-экономических
проблем и развитие городов Ливны и Мценск. То есть мнение населения малых
городов Орловской области должно служить одной из отправных точек при
разработке и осуществлении планов социального развития этих городов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айвязан, С.А. Анализ
синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации
/ С.А. Айвазян // Уровень жизни населения регионов России. –2002. – № 11. – С.
1-38.
2. Головаха, Е.И. Измерение
социального самочувствия: тест ИИСС / Е. И. Головаха, Н. В. Панина, А.П.
Горбачик // Социология 4М. – 1998. – № 10. – С. 45-72.
3. Давыдова, Е.В. Измерение
качества жизни / Е. В. Давыдова, А.А. Давыдов. – М., 1993. – 52 с.
4. Орлова, Л.А. Социальное
самочувствие учителей московской области / Л. А. Орлова // Социологические
исследования. – 1998. – № 8. – С. 88-94.
5. Петрова, Л.Е. Социальное
самочувствие молодежи / Л. Е. Петрова // Социологические исследования. – 2000.
– № 6. – С. 50-55.
6. Разработка и
экспериментальная апробация индикаторов качества жизни населения
Калининградской области: отчет НИР / НО «Фонд социальных и маркетинговых
исследований Cубъективное
качество жизни: основные проблемы исследования»; рук. В.И. Бойков; исполн.: Н.М.
Федерова, Н.Л. Прокопчук [и др.]. – Калининград, 2003. – 78 с.
7. Тощенко, Ж.Т. Социальное
настроение / Ж. Т. Тощенко, С.В. Харченко. – М.: Academia, 1996. – 196 с.
8. Феоктистов, Д. В. Методология
оценки уровня и качества жизни населения / Д.В. Феоктистов// Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2002. – № 3-4
//http://nic.pirit.info/200211/021.htm
|