УДК 378.2
РОЛЬ студенческой научно-исследовательской работы В
ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МАШИНОСТОРОИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ г. ЛИВНЫ
А.Л. Миронова, С.В. Киселева, ст. преподаватели,
ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», Ливны,
e-mail:
mironova2001@yandex.ru
Аннотация
Одним из
средств формирования учебно-исследовательской компетентности является
научно-исследовательская работа студентов, направленная на повышение качества
подготовки специалистов способных быстро адаптироваться к современным условиям
развития экономики, на развитие творческих способностей студентов, на их
интеллектуальную социализацию и, как следствие повышение востребованности на
рынке труда.
В концепции модернизации российского образования
особое внимание сосредоточено на проблемах качества образования. Институты
образования, в особенности высшая школа, обладают мощнейшим ресурсом, который
позволяет обеспечить условия для становления компетентной личности. Понятие
«компетентная личность» – с одной стороны – это идеальный результат
образовательного процесса, с другой стороны – эта личность, которая в
максимальной степени соответствует динамике мирового социокультурного
пространства: личность, обладающая готовностью и способностью к максимально
продуктивной активности в различных социальных сферах.
Одной из главных целей учебно-научно-производственного
комплекса, является подготовка
высококвалифицированных специалистов с профессиональным образованием на основе
новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и
культурного развития.
Традиционно российская школа использовала
научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) для повышения уровня
профессиональной подготовки выпускников: студенческий творческий потенциал
сравнительно широко применялся при решении актуальных проблем науки и
производства. Эта тенденция во многом обусловливала возможность не только
развития отечественных научных школ на основе преемственности поколений, но и
выявления наиболее одаренных и подготовленных студентов, демонстрирующих
способности к научно-исследовательской деятельности.
Возникновение в образовательной парадигме новых
ценностей продиктовано необходимостью выживания вузов в новой конкурентной
среде, когда требуется постоянное совершенствование работы по повышению качества
оказываемых вузом образовательных услуг. Одним из направлений подобного
развития является научно-исследовательская работа студентов. Эта работа
является составной частью учебного процесса и имеет целью углубление
фундаментальных теоретических знаний, обучение студентов основам методики
научного исследования, выработку умений и навыков научно-исследовательской
работы. Функционирование системы НИРС является не самоцелью, а служит
формированию и развитию у студентов творческих созидательных способностей, которые
помогают обоснованно и эффективно решать возникающие профессиональные задачи. В
современной теории и практике научно-исследовательская деятельность дополняет
учебный процесс, а научная работа студентов предполагает их самостоятельную
деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения.
Необходимо отметить, что важнейшее значение имеет прикладной
характер научно-исследовательских работ, отсюда возникает необходимость искать
точки соприкосновения с профильными предприятиями.
Основной вопрос, который возникает со стороны
руководства предприятий машиностроительного комплекса: что может дать
предприятию проведение совместной работы со студентами в рамках НИР?
Для предприятий задача выживания сменяется проблемой
модернизации, инновационного развития, именно в данном аспекте можно
реализовать одну из точек соприкосновения. Конкретно – это математическое
моделирование новых и существующих производственных процессов, создание
управляющих программ для обработки на станках с ЧПУ, проектирование специальных
инструментов, новых технологических процессов, включая технологическую оснастку
и т.д.
Если учебно-научно-производственный комплекс и предприятие находят точки соприкосновения,
то в результате возможно получение инновационного импульса: предприятие
получает качественного инженерного работника, знакомого с реалиями
производственного процесса, со стремлением реализовывать новые идеи, а
университет – базу для знакомства студентов с практической реализацией теорий
производственных процессов. Особенно остро данный вопрос встает с введением в
образовательную практику стандартов третьего поколения в плане развития
профессиональных компетенций.
Студенческая научно-исследовательская работа дает
возможность также
послевузовского
профессионального образования. Ее концептуальной основой является представление
о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые
возможности повышения профессионализма в различных областях науки и техники.
Научную работу должны характеризовать оригинальность, уникальность и
неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является здесь
принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и
закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных
позиций или в совершенно ином аспекте.
Содержание научной работы в наиболее систематизированном виде фиксирует
как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные
при этом результаты. Причем здесь не просто описываются проводимые эксперименты,
а проводится их всесторонний анализ, обсуждаются имеющиеся альтернативы и
причины выбора одной из них. В оценке научной работы немаловажной является роль
руководителя, так как здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и
личный опыт.
Помимо этого существует преемственность поколений как
одно из основных направлений развития и функционирования научных школ.
Для изложения материала характерны аргументированность суждений и
точность приводимых данных. Ориентируясь на специалистов машиностроительных
предприятий с очень высокой профессиональной подготовкой, авторы включают в свою
работу весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (чертежи, формулы,
диаграммы, принципиальные схемы, графики и т.п.), то есть все то, что
составляет «язык науки», который понятен только специалистам.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с обзором имеющихся
работ по данной теме имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента
становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; 2)
эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в действительности в реальных
условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость; 4)
возможность применения в условиях реального производства результатов
эксперимента.
Эксперименты могут проводиться как непосредственно на базе предприятия,
так и при помощи математического моделирования исследуемого объекта или
процесса.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный
метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми
затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым
методом и широко распространено в науке.
Таким образом, обучение с систематическим
целенаправленным участием студентов в научной и научно-исследовательской
деятельности создает условия для становления образовательной системы,
реализующей принципы научного подхода к подготовке высококвалифицированного
специалиста.
Литература
1.
Загвязинский В.И.
Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш.
пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001.- 221с.
2.
Кузин Ф.А. Магистерская
диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты.
Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: "Ось-89", 1997.
– 304 с.
|