УДК 332.1
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
О.
С. Ашихмина, М. Р. Зайнетдинова, студ. 4 курса, ФЭиП,
ЛФ
ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны,
anc68@mail.ru
научный
руководитель: С.Н. Буханцева, к.э.н.
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы довольно сложного
социально - экономического состояния малых городов и предлагаются возможные
варианты решения данных проблем.
В настоящее время среди
множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаются проблемы развития человека, города, страны и мира. Для устойчивого развития нашей
страны приоритетной проблемой становится проблема развития и функционирования
малых городов - каждого города в отдельности и всех вместе.
Наука почти не коснулась
проблемы малых городов. Еще нет научного осознания значимости этой проблемы для
настоящего и будущего России, для выхода страны из затянувшегося системного
кризиса.
Россия - во многом
страна малых городов. Их примерно две трети от общей численности. В зоне их влияния
проживают до 40 миллионов человек.
Они выполняют различные,
порой свойственные только определенной категории городов, функции. Малые города
занимают важное место в концентрации функций в системе территориального
разделения труда, являются опорными центрами территориальных систем расселения.
Малые города сегодня -
это средоточие проблем (в малых городах проблемы стоят наиболее остро и
болезненно, так как, в отличие от больших и крупных городов, небольшие города
обладают значительно меньшими возможностями для их разрешения) - экономических,
социальных, экологических, политических, это средоточие бедности населения,
оборотной стороной которых является рост алкоголизма, наркомании, проституции,
бродяжничества, включая детское, инфекционных заболеваний, преступности. Выявлены
основные недостатки и преимущества современного социально-экономического состояния
малых городов центральной части России. Среди таких недостатков можно выделить
низкий уровень качества образовательных услуг, ограниченный выбор мест приложения
труда, недостаточный уровень развития городской среды, а среди их преимуществ -
компактность, открытость к сотрудничеству, меньший бюрократизм властных
структур, возможность использования положительного опыта других малых городов[1].
Проблемы и одновременно
причины сложного социально-экономического состояния большинства малых городов
условно можно разделить на три группы - это
проблемы общего характера (территориально-отраслевые); проблемы
отраслевого характера (проблемы хозяйствующих субъектов); проблемы
муниципального (территориального) характера.
Без системного решения
этих проблем можно ожидать серьезных негативных последствий не только для малых
и средних городов, но и для окружающих аграрных районов и России в целом.
Возможным вариантом решения
проблемы можно рассматривать вариант ее саморазрешения - «рынок решит все
проблемы, все расставит по своим местам». Преимущество этого варианта
заключается в том, что он не требует никаких действий и финансовых средств со
стороны органов управления всех уровней. Реальный риск - в том, что при
сложившейся социально-экономической ситуации (с учетом всех российских
особенностей - многоукладности экономики, огромных территорий и др.) экономика
небольших городов будет продолжать деградировать.
Другой вариант -
несистемный подход к решению проблемы: ее разрешением занимается только
областная или местная администрация. Преимущество здесь в том, что могут быть
решены лишь отдельные экономические и социальные вопросы, но не проблема в
целом. Риск – несмотря на отдельные («лоскутного» характера) позитивные
решения, проблема остается, процессы экономической и социальной деградации
преломить не удастся.
В условиях повышения
уровня глобализации, когда малые города получили доступ к информации и знаниям,
они быстро входят в российское и мировое информационное пространство, в них
активно развиваются рынки товаров и услуг, рабочей силы, повышается мобильность
населения и, в конечном счете, проявляются постиндустриальные тенденции
социально-экономического развития. В то же время усиливается тенденция к
саморазвитию, при которой города все в большей мере используют собственные источники
развития, среди которых особое место занимают знания, информация, новое
качество управления, ценности культур.
В качестве одного из
интегральных показателей развития малых городов необходимо применять индекс
развития человеческого потенциала (ИРЧП) и его составляющие: валовой
региональный продукт на душу населения; продолжительность жизни; уровень
образования населения. Мониторинг ИРЧП в малых городах позволит муниципальным,
федеральным и региональным властям более эффективно использовать средства
программ социально-экономического развития территорий. Целесообразно применять
также показатель миграции в малые города высокообразованного,
высококвалифицированного населения, которое предъявляет повышенные требования к
стандартам жизни.
Таким образом, основными
факторами повышения качества малых городов является развитый человеческий
капитал, культура городского сообщества, развитость коммуникаций и городская
инновационная система, привлекательные, высокооплачиваемые рабочие места,
высокий уровень развития систем жизнеобеспечения, а также социальной сферы
(образования, здравоохранения, культуры, спорта).
В современных условиях
малый город приобретает черты «обучающегося города», для которого характерны
интенсивные инновационные процессы, сетевое взаимодействие субъектов
хозяйственной деятельности на основе кооперации, участия в совместных проектах
и перекрестного обучения.
«Локомотивами роста»
малых городов становятся высокая комфортность и благоприятные социальные
условия проживания населения, относительно низкая стоимость земли и недвижимости.
При этом привлекательность жизни в малых городах зависит от благоприятности экологических
условий, рекреационных возможностей, обеспеченности экологически чистым
продовольствием и формирования более спокойного и здорового, чем в мегаполисах
образа жизни.
Современная концепция формирования
стратегии социального и экономического развития малых городов исходит из того,
что в городе имеется система субъектов и объектов управления, между которыми
действуют прямые и обратные связи (в отличие от традиционного представления о
городской администрации как основном субъекте управления)[2]. При этом в каждом
малом городе ни один из субъектов управления не имеет ресурсов, достаточных для
доминирующего воздействия, монопольно определяющего перспективу развития. Выявлено,
что в процессе развития малых городов роль основного инициатора изменений может
переходить от одного субъекта управления к другому, но координацию,
системообразующую функцию выполняют органы городской власти. Показано, что к
подсистемам управления помимо органов власти относятся местные сообщества,
связанные по профессиональному и общественному признаку: руководители
предприятий, работники образования, здравоохранения, культуры, представители
общества ветеранов, инвалидов, автолюбителей, т.е. структуры зарождающегося гражданского
общества.
Таким образом, для
повышения качества жизни малого города администрация должна:
- развивать систему
профильного образования, научно-исследовательских центров, содействовать
интеграции образования, науки и производства;
- контролировать
соблюдение стандартов безопасности и качества на предприятиях, стимулировать
внедрение на предприятиях международных стандартов производства и управления;
- развивать
инвестиционный климат в городе, вводить налоговые стимулы для новых компаний,
открывающих в городе свои подразделения, способствовать перебазированию в город
финансовых организаций, стимулирование кредитного сектора;
- развивать инженерную и
экономическую инфраструктуру, инженерные сети для промышленных площадок,
подводку транспортных сетей, оказывать содействие организациям инвестиционной
инфраструктуры;
- развивать прогрессивные механизмы управления
городом, ориентированные на создание устойчивых конкурентных преимуществ и
взаимовыгодное сотрудничество с бизнесом, ориентироваться на стратегические
цели и направления развития города.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Канарская О. А. Роль малых городов в развитии социально - экономической системы
Российской Федерации. - Экономика России. - 2009. - № 8. - С.73-74.
2. www. Journal.visu.ru |