Вторник, 07.05.2024, 19:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 5. Повышение качества жизни в системе экономического развития малых городов.

Направления активизации молодежной политики в целях социально-экономического развития муниципальных образований

УДК 330.322

 

НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

Е.В. Сибирская, д.э.н., профессор,

ГОУ ВПО «Орловский государственный институт

экономики и торговли», Орел,


 

Аннотация

Молодежная политика на муниципальном уровне должна стать инвестиционной политикой вложения средств в деятельность молодежи, по капитализации территории, как основного экономического потенциала развития территорий муниципального образования. Эти вложения рассматриваются как инвестиции в будущую экономику территории муниципального образования.

Молодежь – это вектор развития любого государства. Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики – это залог национальной безопасности России. В этой связи государство является определяющим звеном в формировании заказа на молодежную политику.

Данная конференция является хорошим стимулом для активизации участия молодежи в жизни местного сообщества. Вполне возможно, что участники конференции окажутся будущими мэрами, а первые выступления станут первыми инициативами в развитии местного самоуправления. Она открывает новые возможности для молодежи – заявить свое видение вопросов социально-экономического развития муниципальных образований, для органов государственной власти и местного самоуправления – найти молодых, инициативных людей, заинтересованных в улучшении жизнедеятельности на территории их муниципального образования.

Молодежная Политика на муниципальном уровне – это политика муниципального образования по отношению к молодежи, нацеленная на включение молодежи в реальные процессы развития территории муниципальных образований.

Базовой целью жизнедеятельности человека является повышение уровня «Качества Жизни». Безусловными и бесспорными факторами, которые определяют уровень «Качество Жизни» являются: уровень плотности населения; уровень капитализации территорий; масштаб социальных программ.

Наглядность зависимости уровня «Качества Жизни Человека» от плотности населения можно рассмотреть на примере сравнения, государств, с разными показателями плотности населения, городов федерального значения, городов областных центров и областного подчинения, городов районного значения, поселков городского типа, поселков, сел и деревень.

Естественно просится вывод, что для повышения уровня «Качества Жизни Человека», необходимо повышать плотность населения и уровень капитализации территории. Наиболее эффективным методом повышения уровня плотности населения является: решение проблем демографии и повышение уровня рождаемости населения; сокращение уровня смертности; повышение продолжительности жизни человека; позитивная миграция, связанная с условиями привлекательности территории муниципального образования в категории качества жизни. Надо отметить, что повышение уровня плотности населения путем миграции, не есть эффективный метод.

Несомненно, второй компонент повышения уровня «Качества Жизни Человека» уровень капитализации территорий, требует особого внимания и предметного рассмотрения основ и процессов в контексте развития  и капитализации территорий муниципальных образований.

Особого внимания и детального рассмотрения требует и третья компонента повышения уровня качества жизни – это снижение потребности в социальных программах территории муниципальных образований. В данном направлении деятельность молодежной политики на муниципальном уровне должна стать наиболее эффективной и сориентированной на процессы, снижающие уровень потребности в социальных программах. Данные мероприятия позволят политикам высвободившиеся финансовые средства от этого процесса реинвестировать в сектор реальной экономики для повышения уровня «Качества Жизни».

Анализ практики деятельности органов молодежной политики большей части субъектов РФ и муниципальных образований демонстрирует, что проводимые мероприятия в рамках реализации молодежной политики:

- лишь в 20 % соответствуют по целевым установкам современным экономическим условиям;

- в свою очередь, 80 % мероприятий МП дублируют функции других структурных подразделений органов исполнительной власти;

-  межведомственное взаимодействие сводится к простому арифметическому сложению финансовых средств.

Следствием сложившейся практики в молодежной политике стало то, что существующие формы работы с молодежью, охватывают сегодня не более 5-10% молодежи,  и достигли предела своих возможностей, следовательно, и должна быть принципиально изменена. Изменения в первую очередь должны быть предложены органам исполнительной власти по консолидации усилий, всех институтов муниципального образования.

Анализируя сложившее состояние в реализации молодежной политики на муниципальном уровне, возникла необходимость перехода от отдельных не связанных друг с другом мероприятий, имеющих хаотичный характер подбора, дублирования функций смежных структур органов исполнительной власти,  к политике включение молодежи в реальные процессы «строительстве будущего» - процессы управления территориями муниципальных образований.

Муниципальному образованию необходима молодежная политика, которая позволила бы сформировать у местного молодежного сообщества: качества, свойства, потребности, обеспечивающие принятие молодежью исторической ответственности за развитие территорий муниципальных образований.

Такими качествами и потребностями молодежи является высокий уровень ответственности, социального самоопределения, самоорганизации, самосознания молодежной среды (местного молодежного сообщества) как субъекта и объекта политической и экономической системы процесса развития территории муниципального образования.

Такого высокого уровня социального самоопределения, самоорганизации, самосознания молодежной среды, можно достичь при условии, если органы исполнительной власти муниципального образования:

- осознают свою ответственность за будущее, за включение молодежи  в процессы развития территорий вверенных муниципальных образований,

- создадут мотивационные условия, которые будут  побуждать местное молодежное сообщество к включению в реальные процессы развития территорий муниципальных образований.

Далее мы предлагаем рассмотреть основы молодежной политики на муниципальном уровне, которые отвечают требованиям современной экономической политики, современным понятиям развития территории муниципальных образований и государства в целом, а также представляет собой сложную систему, в которой взаимодействуют разные социальные институты общества и органы исполнительной и законодательной властей по трем основным направлениям муниципальных образований:

1. Социальная адаптация и защита молодежи, основными исполнителями данного направления являются органы социальной защиты.

2. Инвестиции общества в молодежь, как инвестиции в будущую экономику, основными проводниками и исполнителями данной политики являются органы образования, культуры, спорта, экономики, занятости при общей координации органами молодежной политики.

3. Включение молодежи в процессы развития территорий муниципальных образований, через развитие институтов молодежных местных сообществ, основными проводниками и исполнителями данной политики являются органы или структуры муниципальной молодежной политики.

В молодежной политике на муниципальном уровне рассматривается несколько ролей молодежи и молодежного сообщества в обществе и в процессах развития территорий: как объект попечения; как объект воздействия; как потенциал развития (ресурс); как субъект (партнер); как граждане РФ.

В настоящее время в практике реализации молодежной политики большое внимание отводится роли молодежи как объекта попечения, воздействия, и гражданина РФ, которые гармонично вписываются в существующую социальную политику всех органов исполнительной власти всех уровней муниципальных образований.

Однако для экономической политики территорий важная роль должна отводится молодежи и местному молодежному сообществу как экономическому потенциалу развития (ресурсу), и субъекту (партнера) в процессе развития территорий муниципальных образований.

Основная базовая целевая установка предлагаемой молодежной политики на муниципальном уровне должна исходить не с позиции решения проблем молодежи, а с позиции эффективного использования, в том числе и инновационного потенциала молодежи в процессах развития территорий муниципальных образований.

Решая «несуществующие» проблемы молодежи (у молодежи нет проблем, она их может всегда решить сама, проблема только в выборе алгоритма решений,  но они не всегда могут быть одобрены обществом, муниципальными образованиями и государством), мы обречены, воспитывать в молодежи пассивную потребительскую, безнравственную и безответственную структуру личности.

В контексте  молодежной политики на муниципальном уровне необходимо «политику» рассматривать как: диалог между участниками (субъектами) процессов развития территории муниципального образования; поиска согласия и компромиссов между различными группами  и слоями местного сообщества по определению зон ответственности; форма участия субъектов, в процессах развития территории муниципальных образований.

Молодежная политика на муниципальном уровне должна стать инвестиционной политикой вложения средств в деятельность молодежи, по капитализации территории, как основного экономического потенциала развития территорий муниципального образования. Эти вложения рассматриваются как инвестиции в будущую экономику территории муниципального образования.

Развитие России заключается в социально-экономическом развитии всех муниципальных образований: больших и малых городов, деревень и сел. Безусловно, будущее страны именно за молодыми гражданами. Им предстоит поднимать экономическое благосостояние, добиваться новых успехов в науке, технике, образовании. Молодежь – это огромный потенциал в решении политических, экономических и социальных вопросов.

Категория: 5. Повышение качества жизни в системе экономического развития малых городов. | Добавил: Zvyagina (01.03.2011)
Просмотров: 3235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика