Четверг, 02.05.2024, 09:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 4. Предпринимательство и его роль в развитии экономики малых городов.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в малых городах

УДК 330.322

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

В МАЛЫХ ГОРОДАХ

 

С.Н. Буханцева, к.э.н.,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны,

1tvp1@rambler.ru

Аннотация

Большинство проблем малых предприятий в малых городах типично для всех предпринимателей на территории России, то есть эти проблемы носят системный характер и связаны в первую очередь с действующим федеральным законодательством или деятельностью организаций федерального уровня, решить которые только на местном уровне невозможно.

В настоящее время стратегическая задача социально-экономического развития малых городов – поддержать развитие новых эффективных производств, предпринимательства, инфраструктуры, создать благоприятные условия для инвестиций, развития сферы услуг, туризма. Малый и средний бизнес может внести существенный вклад в решение социально-экономических проблем в малых городах, в первую очередь – в решение именно социальных проблем и снижение социальной напряженности.

Большинство проблем малых предприятий в малых городах типично для всех предпринимателей на территории России, то есть эти проблемы носят системный характер и связаны в первую очередь с действующим федеральным законодательством или деятельностью организаций федерального уровня, решить которые только на местном уровне невозможно. Основные проблемы МСП малых городов:

- услуги естественных монополий – высокая стоимость, бюрократия и сложности с подключением производственной инфраструктуры, штрафные санкции, авансовый метод оплаты;

- административные проблемы – сложности с решением вопросов в федеральных службах; возможность решения ряда вопросов только в областном центре; сложности при продлении сроков аренды земельных участков малыми предприятиями; ведение незаконной предпринимательской деятельности физическими лицами; коррумпированность представителей органов исполнительной власти; отсутствие сбалансированной городской стратегии развития;

- экономические проблемы – низкая покупательская способность населения малых городов, обусловленная низким уровнем дохода; старение и отток квалифицированной рабочей силы в крупные города; сложности предприятий-производителей при распространении своей продукции за пределами города;

- доступ к финансированию – высокая стоимость кредитных ресурсов (зачастую большая, чем в областном центре);

- проблемы делового сотрудничества – нежелание предпринимателей объединяться и действовать для решения своих проблем; непонимание важности для их бизнеса доступа к информационным ресурсам; недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики и управления;

- доступ к информации – сложности с подключением к Интернету; отсутствие необходимых консультационных услуг; неумение пользоваться доступными источниками информации.

В целом ситуацию можно характеризовать таким образом, что на территориях исследованных малых городов в данный момент идет процесс первоначального накопления капитала, свойственный крупным городам около 10 лет назад. Это означает, что в малых городах преобладает мелкий торговый бизнес, весьма мала доля малых предприятий в сфере производства, ЖКХ, услуг, строительства, образования, здравоохранения. Аналогичная ситуация имеет место практически в большинстве малых городов России.

Эта ситуация осложняется экспансией капитала из крупных городов и, как следствие, ужесточением конкуренции и уменьшением возможностей развития местный предпринимателей.

На территории всех обследованных городов местные власти занимаются поддержкой малого предпринимательства, но из-за скудных местных бюджетов не в состоянии реализовывать программы поддержки предпринимательства без дополнительного внешнего финансирования. Как правило, местные власти организуют только отдельные мероприятия по поддержке малого бизнеса. В основном это проведение семинаров и организация консультаций для предпринимателей с участием представителей контрольнонадзорных органов.

При этом сами предприниматели не хотят объединяться и делать что-либо сообща для решения собственных проблем. Во всех обследованных малых городах предприниматели негативно относятся к советам и объединениям предпринимателей и не хотят в них участвовать. Большая часть предпринимателей воспринимает поддержку бизнеса только как возможность доступа к дешевым заемным средствам. Такие виды поддержки, как информационная, консультационная, обучение и т.п. не воспринимаются предпринимателями как полезные для них. Они не заинтересованы в том, чтобы обучаться и перенимать положительный опыт других предпринимателей. При этом во всех городах руководители предприятий жалуются на нехватку квалифицированного персонала и в то же время не хотят обучать сотрудников или учиться чему-либо сами.

Проблемы ведения бизнеса, названные предпринимателями в ходе проекта, типичны для всех предпринимателей на территории России. То есть эти проблемы носят системный характер и связаны в первую очередь с действующим федеральным законодательством или деятельностью организаций федерального уровня или подчинения, решить которые на местном уровне невозможно. То есть нельзя говорить о существовании только проблем малого бизнеса в малом городе – почти все озвученные проблемы характерны для всего бизнес-сообщества России. В малых городах эти проблемы более гипертрофированны.

К основной экономической проблеме только малых городов можно отнести низкий платежеспособный спрос населения, который не позволяет малым предприятиям активно развиваться, а также сложности, связанные с освоением внешних рынков (другие районы региона или за пределами границ региона).

В целом можно отметить, что представители администраций и наиболее активные предприниматели в малых городах проявляют явную заинтересованность в участии в проекте и использовании его результатов, в возможности применить положительный опыт поддержки предпринимательства на муниципальном уровне. Стоит особо отметить поддержку со стороны местных администраций в проведении всех мероприятий по проекту.

С учетом актуальности проблемы и разрозненности информации по предпринимательству в малых городах представляется целесообразным продолжить исследования по этой проблеме, создать полезный информационно-аналитический ресурс для оказания практической помощи администрациям, структурам поддержки, действующим и потенциальным предпринимателям малых городов России.

Основными проблемами, выявленными в ходе реализации проекта, является фактическое отсутствие программ и инфраструктуры поддержки на муниципальном уровне, недостаточное финансирование поддержки предпринимательства на этом уровне, а также неверие предпринимателей в возможные положительные перемены и, как следствие, отсутствие у предпринимателей желания объединяться для решения каких-либо проблем.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Михалкин И.В. Малый и средний бизнес в малых городах России как фактор социально-экономического развития и повышения уровня жизни в регионах. Эмпирические исследования гражданского общества: сборник материалов общественных слушаний (24.09.08) / Сост. А.М. Лопухин. – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008. – 152 с.

 

Категория: 4. Предпринимательство и его роль в развитии экономики малых городов. | Добавил: Zvyagina (01.03.2011)
Просмотров: 4558 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика