УДК 504. 054
АВТОТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ
Е.В. Герасина, ст. преподаватель,
ЛФ ФГОУ ВПО
«Госуниверситет-УНПК», Ливны,
anc68@mil.ru
Аннотация
В статье
рассмотрены основные причины сложной экологической обстановки в городах,
связанной с эксплуатацией автотранспорта. Предложено решение экологических
проблем автотранспорта.
Автомобильный транспорт является неблагоприятным
экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды не только для
крупных но для малых городов России. За последние десятилетия человечество
окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха
– одного из основных источников жизни на нашей Планете, является детище
научно-технического прогресса – автомобиль. Автомобиль, поглощая столь
необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет
воздушную среду, почвы и воду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред
всему живому и неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном
атмосферы составляет – 60 - 90%. Почвы отражают в большей степени постоянное
многолетнее загрязнение, а состав снеговой пыли – сезонное, современное. Оценка
уровней загрязненности атмосферы в этом случае производится по степени
превышения концентраций тяжелых металлов в почве или снеговой пыли над их ПДК
или природными (фоновыми) содержаниями, определенными для районов, не
подвергающихся загрязнению.
В настоящее время уменьшение загрязнения
атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными
предприятиями и автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем,
стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие
на человека и окружающую среду. Автомобильный транспорт стал самым
неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной
среды в городе. Автомобиль становится конкурентом человека за жизненное
пространство.
Двигаясь со скоростью
80-90 км/ч
в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько
300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного
автомобиля – это 800 кг
окиси углерода, 40 кг
окислов азота и более 200 кг
различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за
высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна
превышать 1 мг/м3. Практически все жители города испытывают на себе вредное
влияние загрязнённого воздуха.
Большинство сортов применяемого ныне
бензина содержит в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец. Бензин
с такой присадкой называют этилированным. Применение этой присадки позволяет
сократить потребление топлива, но загрязняет атмосферу соединениями свинца.
Основными причинами сложной экологической
обстановки в городах, связанной с эксплуатацией автотранспорта, являются:
—
отсутствие
надлежащего контроля на предприятиях за соблюдением нормативов государственных
стандартов по токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;
—
выпуск
этилированных автомобильных бензинов, не позволяющих исключить выбросы
соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;
—
слабый
контроль за качеством реализуемого моторного топлива;
—
недостаточное
внимание, уделяемое переводу автотранспорта на менее токсичные виды топлива;
—
въезд
на территорию городов большегрузного транспорта;
—
отсутствие
достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления
охраной окружающей среды на транспорте.
Основная
причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании
топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на
ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный
химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в
атмосферу.
Из соединений металлов,
входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей, наиболее изученными являются
соединения свинца. Это обусловлено тем, что соединения свинца, поступая в
организм человека и теплокровных животных с водой, воздухом и пищей, оказывают
на него наиболее вредное действие. До 50% дневного поступления свинца в
организм приходится на воздух, в котором значительную долю составляют
отработавшие газы автомобилей.
Автомобильный транспорт является одним из
основных источников городского шума. Шум в городах сокращает продолжительность
жизни человека, это сокращение
колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного
истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни,
расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
Массовые
физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию
транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили
определённые изменения в состоянии здоровья людей. При этом изменения
функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем,
слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии,
от пола и возраста обследованных. Высокие уровни шума в городской среде,
являющиеся одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы,
способны вызвать её перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное
влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца,
гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются
чаще у лиц, проживающих в шумных районах. Шум в значительной мере нарушает сон,
уменьшает продолжительность и глубину сна.
Отсутствие нормального
отдыха после трудового дня приводит к тому, что естественно развивающееся в
процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление,
которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как расстройство
центральной нервной системы, гипертоническая болезнь.
Уровень уличных шумов
обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного
потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и
поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов
благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений.
Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах
до 10 дБ.
За последнее время
средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот
почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.
Для того чтобы сохранить
человечеству автомобиль, необходимо если не исключить, то свести к минимуму
вредные выбросы. Работы в этом направлении ведутся во всем мире и дают
определенные результаты. Происходит не только количественное ужесточение норм,
но и их качественное изменение. Так, вместо ограничений по дымности введено
нормирование твердых частиц, на поверхности которых адсорбируются опасные для
здоровья человека ароматические углеводороды и в частности, канцерогенный
бенз(а)пирен. Постоянно расширяется список веществ, содержание которых должно
находится под контролем.
Угарный газ и окислы
азота, столь интенсивно выделяемые на первый взгляд невинным голубоватым дымком
глушителя автомобиля – вот одна из основных причин головных болей, усталости,
немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен
воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным
уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям,
стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. В больших городах
также более широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания,
инфаркты, гипертония и новообразования. По расчетам специалистов, «вклад»
автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90% по окиси углерода и 70%
по окиси азота. Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые металлы и
другие вредные вещества.
Степень запыленности воздуха при движении
автомобильного транспорта зависит от следующих факторов: времени года, типа
покрытия дороги и вида почвы, направления ветра, интенсивности движения,
грузоподъемности автомобиля, типа шин. Основной частью пыли является кварц. На
городских магистралях в уличной пыли обнаруживаются также примеси кальция
кадмия, свинца, хрома, цинка, меди, железа. Увеличивают выбросы пыли шины,
оснащенные шипами.
Воздействие пыли увеличивает скорость
изнашивания машин и механизмов и оказывает вредное влияние на организм
человека. Вредное воздействие пыли на организм человека зависит от ее
дисперсности, твердости частиц, формы пылинок, их электрического заряда и т. д.
Мелкодисперсная пыль наиболее опасна, так как оседает в легких и бронхах и при
длительном вдыхании приводит к возникновению профессиональных заболеваний.
Подтекание масел из автомобилей на
открытых стоянках и розлив заправляемых масел приводят к смыву их с территории
АТП и попаданию в почву с ливневыми водами. С полотна дороги дождевыми стоками
в прилегающие почвы приносятся различные загрязнения, в том числе топливо, масла,
водорастворимые соли и грязь с большим содержанием тяжелых металлов.
Чувствительность
населения к действию загрязнения атмосферы зависит от большого числа факторов,
в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры
и влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики,
страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются
более уязвимыми.
Проблема
состава атмосферного воздуха и его загрязнения от выбросов автотранспорта
становится все более актуальной.
Наиболее значимые
факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и
окружающую среду следующие: загрязнение воздуха, загрязнение окружающей среды,
шум, вибрация, выделение тепла (рассеяние энергии).
В настоящее время идет
борьба с автомобильной опасностью. Конструируются фильтры, разрабатываются и применяются улучшенные и альтернативные виды
топлива, содержащие меньше свинца. Сокращением добавок и переход к
бессвинцовому бензину породит ряд технических проблем. Итак, в перспективе можно устранить рассеивание
свинца. Но останутся другие вредные компоненты – угарный газ, окислы азота,
канцерогенный бенз(а)пирен и т.п.
В последние годы ситуация начала меняться к лучшему.
Хотя введение в действие жестких экологических норм и происходит с опозданием в
10 лет, важно, что оно началось.
Россия присоединилась к международному
Соглашению по экологическим требованиям Правил ЕЭК ООН. Это создало правовую
основу для того, чтобы требовать от промышленности их выполнения, а также для
разработки транспортного законодательства. Но одних законодательных актов
недостаточно. Дело в том, что изготовляемая в России автомобильная техника е
соответствует Правилам ЕЭК по техническому уровню, и прежде всего по топливной
экономичности и экологическим показателям. Для выхода из этого тупика
необходимы новые технические решения и новые организационные мероприятия.
Решение экологических проблем
автотранспорта требует значительных финансовых средств, изыскать которые на
предприятиях-изготовителях сейчас практически невозможно. Поэтому необходимо
создать и запустить экономические механизмы, стимулирующие приобретение и
эксплуатацию экологически чистых транспортных средств, мобилизацию средств на
их производство. Важно в процессе эксплуатации поддерживать на исходном или
близком к нему уровне все показатели. Поддержание двигателя и техники в
исправном состоянии – основное, но не единственное условие минимальной
токсичности в эксплуатации. Выбросы вредных веществ и расход топлива в
значительной степени зависят от соблюдения правил эксплуатации автомобилей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адушкин, В.В.Соотношение антропогенной
и природной составляющих в потоке газов в атмосферу / В.В. Адушкин //
Глобальное изменения природной среды. – 2001. – Новосебирс: Изд-во СО РАН,
филиал «Гео», 2001.
2. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая
среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей / Ю. В.
Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 506 с.
3. Передельский, Л.В. Коробкин, В.И.
Приходченко, О.Е. Экология. / Л.В. Передельский,
В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 512с.
|