УДК 37.01
ЦЕНТР
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
О.А. Бородина, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин,
ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны,
oldi17-03@mail.ru
Аннотация
В статье
обобщается работа центра здорового образа жизни профессионального учебного
заведения, указываются его основные задачи, функции, принципы деятельности,
направления деятельности.
На систему как общего, так и
профессионального образования, как на целостную государственную структуру,
обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, кроме прочих, задача
сохранения психического и физического здоровья человека.
Современная жизнь и высокий темп развития общества
предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Однако и сам человек и
общество в целом не уделяют должного внимания данной проблеме. Рост
заболеваемости среди населения страны, в том числе среди студентов, требует
неуклонного совершенствования и научного обоснования их валеологического воспитания
и образования.
По нашему мнению, основной целью
валеологического воспитания студента является формирование мотивационно -
целостного отношения к установке на здоровый образ жизни и самостоятельное
укрепление здоровья. Здоровье человека зависит от многих причин, но более всего
от образа жизни. Как бы мы не призывали студентов к здоровому образу жизни,
если у них нет внутреннего побуждения, то вряд ли какие - либо рекомендации
будут востребованы. С нашей точки зрения важное место занимает мотивация,
внутреннее побуждение к ведению здорового образа жизни. По сути дела, речь идет
о формировании культуры здоровья. Валеологическая культура как часть общей
культуры включает в себя не только объективные результаты деятельности людей,
проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные
человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на
организацию индивидуального здорового образа жизни.
С целью поддержания благоприятной педагогической и
психологической среды для формирования здоровьеохранного мировоззрения,
развития навыков здоровою образа жизни, валеологического воспитания студентов,
создан Центр Здорового образа жизни (Центр ЗОЖ) на кафедре гуманитарных
дисциплин ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК».
Основным видом деятельности, осуществляемым Центром
ЗОЖ, является организация физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий.
К основным задачам центра относятся:
-
создание новых привлекательных форм организации физкультурно-спортивной деятельности;
-
разработка
инновационных проектов, методик и программ физкультурно-спортивной деятельное и. осуществление взаимодействия
с гражданами и организациями, занимающимися
досуговой деятельностью молодежи.
-
подготовка методических материалов
по использованию средств физической культуры и спорта в профилактике
пагубных привычек.
Функции Центра:
- создание благоприятной педагогическую и
психологическую среды для
формирования здоровьеохранного мировоззрения,
развития навыков здорового образа жизни;
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающие развитие у подростков
и молодежи социально-нормального жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, личных
позиций и активности в достижении спортивных результатов, успешного и ответственного поведения в борьбе за
спортивные показатели, как личные, так и командные;
- внедрение в спортивно-педагогическую
среду инновационные спортивных технологии, обеспечивающих освоение ценностей
физической культуры и здорового стиля жизни;
- развитие
эффективных форм и способов
организации и проведения
позитивно-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности;
- повышение профилактики асоциальных явлений в
студенческой среде;
- создание условий
для развития и совершенствования
индивидуальных способностей студентов, сотрудников, жителей города и района.
Создание Центра ЗОЖ объединяет
усилия администрации учебного заведения, института кураторов, преподавателей,
медицинских работников при решении воспитательных оздоровительных задач, как в
аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Под руководством заведующего Центром
в структуру центра входят: Совет центра, спортивные секции. В Совет Центра
входят: заведующий центром, тренеры
секций, преподаватели физической культуры, капитаны спортивных студенческих команд по видам спорта.
В рамках функционирования Центра ЗОЖ медицинские
работники изучают состояние здоровья вновь поступивших студентов и распределяют
их по состоянию здоровья в соответствующие группы для занятий по физической
культуре. Кроме того, медработники ведут просветительскую деятельность,
оформляя стенды санбюллетеня актуальной информацией, направленной на
поддержание здоровья, приглашают
практикующих специалистов-медиков для бесед со студентами на темы «Здоровый
образ жизни у подростков», «Профилактика гриппа и ОРЗ», «Профилактика
ВИЧ-инфекции», «Вирусный гепатит» и др.
Следующим направлением работы по валеологическому
воспитанию является деятельность кураторов студенческих групп, которые проводят
беседы, круглые столы, лектории, диспуты, викторины на темы: «Как уберечь себя
от чумы XXI века?», «Здоровье вашей личности», «Алкоголь и
наркотики, вред вашему здоровью», «Откровенно о курении», «В здоровом теле – здоровый
дух» и др.
Преподаватели физической культуры организуют и
проводятся заседания секции «Здоровый образ жизни» в рамках «Недели науки» в г.
Ливны, где студенты выступают с докладами на темы, посвященные проблемам формирования
здорового образа жизни.
В плане работы Центра ЗОЖ – подготовка и участие
студенческих команд в городских, областных, региональных соревнованиях,
турнирах, подготовка и проведение спартакиады среди студентов групп СПО и ВПО,
благоустройство спортивного комплекса и улучшение материальной базы Центра.
В своей деятельности Центр ЗОЖ
руководствуется следующими принципами:
Принцип
наглядности. В процессе физического воспитания
наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся
носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач
всестороннее развитие органов чувств.
Принцип
доступности и индивидуализации. В основе этого принципа лежит учет
особенностей занимающихся и посильность предлагаемых им заданий. Проблема
индивидуализации в процессе валеологического воспитания решается на основе
органического сочетания двух направлений – общеподготовительного и
специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению
обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, а
специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в
избранной деятельности.
Принцип
систематичности. Суть этого принципа– регулярность
занятий и чередование нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий.
Принцип
постепенного повышения требований (динамичности). Этот принцип выражает необходимость
регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое
воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к
занятию, от этапа к этапу.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ефросинин
И.Л., Кубасов В.И., Любимов А.И. Особенности
физкультурно-оздоровительного кооператива в ВУЗе // Тез. докл. Межобл. науч.-практ.
конф. "Актуальные
вопросы физического воспитания студентов в системе подготовки специалистов
народного хозяйства". Белгород, 1989, с. 13 - 14.
2.Крылова Л.М., Гулько Я.Н. Валеология
как наука о здоровье и место физической культуры в ней //Актуальные
проблемы физической культуры: Матер. регион. науч.-практ. конф.
Ростов-на-Дону, 1995. Т. 4, Ч. 1, с. 27 - 30.
3.Прокопенко
Т.И. Сравнительный
анализ и содержание деятельности оздоровительных Центров // Психолого-педагогические
проблемы развития, образования и воспитания личности: Матер. научн.
конф. Ставрополь: СГУ, 1997, с. 61- 62.
|