УДК 2
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ГРУПП МАЛЫХ ГОРОДОВ С ИНСТИТУТОМ ЦЕРКВИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(НА МАТЕРИАЛАХ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Е.А. Колякина, к.с.н.,
ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны
Аннотация
В статье затрагивается одна из актуальных проблем современного
российского общества - проблема взаимодействия двух основных социальных
институтов формирующегося российского гражданского общества - института церкви
и института образования.
Постепенно восстанавливая свой духовный потенциал и
влияние в обществе, церкви разных конфессий уделяют все большее внимание
проблемам религиозного воспитания молодого поколения. Так, Русская православная
церковь подчеркивает необходимость обеспечить право верующих детей и их
родителей на получение общедоступного религиозного образования и выражает
крайнюю озабоченность сохраняющейся и углубляющейся монополией
материалистического мировоззрения в образовательном процессе. Еще в 1991 году
прозвучало обращение к молодежи Патриарха Алексия II: «Общество, в которое вы войдете
(или в которое вас введут) будет небывалым еще в истории. Это – не похвала ему.
Это – предостережение вам. Дело в том, что впервые общество конкурентной
экономики будет создаваться в условиях духовной разрухи. Общество рыночного
хозяйствования в Европе возникло в среде строгого пуританизма, который давал
моральную и религиозную оценку хозяйственной и социальной деятельности
человека. В свою очередь, католическая церковь…помогла человеку избавиться от
экономической одномерности, напоминая ему, что и он, и другие – прежде всего
чада Божии, и лишь затем – предприниматели и работники. Это и много других
духовных напоминаний может дать людям и наша Русская Православная Церковь. Но
многие ли готовы услышать нас?» [1, С.7]. Патриарху, несмотря на его опасения,
сегодня вторят многие ученые мужи. В частности, при проведении в Институте
Европы круглого стола в 2002 году на тему «Наука и религия в новом тысячелетии»
директор Института академик Н.П.Шмелев отметил: «Я с давних лет занимаюсь
экономикой. И вот теперь, оглядываясь на наше прошлое, должен признать, что
разрабатывавшиеся нами модели экономического развития…страдали от того, что мы начисто игнорировали религиозный
фактор в самых различных его проявлениях» [4, С.104-105]. Однако нельзя
сбрасывать со счетов и прямо противоположную атеистическую позицию, до
настоящего момента сохранившую свою актуальность. Принципиальную атеистическую
позицию занимает академик В.Л.Гинзбург: «Будучи астрофизиком, считаю религию
опиумом народа и остаюсь атеистом, хотя и не отношу себя к числу воинствующих
безбожников. При этом меня беспокоит начавшееся некоторое время назад
наступление клерикалов. Когда смотришь телевидение или слушаешь радио,
создается впечатление, что всем россиянам хотят навязать религиозное
мировоззрение. Я же безоговорочно поддерживаю свободу совести, а значит, и
свободу для атеистов. Завидую тем, кто верит в загробную жизнь, но знаю, как
устроено межзвездное пространство, и для души там места не нахожу» [1, С.8].
Острые дискуссии в современном российском обществе
вызывают проблемы, связанные с деятельностью религиозных организаций в сфере
образования. Одни утверждают, что необходимо обязательное систематическое
изучение православного вероучения на большей части территории России. В самом
слове «образование» они выделяют корень «образ» и трактуют его с богословской
точки зрения - как образ Божий в человеке. Другие выступают за введение
учебного курса «история религии» на добровольных началах, третьи категорически
протестуют против любых религиозных курсов в светских учебных заведениях.
Принципиальную позицию Русской Православной Церкви в 2006 году озвучил Патриарх
Алексий II: «Церковь никогда не стремится навязать тот или иной мировоззренческий
выбор. Мы умеем учиться у истории, потому твердо помним простую истину,
гласящую: «Невольник – не богомольник», и считаем, что изучение основ
православной культуры в общеобразовательных школах должно проходить
исключительно на добровольных началах» [1, С. 8]. Однако уже в 2007 году в
выступлении на XV Рождественских чтениях митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
сделал недвусмысленный вывод: «…Поэтому мы считаем очень важным, чтобы в школах
преподавали основы православной культуры. И мы не понимаем логики Министерства
образования, которое сейчас пытается ликвидировать региональный компонент
образования, в рамках которого во многих регионах России этот предмет и
преподается…Нам сейчас очень важно выступить за сохранение возможности
преподавать «Основы православной культуры» в школах…» [2, C.38-41]. Сторонники
внедрения религиозных предметов в систему российского образования выступили с
идеей открытия богословских факультетов в российских университетах. Убеждены:
от того, как будет разрешена проблема
взаимодействия институтов светского и религиозного образования, зависит
соблюдение баланса между усилением социальной роли религиозных организаций и
сохранением светского характера государственных институтов, поддержание и
развитие толерантной атмосферы в обществе. Решение данной проблемы, по нашему
глубокому убеждению, требует осмысления на теоретическом и эмпирическом
уровнях. Прежде всего, нуждаются в анализе понятия «светское образование» и
«религиозное образование».
Существуют различные точки зрения по определению
понятия «светский». В одних случаях под данным определением понимается
нейтральное отношение государства и его институтов к религии. В других –
«светский» трактуется как синоним понятия «неклерикальный», независимый от
церкви. Православные богословы полагают, что «светским является то, что
управляется только государством», подчеркивая, что государство не вправе
регламентировать содержание общественной и народной жизни, которая может нести
в себе и религиозные ценности, традиции, воззрения [7, C. 149].
Таким образом, под понятие «светского» попадает
любое определение, подразумевающее конфессионально нейтральное содержание и не
рассматривающее никакую религию или мировоззрение в качестве идеологии. В нашей
статье при определении понятия «светский» мы ориентируемся на Конституцию РФ,
согласно которой Россия – это светское государство, в котором никакая религия
не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все
религиозные объединения имеют равные права и отделены от государства [3].
В отношении образования наиболее точным автору статьи
представляется определение, предложенное И.В.Метлик: светское образование –
любое образование в обществе, направленное на решение различных, значимых для
общества задач, организуемое и поддерживаемое обществом через органы
государственной власти и местного самоуправления [6,C. 97-98]. Как видим, в
основе данного определения лежит принцип светского образования –
основополагающий принцип политики российского государства в области
образования.
В качестве основных критериев светского образования
можно рассматривать, во-первых, невозможность обучения учащихся и студентов в
государственных и муниципальных учебных заведениях какой-либо религии с целью
восприятия ими вероучения определенной конфессии. Во-вторых, невозможность
преподавания вероучительных и религиозных предметов в рамках образовательных
программ и в сетке обязательных занятий. В-третьих, исключение любого
вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях, а также
исключение пропаганды атеистического мировоззрения. В-четвертых, недопустимость
цензуры религиозными организациями программ, учебников, учебных пособий,
соответствующих государственному образовательному стандарту. В-пятых,
запрещение размещения в зданиях государственных и муниципальных учебных
заведений религиозной символики, предметов культа, отправление молебнов и иных
религиозных обрядов, мероприятий религиозного или миссионерского содержания,
любые формы религиозной пропаганды.
Таким образом, под институтом светского образования
мы будем понимать совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных
программ и стандартов; развернутую сеть образовательных учреждений, различных
организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих данные программы;
систему взаимоотношений органов управления образованием и подведомственных им
учреждений и организаций. Светское образование передает общественно значимые
ценности в интересах человека, общества, государства.
Под религиозным образованием ряд исследователей
понимает деятельность по трансляции религиозных доктрин, опыта, чувств,
способов культовой практики, осуществляемую профессионально подготовленными
лицами (священниками, религиозными педагогами и т.д.), а также систему по
подготовке педагогических кадров для самой системы конфессионального
образования. Институт религиозного образования – это определенная система
связей и религиозных норм, исторически сложившаяся форма обучения и воспитания,
осуществляемая в интересах личности, семьи, религиозного объединения на
конкретной мировоззренческой основе; определенная организация общественной
деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством
взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения,
норм и ценностей. Религиозное образование является одним из примеров реализации
конституционного принципа о свободе совести, однако такое образование не может
быть обязательным для всех и подразумевает привлечение новых последователей в
ряды конкретной религиозной организации.
Можно говорить о том, что в настоящее время в
российском образовательном пространстве осуществляют деятельность
государственные и негосударственные светские институты образования и негосударственные
религиозные институты образования. Первые выполняют более широкие функции в
современном обществе: социальной мобильности, социального контроля, социальной
селекции и др. Функции вторых сводятся к формированию в процессе образования у
обучаемых определенного мировоззрения, к профессиональной подготовке служителей
культа.
Надо признать, что в сложившихся условиях, несмотря
на утверждение в федеральных законах светского принципа образования, во многих
регионах России стало реальностью преподавание «Основ православной культуры»
-предмета, религиозного по сути. Большинство сторонников преподавания курса «ОПК» в школе не располагают данными,
подтвержденных эмпирическими исследованиями. В этой связи в ходе нашего исследования
респондентам был задан вопрос о целесообразности введения в государственных
учебных заведениях преподавания религии (см. таблицу 1).
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1
|
|
Как
Вы относитесь к введению религиозного образования
в образовательный
процесс?
(% числа опрошенных в
группах)
|
Варианты
ответов
|
Конфессии
|
Православные
|
Католики
|
Протестанты
|
Иудеи
|
Мусульмане
|
Буддисты
|
Другие
религиозные организации
|
Атеисты
|
Колеблющиеся
|
Обязательно нужно вводить
|
16
|
|
|
5
|
89
|
11
|
8
|
|
10
|
Вводить нужно, но на добровольной основе и с
согласия родителей
|
45
|
40
|
89
|
32
|
6
|
44
|
52
|
10
|
19
|
Вводить нужно, но в курсе должны содержаться
сведения об основных религиях
|
23
|
25
|
11
|
30
|
|
25
|
10
|
9
|
13
|
Религиозные предметы не должны преподаваться в
государственных образовательных учреждениях
|
9
|
30
|
|
20
|
5
|
10
|
10
|
45
|
40
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
5
|
|
13
|
|
10
|
20
|
16
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратим внимание на то, что среди мусульман самый
высокий процент сторонников обязательного введения религиозных предметов и
самый низкий процент противников таких мер. Можно предположить, что
мусульмане активно выступили за слияние
светского и религиозного образования, так как со времен средневековья
духовенство в исламе открыто заявляет о своей руководящей роли во всех сферах
жизни общества, в том числе и в образовании. Четкой границы между духовной
жизнью и светской в исламе, как известно, нет. Среди протестантов, напротив,
нет сторонников обязательного религиозного образования, а среди иудеев и
буддистов этот показатель достаточно низкий. Можно предположить, что эти
конфессиональные меньшинства опасаются принудительного навязывания им «религии
большинства» через государственную образовательную систему. Высок процент
противников религиозного образования в светских учебных заведениях в группе
колеблющихся. Православные верующие отдают предпочтение добровольному введению
религиозных предметов, как, впрочем, и католики.
Изучение проблемы взаимодействия государства и
церкви в сфере образования требует, на наш взгляд, обращения к мнению тех, кто
непосредственно реализует учебные планы и программы – к мнению педагогов. С
этой целью в г. Ливны Орловской области в июне 2007 года методом
стандартизированного интервью было опрошено 30 педагогов, преподающих
социально-гуманитарные дисциплины (12 педагогов муниципальной гимназии, 12
педагогов МОУ №6, 4 преподавателя ПУ №4, 2 преподавателя Ливенского филиала ГОУ
ВПО «Орел ГТУ»). Среди опрошенных 24 женщины и 6 мужчин; 29 интервьюируемых
имеют высшее образование, 1 – среднее специальное; 5 педагогов относятся к
возрастной категории 25-34 года, 9 - 35-44 года, 10 – 45-54, 3 - 55-64, 3 – 65
и старше. Педагогический стаж 5-10 лет имеют 6 человек, 10-15 лет – 8 человек,
15-20 лет – 8 человек, 20-25 лет – 2 педагога, свыше 25 лет - 6 человек.
Выяснилось, что большая часть школьных учителей и
преподавателей профессиональных учебных заведений не вполне удовлетворены тем,
что сегодня происходит в образовании в целом (18 человек), ответили «и да, и
нет» 10 человек, полную неудовлетворенность и удовлетворенность выразили по 1 педагогу, принадлежащие к
возрастной категории 25-34 года. При этом ситуация в своем городе оценивается
более оптимистично: 7 педагогов считают, что ситуация в городской системе
образования ухудшилась, среди них 3 преподавателя ПУ и 4 школьных учителя; 4
школьных педагога не увидели никаких изменений; 17 преподавателей дали ответ «к
лучшему» и «одно к лучшему, другое к худшему» (6 и 11 соответственно). Большая
часть педагогов связывает решение проблем в отечественном образовании с
президентом (4 педагога ПУ№4, 10 школьных учителей, 2 преподавателя ЛФ), с
правительством (13 педагогов), в меньшей степени надеются на региональную
власть (6 человек), партии (3), предпринимателей (2) и церковь (2). Правда,
школьные учителя в большей степени, чем преподаватели профессиональных учебных
заведений, готовы признать дееспособность областной администрации, местной
власти в решении образовательных проблем
в масштабе города (7 и 12 человек соответственно). Нетрудно заметить, что
эффективность влияния церкви на российское образование в целом признали всего 2
педагога, а существенного воздействия на образовательный процесс в г. Ливны не
отметил ни один педагог. Ни один педагог не признал активную социальную роль
церкви в городском образовательно-воспитательном и общественно-политическом
пространстве. Роль церкви свели к удовлетворению религиозных потребностей людей
(10 человек) и к укреплению духовности и нравственности (18). И это при том,
что 13 педагогов школ и ПУ № 4 имеют опыт взаимодействия со
священнослужителями, приглашали их для совместного проведения учебных или
внеучебных занятий и степень удовлетворенности у педагогов достаточно высокая.
Более того, 24 педагога убеждены, что религия не препятствует установлению
сотрудничества в образовательной среде, а воспитывает в обучаемых такие
положительные качества, как трудолюбие (9), доброту и терпимость (9), честность
и порядочность (6), любовь к Родине (5), сдержанность, уравновешенность (5),
формирует здоровый образ жизни (4). Необходимо также обратить внимание на то,
что 13 педагогов идентифицировали себя как верующие, а 19 отнесли себя к
православному христианству. Полагаем, что эти показатели вносят ясность в
противоречивую, н |