УДК 330.322
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В МАЛЫХ ГОРОДАХ
С.Н. Буханцева, к.э.н.,
ЛФ ФГОУ ВПО
«Госуниверситет-УНПК», Ливны,
1tvp1@rambler.ru
Аннотация
Большинство проблем малых предприятий в малых городах
типично для всех предпринимателей на территории России, то есть эти проблемы
носят системный характер и связаны в первую очередь с действующим федеральным
законодательством или деятельностью организаций федерального уровня, решить
которые только на местном уровне невозможно.
В настоящее время
стратегическая задача социально-экономического развития малых городов –
поддержать развитие новых эффективных производств, предпринимательства,
инфраструктуры, создать благоприятные условия для инвестиций, развития сферы
услуг, туризма. Малый и средний бизнес может внести существенный вклад в
решение социально-экономических проблем в малых городах, в первую очередь – в
решение именно социальных проблем и снижение социальной напряженности.
Большинство проблем малых
предприятий в малых городах типично для всех предпринимателей на территории
России, то есть эти проблемы носят системный характер и связаны в первую
очередь с действующим федеральным законодательством или деятельностью
организаций федерального уровня, решить которые только на местном уровне
невозможно. Основные проблемы МСП малых городов:
- услуги естественных
монополий – высокая стоимость, бюрократия и сложности с подключением
производственной инфраструктуры, штрафные санкции, авансовый метод оплаты;
- административные
проблемы – сложности с решением вопросов в федеральных службах; возможность
решения ряда вопросов только в областном центре; сложности при продлении сроков
аренды земельных участков малыми предприятиями; ведение незаконной
предпринимательской деятельности физическими лицами; коррумпированность
представителей органов исполнительной власти; отсутствие сбалансированной
городской стратегии развития;
- экономические проблемы
– низкая покупательская способность населения малых городов, обусловленная
низким уровнем дохода; старение и отток квалифицированной рабочей силы в
крупные города; сложности предприятий-производителей при распространении своей
продукции за пределами города;
- доступ к
финансированию – высокая стоимость кредитных ресурсов (зачастую большая, чем в
областном центре);
- проблемы делового
сотрудничества – нежелание предпринимателей объединяться и действовать для
решения своих проблем; непонимание важности для их бизнеса доступа к
информационным ресурсам; недостаточный уровень профессиональных знаний
руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики и
управления;
- доступ к информации –
сложности с подключением к Интернету; отсутствие необходимых консультационных
услуг; неумение пользоваться доступными источниками информации.
В целом ситуацию можно
характеризовать таким образом, что на территориях исследованных малых городов в
данный момент идет процесс первоначального накопления капитала, свойственный
крупным городам около 10 лет назад. Это означает, что в малых городах
преобладает мелкий торговый бизнес, весьма мала доля малых предприятий в сфере
производства, ЖКХ, услуг, строительства, образования, здравоохранения.
Аналогичная ситуация имеет место практически в большинстве малых городов
России.
Эта ситуация осложняется
экспансией капитала из крупных городов и, как следствие, ужесточением
конкуренции и уменьшением возможностей развития местный предпринимателей.
На территории всех
обследованных городов местные власти занимаются поддержкой малого
предпринимательства, но из-за скудных местных бюджетов не в состоянии
реализовывать программы поддержки предпринимательства без дополнительного
внешнего финансирования. Как правило, местные власти организуют только
отдельные мероприятия по поддержке малого бизнеса. В основном это проведение
семинаров и организация консультаций для предпринимателей с участием
представителей контрольнонадзорных органов.
При этом сами
предприниматели не хотят объединяться и делать что-либо сообща для решения собственных
проблем. Во всех обследованных малых городах предприниматели негативно
относятся к советам и объединениям предпринимателей и не хотят в них
участвовать. Большая часть предпринимателей воспринимает поддержку бизнеса
только как возможность доступа к дешевым заемным средствам. Такие виды
поддержки, как информационная, консультационная, обучение и т.п. не
воспринимаются предпринимателями как полезные для них. Они не заинтересованы в
том, чтобы обучаться и перенимать положительный опыт других предпринимателей.
При этом во всех городах руководители предприятий жалуются на нехватку
квалифицированного персонала и в то же время не хотят обучать сотрудников или
учиться чему-либо сами.
Проблемы ведения
бизнеса, названные предпринимателями в ходе проекта, типичны для всех
предпринимателей на территории России. То есть эти проблемы носят системный
характер и связаны в первую очередь с действующим федеральным законодательством
или деятельностью организаций федерального уровня или подчинения, решить
которые на местном уровне невозможно. То есть нельзя говорить о существовании
только проблем малого бизнеса в малом городе – почти все озвученные проблемы
характерны для всего бизнес-сообщества России. В малых городах эти проблемы
более гипертрофированны.
К основной экономической
проблеме только малых городов можно отнести низкий платежеспособный спрос
населения, который не позволяет малым предприятиям активно развиваться, а также
сложности, связанные с освоением внешних рынков (другие районы региона или за
пределами границ региона).
В целом можно отметить,
что представители администраций и наиболее активные предприниматели в малых
городах проявляют явную заинтересованность в участии в проекте и использовании
его результатов, в возможности применить положительный опыт поддержки
предпринимательства на муниципальном уровне. Стоит особо отметить поддержку со
стороны местных администраций в проведении всех мероприятий по проекту.
С учетом актуальности
проблемы и разрозненности информации по предпринимательству в малых городах
представляется целесообразным продолжить исследования по этой проблеме, создать
полезный информационно-аналитический ресурс для оказания практической помощи
администрациям, структурам поддержки, действующим и потенциальным
предпринимателям малых городов России.
Основными проблемами,
выявленными в ходе реализации проекта, является фактическое отсутствие программ
и инфраструктуры поддержки на муниципальном уровне, недостаточное
финансирование поддержки предпринимательства на этом уровне, а также неверие
предпринимателей в возможные положительные перемены и, как следствие,
отсутствие у предпринимателей желания объединяться для решения каких-либо
проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михалкин И.В. Малый и средний бизнес в малых городах России
как фактор социально-экономического развития и повышения уровня жизни в
регионах. Эмпирические
исследования гражданского общества:
сборник материалов общественных слушаний (24.09.08) / Сост. А.М. Лопухин. – М.:
Общественная палата Российской Федерации, 2008. – 152 с.
|