Суббота, 27.04.2024, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий.

Роль НИРС в подготовке высококвалифицированных специалистов для машиностороительных предприятий г. Ливны

УДК 378.2

 

РОЛЬ студенческой научно-исследовательской работы В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МАШИНОСТОРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ г. ЛИВНЫ

 

А.Л. Миронова, С.В. Киселева, ст. преподаватели,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны,

e-mail: mironova2001@yandex.ru

 

Аннотация

Одним из средств формирования учебно-исследовательской компетентности является научно-исследовательская работа студентов, направленная на повышение качества подготовки специалистов способных быстро адаптироваться к современным условиям развития экономики, на развитие творческих способностей студентов, на их интеллектуальную социализацию и, как следствие повышение востребованности на рынке труда.

В концепции модернизации российского образования особое внимание сосредоточено на проблемах качества образования. Институты образования, в особенности высшая школа, обладают мощнейшим ресурсом, который позволяет обеспечить условия для становления компетентной личности. Понятие «компетентная личность» – с одной стороны – это идеальный результат образовательного процесса, с другой стороны – эта личность, которая в максимальной степени соответствует динамике мирового социокультурного пространства: личность, обладающая готовностью и способностью к максимально продуктивной активности в различных социальных сферах.

Одной из главных целей учебно-научно-производственного комплекса,  является подготовка высококвалифицированных специалистов с профессиональным образованием на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.

Традиционно российская школа использовала научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) для повышения уровня профессиональной подготовки выпускников: студенческий творческий потенциал сравнительно широко применялся при решении актуальных проблем науки и производства. Эта тенденция во многом обусловливала возможность не только развития отечественных научных школ на основе преемственности поколений, но и выявления наиболее одаренных и подготовленных студентов, демонстрирующих способности к научно-исследовательской деятельности.

Возникновение в образовательной парадигме новых ценностей продиктовано необходимостью выживания вузов в новой конкурентной среде, когда требуется постоянное совершенствование работы по повышению качества оказываемых вузом образовательных услуг. Одним из направлений подобного развития является научно-исследовательская работа студентов. Эта работа является составной частью учебного процесса и имеет целью углубление фундаментальных теоретических знаний, обучение студентов основам методики научного исследования, выработку умений и навыков научно-исследовательской работы. Функционирование системы НИРС является не самоцелью, а служит формированию и развитию у студентов творческих созидательных способностей, которые помогают обоснованно и эффективно решать возникающие профессиональные задачи. В современной теории и практике научно-исследовательская деятельность дополняет учебный процесс, а научная работа студентов предполагает их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения.

Необходимо отметить, что важнейшее значение имеет прикладной характер научно-исследовательских работ, отсюда возникает необходимость искать точки соприкосновения с профильными предприятиями.

Основной вопрос, который возникает со стороны руководства предприятий машиностроительного комплекса: что может дать предприятию проведение совместной работы со студентами в рамках НИР?

Для предприятий задача выживания сменяется проблемой модернизации, инновационного развития, именно в данном аспекте можно реализовать одну из точек соприкосновения. Конкретно – это математическое моделирование новых и существующих производственных процессов, создание управляющих программ для обработки на станках с ЧПУ, проектирование специальных инструментов, новых технологических процессов, включая технологическую оснастку и т.д.

Если учебно-научно-производственный комплекс  и предприятие находят точки соприкосновения, то в результате возможно получение инновационного импульса: предприятие получает качественного инженерного работника, знакомого с реалиями производственного процесса, со стремлением реализовывать новые идеи, а университет – базу для знакомства студентов с практической реализацией теорий производственных процессов. Особенно остро данный вопрос встает с введением в образовательную практику стандартов третьего поколения в плане развития профессиональных компетенций.

Студенческая научно-исследовательская работа дает возможность также

послевузовского профессионального образования. Ее концептуальной основой является представление о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые возможности повышения профессионализма в различных областях науки и техники.

Научную работу должны характеризовать оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является здесь принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Содержание научной работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Причем здесь не просто описываются проводимые эксперименты, а проводится их всесторонний анализ, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них. В оценке научной работы немаловажной является роль руководителя, так как здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт.

Помимо этого существует преемственность поколений как одно из основных направлений развития и функционирования научных школ.

Для изложения материала характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на специалистов машиностроительных предприятий с очень высокой профессиональной подготовкой, авторы включают в свою работу весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (чертежи, формулы, диаграммы, принципиальные схемы, графики и т.п.), то есть все то, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с обзором имеющихся работ по данной теме имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в действительности в реальных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость; 4) возможность применения в условиях реального производства результатов эксперимента.

Эксперименты могут проводиться как непосредственно на базе предприятия, так и при помощи математического моделирования исследуемого объекта или процесса.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

Таким образом, обучение с систематическим целенаправленным участием студентов в научной и научно-исследовательской деятельности создает условия для становления образовательной системы, реализующей принципы научного подхода к подготовке высококвалифицированного специалиста.

 

Литература

1.                Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001.- 221с.

2.                Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: "Ось-89", 1997. – 304 с.

 

Категория: 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 2282 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика