Среда, 08.05.2024, 07:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 3. Социальные институты и коммуникация в современной структуре развития малых городов.

Повышение качества дошкольного образования в системе социального развития малых городов

УДК 373. 2

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

 

Н.В. Чаплыгина, воспитатель,

МДОУ «ЦРР – детсад №22», Ливны

 

Аннотация

В статье анализируется проблема повышения качества дошкольного образования в современных условиях развития общества; рассматривается процесс управления качеством образования; обозначены особенности оценки качества дошкольного образовании; показана цель системы оценки качества дошкольного образования

Сегодня большинство стран мира, в том числе и Россия, выработали основы политики в области оценки образовательной деятельности. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и оценки его качества как составной части. Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы образовательных учреждений (организаций) и системы образования в целом.

Успехи новой политики в области образования связаны, прежде всего, с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе в целом, в том числе и в системе социально-экономического развития малых городов.

Открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями, ориентация на конечные результаты деятельности являются теми принципами, которые должны быть реализованы во всех сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Важно отметить, что содержанием образования для дошкольников должна стать амплификация развития, то есть максимально полное проживание и расширение возможностей самого дошкольного детства [1].

Зачастую и для родителей и для специалистов в области дошкольного образования существует противопоставление целенаправленной подготовки к школе и собственно дошкольного образования, учитывающего специфику возраста. Однако противопоставление это искусственное, и базируется оно на ложном понимании преемственности как экспансии школьного содержания и школьных форм преподавания на взаимодействие с дошкольниками; именно тогда складывается ситуация, в которой дети в детском саду (или на подготовительных занятиях в школе) учатся читать и писать в ущерб конструированию, игре и другим дошкольным деятельностям [2].

Однако диалектика возрастного развития  заключается в том, что новообразования каждого следующего этапа «вырастают» в недрах предыдущего, т.е. готовность к школе вызревает именно в дошкольных деятельностях и способностях. Другими словами альтернатива подготовки к школе и дошкольного образования является ложной: натаскивание на школьные навыки гораздо в меньшей степени обеспечивает стартовые возможности ребенка при поступлении в школу, чем полноценная игра, конструирование, развитие речи и т.п. по разработанным специалистами дошкольным программам.

Процесс управления качеством образования рассматривается как «особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах» [1].

При этом качество образования рассматривается как определенный уровень освоения ребёнка содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения.

Ключевой вопрос модернизации образования - это повышение качества образования, приведения его в соответствие с мировыми стандартами. Для дошкольного образования проблематика качества задается следующими задачами:

-необходимо обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.

-необходимо обеспечить амплификацию развития ребенка в дошкольных учреждениях за счет использования ресурсов дошкольного возраста, избегать искусственной акселерации при разработке программ для дошкольников.

Эти требования не противоречат друг другу, поскольку грамотно построенное дошкольное образование, берущее за ориентир именно разворачивание новообразований дошкольного возраста (мышления, коммуникации, игры), гораздо лучше готовит к школьному обучению, чем прямое натаскивание на школьные виды деятельности. Таким образом, альтернатива «подготовки к школе» и «дошкольного образования» является глубоко ложной, не соответствующей современным представлениям о качестве образования для детей дошкольного возраста.

Важнейшим инструментом повышения качества образования является институт оценки качества образования. В настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования характеризуется следующими особенностями:

-существующая система оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий, а не результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка;

-поскольку «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон пригодности не входят возникающие формы (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т.ч. и группы кратковременного пребывания, и т.д.);

-за исключением тех случаев, когда на региональном уровне существует система конкурсов и грантовой поддержки лучших дошкольных образовательных учреждений, система оценки качества не выступает как институт развития дошкольного образования за счет бюджетной поддержки образовательных учреждений, предоставляющих образование более высокого качества.

Цель системы оценки качества дошкольного образования: управление качеством дошкольного образования через:

- контроль качества образования в условиях создания сети образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дошкольного образования, и создание за счет этого равных стартовых условий для детей при поступлении в школу;

- выявление и обеспечение поддержки дошкольных учреждений и организаций, предоставляющих образовательные услуги высокого качества [2].

Таким образом, в настоящее время процессы модернизации и реформирования, повышение качества дошкольного образования во многом определяются принципиально новыми задачами, стоящими перед современным обществом: глобализация, раннее развитие ребенка, образование и самообразование личности на всех этапах жизненного пути.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст] / М.М. Поташник.-  М., 2000г.

2. Критерии качества (результативности) дошкольного образования [Электронный ресурс]. -  http://www.eurekanet.ru

 

 

 

 

Категория: 3. Социальные институты и коммуникация в современной структуре развития малых городов. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 2549 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика