УДК 330.322
НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Е.В. Сибирская, д.э.н.,
профессор,
ГОУ ВПО «Орловский
государственный институт
экономики и торговли»,
Орел,
Аннотация
Молодежная
политика на муниципальном уровне должна стать инвестиционной политикой вложения
средств в деятельность молодежи, по капитализации территории, как основного
экономического потенциала развития территорий муниципального образования. Эти
вложения рассматриваются как инвестиции в будущую экономику территории
муниципального образования.
Молодежь – это вектор развития любого
государства. Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики
– это залог национальной безопасности России. В этой связи государство является
определяющим звеном в формировании заказа на молодежную политику.
Данная конференция является хорошим стимулом для
активизации участия молодежи в жизни местного сообщества. Вполне возможно, что
участники конференции окажутся будущими мэрами, а первые выступления станут
первыми инициативами в развитии местного самоуправления. Она открывает новые
возможности для молодежи – заявить свое видение вопросов социально-экономического
развития муниципальных образований, для органов государственной власти и
местного самоуправления – найти молодых, инициативных людей, заинтересованных в
улучшении жизнедеятельности на территории их муниципального образования.
Молодежная
Политика на муниципальном уровне – это политика муниципального образования по
отношению к молодежи, нацеленная на включение молодежи в реальные процессы
развития территории муниципальных образований.
Базовой
целью жизнедеятельности человека является повышение уровня «Качества Жизни». Безусловными
и бесспорными факторами, которые определяют уровень «Качество Жизни» являются:
уровень плотности населения; уровень капитализации территорий; масштаб
социальных программ.
Наглядность
зависимости уровня «Качества Жизни Человека» от плотности населения можно
рассмотреть на примере сравнения, государств, с разными показателями плотности
населения, городов федерального значения, городов областных центров и
областного подчинения, городов районного значения, поселков городского типа,
поселков, сел и деревень.
Естественно
просится вывод, что для повышения уровня «Качества Жизни Человека», необходимо
повышать плотность населения и уровень капитализации территории. Наиболее
эффективным методом повышения уровня плотности населения является: решение
проблем демографии и повышение уровня рождаемости населения; сокращение уровня
смертности; повышение продолжительности жизни человека; позитивная миграция,
связанная с условиями привлекательности территории муниципального образования в
категории качества жизни. Надо отметить, что повышение уровня плотности
населения путем миграции, не есть эффективный метод.
Несомненно, второй компонент повышения уровня
«Качества Жизни Человека» уровень капитализации территорий, требует особого внимания
и предметного рассмотрения основ и процессов в контексте развития и капитализации территорий муниципальных
образований.
Особого внимания и детального рассмотрения
требует и третья компонента повышения уровня качества жизни – это снижение
потребности в социальных программах территории муниципальных образований. В данном
направлении деятельность молодежной политики на муниципальном уровне должна
стать наиболее эффективной и сориентированной на процессы, снижающие уровень
потребности в социальных программах. Данные мероприятия позволят политикам
высвободившиеся финансовые средства от этого процесса реинвестировать в сектор
реальной экономики для повышения уровня «Качества Жизни».
Анализ практики деятельности органов молодежной
политики большей части субъектов РФ и муниципальных образований демонстрирует,
что проводимые мероприятия в рамках реализации молодежной политики:
- лишь в 20 % соответствуют по целевым
установкам современным экономическим условиям;
- в свою очередь, 80 % мероприятий МП дублируют
функции других структурных подразделений органов исполнительной власти;
-
межведомственное взаимодействие сводится к простому арифметическому
сложению финансовых средств.
Следствием
сложившейся практики в молодежной политике стало то, что существующие формы
работы с молодежью, охватывают сегодня не более 5-10% молодежи, и достигли предела своих возможностей,
следовательно, и должна быть принципиально изменена. Изменения в первую очередь
должны быть предложены органам исполнительной власти по консолидации усилий,
всех институтов муниципального образования.
Анализируя сложившее состояние в реализации
молодежной политики на муниципальном уровне, возникла необходимость перехода от
отдельных не связанных друг с другом мероприятий, имеющих хаотичный характер
подбора, дублирования функций смежных структур органов исполнительной
власти, к политике включение молодежи в
реальные процессы «строительстве будущего» - процессы управления территориями
муниципальных образований.
Муниципальному образованию необходима молодежная
политика, которая позволила бы сформировать у местного молодежного сообщества: качества,
свойства, потребности, обеспечивающие принятие молодежью исторической
ответственности за развитие территорий муниципальных образований.
Такими качествами и потребностями молодежи
является высокий уровень ответственности, социального самоопределения,
самоорганизации, самосознания молодежной среды (местного молодежного
сообщества) как субъекта и объекта политической и экономической системы
процесса развития территории муниципального образования.
Такого высокого уровня социального
самоопределения, самоорганизации, самосознания молодежной среды, можно достичь
при условии, если органы исполнительной власти муниципального образования:
- осознают свою ответственность за будущее, за
включение молодежи в процессы развития
территорий вверенных муниципальных образований,
- создадут мотивационные условия, которые
будут побуждать местное молодежное
сообщество к включению в реальные процессы развития территорий муниципальных
образований.
Далее мы предлагаем рассмотреть основы
молодежной политики на муниципальном уровне, которые отвечают требованиям
современной экономической политики, современным понятиям развития территории
муниципальных образований и государства в целом, а также представляет собой
сложную систему, в которой взаимодействуют разные социальные институты общества
и органы исполнительной и законодательной властей по трем основным направлениям
муниципальных образований:
1. Социальная адаптация и защита молодежи,
основными исполнителями данного направления являются органы социальной защиты.
2. Инвестиции общества в молодежь, как
инвестиции в будущую экономику, основными проводниками и исполнителями данной
политики являются органы образования, культуры, спорта, экономики, занятости
при общей координации органами молодежной политики.
3. Включение молодежи в процессы развития
территорий муниципальных образований, через развитие институтов молодежных
местных сообществ, основными проводниками и исполнителями данной политики являются
органы или структуры муниципальной молодежной политики.
В молодежной политике на муниципальном уровне
рассматривается несколько ролей молодежи и молодежного сообщества в обществе и
в процессах развития территорий: как объект попечения; как объект воздействия; как
потенциал развития (ресурс); как субъект (партнер); как граждане РФ.
В настоящее время в практике реализации
молодежной политики большое внимание отводится роли молодежи как объекта
попечения, воздействия, и гражданина РФ, которые гармонично вписываются в
существующую социальную политику всех органов исполнительной власти всех
уровней муниципальных образований.
Однако для экономической политики территорий
важная роль должна отводится молодежи и местному молодежному сообществу как
экономическому потенциалу развития (ресурсу), и субъекту (партнера) в процессе
развития территорий муниципальных образований.
Основная базовая целевая установка предлагаемой
молодежной политики на муниципальном уровне должна исходить не с позиции
решения проблем молодежи, а с позиции эффективного использования, в том числе и
инновационного потенциала молодежи в процессах развития территорий муниципальных
образований.
Решая «несуществующие» проблемы молодежи (у
молодежи нет проблем, она их может всегда решить сама, проблема только в выборе
алгоритма решений, но они не всегда
могут быть одобрены обществом, муниципальными образованиями и государством), мы
обречены, воспитывать в молодежи пассивную потребительскую, безнравственную и
безответственную структуру личности.
В контексте
молодежной политики на муниципальном уровне необходимо «политику»
рассматривать как: диалог между участниками (субъектами) процессов развития
территории муниципального образования; поиска согласия и компромиссов между
различными группами и слоями местного сообщества
по определению зон ответственности; форма участия субъектов, в процессах
развития территории муниципальных образований.
Молодежная политика на муниципальном уровне
должна стать инвестиционной политикой
вложения средств в деятельность молодежи, по капитализации территории, как
основного экономического потенциала развития территорий муниципального
образования. Эти вложения рассматриваются как инвестиции в будущую экономику
территории муниципального образования.
Развитие России заключается в
социально-экономическом развитии всех муниципальных образований: больших и
малых городов, деревень и сел. Безусловно, будущее страны именно за молодыми
гражданами. Им предстоит поднимать экономическое благосостояние, добиваться
новых успехов в науке, технике, образовании. Молодежь – это огромный потенциал
в решении политических, экономических и социальных вопросов. |