Среда, 08.05.2024, 16:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 3. Социальные институты и коммуникация в современной структуре развития малых городов.

Модернизация инженерного образования в контексте болонского процесса

УДК 378.1

 

модернизация ИНЖЕНЕРНОго ОБРАЗОВАНИя

В КОНТЕКсТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

 

Т.Н. Сафонова, ст. преподаватель, к.т.н.,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны,

e-mail: safonova-modul@yandex.ru

 

Аннотация

Проведен анализ тенденций развития высшего инженерного образования в современных условиях, рассмотрены вопросы необходимости введения компетентностной парадигмы в российской системе высшего инженерного образования в свете Болонского процесса.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. Интеграция и модернизация высшей школы в контексте Болонского процесса должны послужить фундаментом построения в России общеевропейской системы образования.

Переживаемый Россией исторический этап требует становления качественно новой системы инженерного образования, подготовки в технических вузах всесторонне развитых и высококвалифицированных специалистов. В условиях становления рыночных отношений особенно важно выбрать верную стратегию и тактику реализации программы развития отечественной высшей технической школы. Современная высшая техническая школа должна формировать основы профессиональной компетентности инженера, что позволит её выпускникам создавать объекты, отвечающие требованиям эффективности, ресурса, экономичности. Однако, этого недостаточно. Необходимо также развитие социальной компетентности, которая проявляется, прежде всего, в понимании необходимости проведения оценок последствий создаваемых технических устройств на общество и среду обитания.

Многие ученые замечают, что в России по полной программе проседает инженерное образование. Даже выпускники элитных технических вузов сегодня не могут в России найти себе применение, что уж говорить о провинциальных университетах. Анализ кризиса высшего инженерного образования позволяет сделать вывод, что выход из обозначенных критических ситуаций в системе высшего профессионального инженерного образования большинством исследователей в нашей стране и за рубежом видится во введении компетентностного подхода.

Дискуссии по поводу новой парадигмы результата образования до сих пор продолжаются. По мнению многих ученых, компетентностный подход позволяет:

- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знаний к применению и организации знания;

- положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства;

- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса.

Современный тип экономики диктует новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующихся моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом культурном контекстах.

Российские исследователи инженерного образования отмечают, что к настоящему времени установлены основные критические противоречия эволюции системы высшего профессионального образования между:

- узкой специализацией знания и широким профилем необходимой методологической подготовки;

- установившимися требованиями действующих образовательных концепций и реальными потребностями общества;

- быстрыми темпами обновлениями знания, технологической интенсификацией образования и ограниченными возможностями усвоения знания индивидом;

- индивидуализацией образования, увеличением срока подготовки и ограниченными возможностями расходов на образование [1].

В современном высшем инженерном образовании существуют следующие тенденции:

- ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования у молодого поколения современного мышления;

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70 – 80 % национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения [4].

Возрастающая сложность современных технических систем и устройств, рост их возможностей, обострение конкуренции заставляет, с одной стороны, конструировать все более сложные системы, а с другой – повышать их надежность, упрощать управление, использовать нестандартные решения. Все это приводит к необходимости разработки новых высокоэффективных технологий и подготовки соответствующих специалистов-разработчиков.

Процессы развития экономики, промышленности и технического образования, как отмечает И. Б. Федоров, характеризуется всевозрастающей потребностью в инженерах нового поколения – разработчиках высокоэффективных технологий, владеющих самым современным инструментарием: математикой, методами моделирования, информатикой, управлением [6].

А. П. Булкин, исследуя социокультурную динамику образования и тенденции развития инженерного образования, подчеркивает, что новая образовательная парадигма, ее реализация и оформление в систему непрерывного образования (образование в течение всей жизни) является стратегической целью высшего профессионального образования.

Исследователь отмечает, что процессы технологической модернизации требуют резкого ускорения обновления знаний. Это означает, что запас знаний человека, накопленный за время обучения, устарел за 5 лет трудовой деятельности. Под действие этого явления попадают люди с техническим образованием. Соответственно происходит трансформация подходов в образовании, изменения в целях и содержании, традиционных и инновационных методов и форм обучения и воспитания. Технологический и информационный прогресс перенес акценты с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить», как формировать мышление, как привить тягу к самосовершенствованию, как развить способность к творчеству, к переключению на иную сферу деятельности, подчеркивает автор [2].

На современном этапе система высшего профессионального образования играет все большую роль в жизни общества, причем для каждого отдельного человека его профессиональное образование выступает в двух ипостасях:

- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь – в профессиональном труде;

- как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда [5].

Подчеркивая современные тенденции развития высшего профессионального образования, А. А. Вербицкий отмечает:

- все более глубокое осознание каждого образовательного уровня как органической части системы непрерывного образования, решение проблемы преемственности различных ее ступеней;

- компьютеризацию и технологизацию обучения;

- переход от информативных к активным методам обучения с включением в деятельность обучающих элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы – переход от школы воспроизведения к школе понимания, школе мышления;

- переход к активизирующим, игровым способам организации учебного процесса;

- переход к такой организации взаимодействия педагога и обучаемого, при котором акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность обучаемого [3].

Из вышеперечисленных тенденций наиболее важной и значимой является деятельностная направленность высшего профессионального образования. Как отмечает А. М. Новиков, длительное время российская высшая школа находились на позициях гностического подхода – основной образовательной задачей считалось формирование у студентов прочных систематизированных знаний (умения и навыки всегда выступали второстепенными по отношению к знаниям компонентами). Сейчас, подчеркивает автор, акцент меняется от гностического подхода к деятельностному: основная цель образования рассматривается как формирование способности к активной деятельности, к труду во всех его формах и в том числе к творческому, профессиональному труду. Это, в частности, означает, что сами знания из основной и единственной цели образования превращаются в средство развития личности обучаемых [5].

Таким образом, в современное высшее инженерное образование необходимо включить следующие компоненты:

- этико-гуманистическую (усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного значения, к анализу моральной ответственности будущих специалистов за последствия своей профессиональной деятельности);

- философско-методологическую (выявление и всестороннее использование философского анализа содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью, широкое использование активных методов формирования философских основ мировоззрения);

- интегративно-культурную (основанную на расширении спектра практического использования межпредметных связей на уровне научной и историко-культурной межпредметной синхронизации и межпредметной корреляции);

- социально-презентативную компоненту (предусматривает корреляцию содержания учебных программ с современным уровнем научно-технического знания, политическими, социальными, экономическими реалиями общества на национальном и планетарном уровнях);

- эколого-деятельностную компоненту (направлена на актуализацию внимания к экологическим аспектам будущей профессиональной деятельности студента, а также развития цивилизации в целом);

- эстетико-эмоциональную компоненту (необходимость усиления эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности за счет широкого использования произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, иллюстрирующих смысл, эстетическую и общекультурную значимость изучаемых явлений и законов);

- креативно-развивающую (постепенная замена информативных методов обучения концептуально-аналитическими, способствующими переводу студента из объекта обучения в субъект деятельности, что создает условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный, творческий уровень образования).

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы. Главное назначение инженерного образования – это необходимость сформировать осознанное стремление студента к самопознанию, познанию окружающего мира и его проблем, к продуктивной деятельности. Вуз должен обеспечить всестороннее развитие личности с точки зрения общегуманитарной, социально-экономической, естественнонаучной и общеинженерной подготовки. Его назначение также повышать уровень коммуникационной готовности выпускников к участию в различных сферах социальной жизни. Они должны владеть формами цивилизованного общения и управления, этикой коммуникативных действий.

Появляются гибкие междисциплинарные образовательные программы, о которых еще недавно вузы не могли и мечтать. Причем речь идет о программах как учебно-научных, так и учебно-производственных. Они реализуются совместно с предприятиями, с фирмами, крупными компаниями, которые сегодня уже заявили о себе в регионах. Там же создаются центры информатизации, центры сертификации. Все это вуз организует на своих площадях, с привлечением своих сотрудников, преподавателей, студентов и аспирантов. На сегодня уже сложилось такое понятие: учебно-научные инновационные комплексы. К одному из таких комплексов теперь относится и наш филиал.

 

Литература

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11(04). - С. 3–14.

2. Булкин, А. П. Социокультурная динамика образования [Текст] / А. П. Булкин. – Дубна: Феникс+ - 2001. – 208 с. с илл.

3. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов – 1999 – 75 с.

4. Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке [Текст] / Я. М. Нейматов. – М.: Алгоритм - 2002. – 480 с.

5. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России [Текст] / А. М. Новиков. – М.: ИЦП НПО РАО - 1997. – 254 с.

6. Федоров, И. Б. Новая концепция инженерного образования [Текст] / И. Б. Федоров // Высшее образование сегодня - 2002. - № 11. - С. 24 – 31.

Категория: 3. Социальные институты и коммуникация в современной структуре развития малых городов. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 2085 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика