Суббота, 04.05.2024, 23:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 5. Повышение качества жизни в системе экономического развития малых городов.

Повышение качества жизни в системе экономического развития малых городов

УДК 332.1

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

 

О. С. Ашихмина, М. Р. Зайнетдинова, студ. 4 курса, ФЭиП,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны,

anc68@mail.ru

научный руководитель: С.Н. Буханцева, к.э.н.

 

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы довольно сложного социально - экономического состояния малых городов и предлагаются возможные варианты решения данных проблем.

В настоящее время среди множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаются проблемы  развития человека, города,  страны и мира. Для устойчивого развития нашей страны приоритетной проблемой становится проблема развития и функционирования малых городов - каждого города в отдельности и всех вместе.

Наука почти не коснулась проблемы малых городов. Еще нет научного осознания значимости этой проблемы для настоящего и будущего России, для выхода страны из затянувшегося системного кризиса.

Россия - во многом страна малых городов. Их примерно две трети от общей численности. В зоне их влияния проживают до 40 миллионов человек.

Они выполняют различные, порой свойственные только определенной категории городов, функции. Малые города занимают важное место в концентрации функций в системе территориального разделения труда, являются опорными центрами территориальных систем расселения.

Малые города сегодня - это средоточие проблем (в малых городах проблемы стоят наиболее остро и болезненно, так как, в отличие от больших и крупных городов, небольшие города обладают значительно меньшими возможностями для их разрешения) - экономических, социальных, экологических, политических, это средоточие бедности населения, оборотной стороной которых является рост алкоголизма, наркомании, проституции, бродяжничества, включая детское, инфекционных заболеваний, преступности. Выявлены основные недостатки и преимущества современного социально-экономического состояния малых городов центральной части России. Среди таких недостатков можно выделить низкий уровень качества образовательных услуг, ограниченный выбор мест приложения труда, недостаточный уровень развития городской среды, а среди их преимуществ - компактность, открытость к сотрудничеству, меньший бюрократизм властных структур, возможность использования положительного опыта других малых городов[1].

Проблемы и одновременно причины сложного социально-экономического состояния большинства малых городов условно можно разделить на три группы - это  проблемы общего характера (территориально-отраслевые); проблемы отраслевого характера (проблемы хозяйствующих субъектов); проблемы муниципального (территориального) характера.

Без системного решения этих проблем можно ожидать серьезных негативных последствий не только для малых и средних городов, но и для окружающих аграрных районов и России в целом.

Возможным вариантом решения проблемы можно рассматривать вариант ее саморазрешения - «рынок решит все проблемы, все расставит по своим местам». Преимущество этого варианта заключается в том, что он не требует никаких действий и финансовых средств со стороны органов управления всех уровней. Реальный риск - в том, что при сложившейся социально-экономической ситуации (с учетом всех российских особенностей - многоукладности экономики, огромных территорий и др.) экономика небольших городов будет продолжать деградировать.

Другой вариант - несистемный подход к решению проблемы: ее разрешением занимается только областная или местная администрация. Преимущество здесь в том, что могут быть решены лишь отдельные экономические и социальные вопросы, но не проблема в целом. Риск – несмотря на отдельные («лоскутного» характера) позитивные решения, проблема остается, процессы экономической и социальной деградации преломить не удастся.

В условиях повышения уровня глобализации, когда малые города получили доступ к информации и знаниям, они быстро входят в российское и мировое информационное пространство, в них активно развиваются рынки товаров и услуг, рабочей силы, повышается мобильность населения и, в конечном счете, проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития. В то же время усиливается тенденция к саморазвитию, при которой города все в большей мере используют собственные источники развития, среди которых особое место занимают знания, информация, новое качество управления, ценности культур.

В качестве одного из интегральных показателей развития малых городов необходимо применять индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и его составляющие: валовой региональный продукт на душу населения; продолжительность жизни; уровень образования населения. Мониторинг ИРЧП в малых городах позволит муниципальным, федеральным и региональным властям более эффективно использовать средства программ социально-экономического развития территорий. Целесообразно применять также показатель миграции в малые города высокообразованного, высококвалифицированного населения, которое предъявляет повышенные требования к стандартам жизни.

Таким образом, основными факторами повышения качества малых городов является развитый человеческий капитал, культура городского сообщества, развитость коммуникаций и городская инновационная система, привлекательные, высокооплачиваемые рабочие места, высокий уровень развития систем жизнеобеспечения, а также социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта).

В современных условиях малый город приобретает черты «обучающегося города», для которого характерны интенсивные инновационные процессы, сетевое взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности на основе кооперации, участия в совместных проектах и перекрестного обучения.

«Локомотивами роста» малых городов становятся высокая комфортность и благоприятные социальные условия проживания населения, относительно низкая стоимость земли и недвижимости. При этом привлекательность жизни в малых городах зависит от благоприятности экологических условий, рекреационных возможностей, обеспеченности экологически чистым продовольствием и формирования более спокойного и здорового, чем в мегаполисах образа жизни.

         Современная концепция формирования стратегии социального и экономического развития малых городов исходит из того, что в городе имеется система субъектов и объектов управления, между которыми действуют прямые и обратные связи (в отличие от традиционного представления о городской администрации как основном субъекте управления)[2]. При этом в каждом малом городе ни один из субъектов управления не имеет ресурсов, достаточных для доминирующего воздействия, монопольно определяющего перспективу развития. Выявлено, что в процессе развития малых городов роль основного инициатора изменений может переходить от одного субъекта управления к другому, но координацию, системообразующую функцию выполняют органы городской власти. Показано, что к подсистемам управления помимо органов власти относятся местные сообщества, связанные по профессиональному и общественному признаку: руководители предприятий, работники образования, здравоохранения, культуры, представители общества ветеранов, инвалидов, автолюбителей, т.е. структуры зарождающегося гражданского общества.

Таким образом, для повышения качества жизни малого города администрация должна:

- развивать систему профильного образования, научно-исследовательских центров, содействовать интеграции образования, науки и производства;

- контролировать соблюдение стандартов безопасности и качества на предприятиях, стимулировать внедрение на предприятиях международных стандартов производства и управления;

- развивать инвестиционный климат в городе, вводить налоговые стимулы для новых компаний, открывающих в городе свои подразделения, способствовать перебазированию в город финансовых организаций, стимулирование кредитного сектора;

- развивать инженерную и экономическую инфраструктуру, инженерные сети для промышленных площадок, подводку транспортных сетей, оказывать содействие организациям инвестиционной инфраструктуры;

 - развивать прогрессивные механизмы управления городом, ориентированные на создание устойчивых конкурентных преимуществ и взаимовыгодное сотрудничество с бизнесом, ориентироваться на стратегические цели и направления развития города.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Канарская О. А. Роль малых городов в развитии социально - экономической системы Российской Федерации. - Экономика России. - 2009. - № 8. - С.73-74.

2. www. Journal.visu.ru

Категория: 5. Повышение качества жизни в системе экономического развития малых городов. | Добавил: Zvyagina (01.03.2011)
Просмотров: 2212 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика