Воскресенье, 05.05.2024, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 3. Социальные институты и коммуникация в современной структуре развития малых городов.

Центр здорового образа жизни в системе валеологического воспитания студентов

УДК 37.01

ЦЕНТР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ  

 

О.А. Бородина, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны,

oldi17-03@mail.ru

 

Аннотация

В статье обобщается работа центра здорового образа жизни профессионального учебного заведения, указываются его основные задачи, функции, принципы деятельности, направления деятельности.

На систему как общего, так и профессионального образования, как на целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, кроме прочих, задача сохранения психического и физического здоровья человека.

Современная жизнь и высокий темп развития общества предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Однако и сам человек и общество в целом не уделяют должного внимания данной проблеме. Рост заболеваемости среди населения страны, в том числе среди студентов, требует неуклонного совершенствования и научного обоснования их валеологического воспитания и образования.

По нашему мнению, основной целью валеологического воспитания студента является формирование мотивационно - целостного отношения к установке на здоровый образ жизни и самостоятельное укрепление здоровья. Здоровье человека зависит от многих причин, но более всего от образа жизни. Как бы мы не призывали студентов к здоровому образу жизни, если у них нет внутреннего побуждения, то вряд ли какие - либо рекомендации будут востребованы. С нашей точки зрения важное место занимает мотивация, внутреннее побуждение к ведению здорового образа жизни. По сути дела, речь идет о формировании культуры здоровья. Валеологическая культура как часть общей культуры включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на организацию индивидуального здорового образа жизни.

С целью  поддержания благоприятной педагогической и психологической среды для формирования здоровьеохранного мировоззрения, развития навыков здоровою образа жизни, валеологического воспитания студентов, создан Центр Здорового образа жизни (Центр ЗОЖ) на кафедре гуманитарных дисциплин ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК».

Основным видом деятельности, осуществляемым Центром ЗОЖ, является организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

К основным задачам центра относятся:

-  создание новых привлекательных форм организации физкультурно-спортивной деятельности;

-  разработка инновационных проектов, методик и программ физкультурно-спортивной деятельное и. осуществление взаимодействия с гражданами и организациями, занимающимися досуговой деятельностью молодежи.

-  подготовка методических материалов по использованию средств физической культуры и спорта в профилактике пагубных привычек.

Функции Центра:

- создание благоприятной педагогическую и психологическую среды для формирования здоровьеохранного мировоззрения, развития навыков здорового образа жизни;

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающие развитие у подростков и молодежи социально-нормального жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, личных позиций и активности в достижении спортивных результатов, успешного и ответственного поведения в борьбе за спортивные показатели, как личные, так и командные;

- внедрение в спортивно-педагогическую среду инновационные спортивных технологии, обеспечивающих освоение ценностей физической культуры и здорового стиля жизни;

 - развитие эффективных форм и способов организации и проведения позитивно-ориентированной  физкультурно-спортивной  деятельности;

 - повышение профилактики асоциальных явлений в студенческой среде;

 - создание условий для развития и совершенствования индивидуальных способностей студентов, сотрудников, жителей города и района.

Создание Центра ЗОЖ объединяет усилия администрации учебного заведения, института кураторов, преподавателей, медицинских работников при решении воспитательных оздоровительных задач, как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Под руководством заведующего Центром в структуру центра входят: Совет центра, спортивные секции. В Совет Центра входят: заведующий  центром, тренеры секций, преподаватели физической культуры, капитаны спортивных студенческих команд по видам спорта.

В рамках функционирования Центра ЗОЖ медицинские работники изучают состояние здоровья вновь поступивших студентов и распределяют их по состоянию здоровья в соответствующие группы для занятий по физической культуре. Кроме того, медработники ведут просветительскую деятельность, оформляя стенды санбюллетеня актуальной информацией, направленной на поддержание здоровья,  приглашают практикующих специалистов-медиков для бесед со студентами на темы «Здоровый образ жизни у подростков», «Профилактика гриппа и ОРЗ», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Вирусный гепатит»  и др.

Следующим направлением работы по валеологическому воспитанию является деятельность кураторов студенческих групп, которые проводят беседы, круглые столы, лектории, диспуты, викторины на темы: «Как уберечь себя от чумы XXI века?», «Здоровье вашей личности», «Алкоголь и наркотики, вред вашему здоровью», «Откровенно о курении», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.

Преподаватели физической культуры организуют и проводятся заседания секции «Здоровый образ жизни» в рамках «Недели науки» в г. Ливны, где студенты выступают с докладами на темы, посвященные проблемам формирования здорового образа жизни.

В плане работы Центра ЗОЖ – подготовка и участие студенческих команд в городских, областных, региональных соревнованиях, турнирах, подготовка и проведение спартакиады среди студентов групп СПО и ВПО, благоустройство спортивного комплекса и улучшение материальной базы Центра.

В своей деятельности Центр ЗОЖ руководствуется следующими принципами:

Принцип наглядности. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

Принцип доступности и индивидуализации. В основе этого принципа лежит учет особенностей занимающихся и посильность предлагаемых им заданий. Проблема индивидуализации в процессе валеологического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений – общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, а специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности.

Принцип систематичности. Суть этого принципа– регулярность занятий и чередование нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий.

Принцип постепенного повышения требований (динамичности). Этот принцип выражает необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Ефросинин И.Л.,  Кубасов В.И.,  Любимов А.И.  Особенности физкультурно-оздоровительного кооператива в ВУЗе // Тез. докл. Межобл. науч.-практ. конф. "Актуальные вопросы физического воспитания студентов в системе подготовки специалистов народного хозяйства". Белгород, 1989, с. 13 - 14.

2.Крылова Л.М., Гулько Я.Н. Валеология как наука о здоровье и место физической культуры в ней //Актуальные проблемы физической культуры: Матер. регион. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1995. Т. 4, Ч. 1, с. 27 - 30.

3.Прокопенко Т.И. Сравнительный анализ и содержание деятельности оздоровительных Центров // Психолого-педагогические проблемы развития, образования и воспитания личности: Матер. научн. конф. Ставрополь: СГУ, 1997, с. 61- 62.

 

Категория: 3. Социальные институты и коммуникация в современной структуре развития малых городов. | Добавил: Zvyagina (01.03.2011)
Просмотров: 2006 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика