Суббота, 27.04.2024, 10:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий.

Проблемы устойчивого развития малых городов

УДК 330.322

 

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

 

Т.М. Сидоренко, ст. преподаватель,

Ливенский филиал ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», Ливны,

tasidor@rambler.ru

 

Аннотация

Реализация стратегии устойчивого развития России невозможна без обеспечения устойчивости регионов и городов. Претворение в жизнь экологических программ в городах возможно лишь после достижения стабильности в экономике и социальной сфере.

Комиссией Брундланд устойчивое развитие определено как «развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности». Согласно двум принятым документам Йоханнесбургского саммита (Политической декларации – Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и Плану выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию) приоритет отдается решению социальных вопросов для достижения устойчивого развития, прежде всего, искоренению бедности, развитию здравоохранения и т.д. Следовательно, человечество приняло новую парадигму развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития – природоохранный и экономический – недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др. [5].

Переход государства к устойчивому развитию возможен лишь при обеспечении устойчивости регионов и городов.

По определению ООН, «устойчивый город является городом, в котором достижения в общественном, экономическом, и физическом развитии постоянны. Устойчивый город постоянно обеспечен природными ископаемыми, от которых зависит устойчивое развитие. Устойчивый город поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф». Говоря иначе, по мнению мирового сообщества, устойчивое развитие города обеспечивает его населению безопасность и высокое качество жизни при сохранении природной среды, ресурсов и экологического равновесия всей экономической и общественной деятельности горожан [4].

Устойчивое развитие означает сбалансированное функционирование трех составляющих: качества окружающей среды, качества жизни и экономического развития, поэтому критериями устойчивого развития будут являться комплексные показатели, отражающие развитие города в этих трех областях. Тем более в условиях финансового кризиса нельзя отдавать приоритет экологической составляющей, не восстановив параметры экономического и социального развития.

Рассмотрим ключевые проблемы перехода к устойчивому развитию на примере промышленного города Ливны.

Современные Ливны – второй по величине город в Орловской области – являются одним из ведущих индустриальных центров орловщины. На территории города зарегистрировано более ста предприятий и юридических лиц, занимающихся производственной деятельностью. Среди них – флагманы отечественной промышленности ОАО «Ливгидромаш» (ныне ОАО «ГМС Насосы»), ОАО «Ливныпластик», ОАО «Промприбор», ОАО «Автоагрегат». Доля крупных и средних предприятий города в общем объеме промышленного производства области составляет более 10 процентов [1].

Мировой кризис 2008-2009 гг. негативно отразился и на экономике г. Ливны. Так, объем отгруженных товаров собственного производства (по крупным и средним предприятиям) снизился на 963424 тыс. руб. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. При этом темп роста в действующих ценах составил 81,1% [2]. В целом же индекс промышленного производства по району снизился с 92,4% в 2008 г. до 70,3% в 2009 г. Естественно, отрицательную роль в этом сыграл фактор инфляции, но и производство промышленной продукции в натуральном выражении уменьшилось по отдельным группам в два и более раза. Объем инвестиций в основной капитал сократился на 315668 тыс. руб. Индекс физического объема при этом составил 48,1%. Общий финансовый результат деятельности хозяйствующих субъектов района снизился с 317799 в 2008 г. до 69650 тыс. руб. в 2009 г. (темп роста составил 21,9%).

Также 2009 г. характеризуется снижением расходов бюджета на социально-культурные мероприятия на 15625,9 тыс. руб. При этом удельный вес расходов на здравоохранение и спорт уменьшился с 24,4% до 17%, а затрат на реализацию социальной политики – повысился с 11,5% до 13%. Численность безработных по данным официальной статистики [2] возросла на 147 чел. Однако судя по материалам годовых отчетов крупных промышленных организаций снижение среднесписочной численности составило только за 2009 г. по предприятиям: ОАО «ГМС Насосы» – 260 чел., ОАО «Автоагрегат» – 61 чел., ОАО «Промприбор» – 219 чел., ОАО «Ливныпластик» – 125 чел. Конечно, часть уволенных была трудоустроена на средних и малых предприятиях, однако проблема безработицы значительно обострилась. И это при том, что численность постоянного населения города из года в год сокращается.

Среди показателей социально-экономического развития города Ливны в 2008-2010 годах [2] критерии эффективности использования объектов природопользования и показатели охраны окружающей среды не отражены вовсе, что в целом отражает стратегические приоритеты исполнительных органов местного самоуправления. Анализ данных Федеральной службы государственной статистики свидетельствует о достаточно благополучной экологической обстановке в Орловской области по сравнению с другими субъектами, однако имеют место единичные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, которые способны нанести значительный ущерб окружающей среде. Уставом города Ливны Орловской области [7] закреплено, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города относится к вопросам местного значения, а к полномочиям органов местного самоуправления – принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города. Однако в настоящее время реализуются лишь программы по отдельным направлениям развития.

Для перехода к устойчивому развитию города требуется выработка стратегических установок, учитывающих, во-первых, характер мировых и российских тенденций и ожидаемых изменений в общественной жизни, технологических укладах, экономике и политике, во-вторых, природно-климатические условия на территории, в-третьих, жизненные стандарты, технологический, интеллектуальный и общественный потенциал городского населения, ресурсные возможности поселения, в-четвертых, состояние городской среды. Это достигается в процессе стратегического планирования устойчивого развития города и организации выполнения стратегического плана [4]. Всеобъемлющий же учет экологического фактора в деятельности человека, в конечном счете, позволит ему гармонизировать свои отношения с природой. Безусловно, устойчивое развитие общества будет базироваться на достижениях научно-технического прогресса [6], т.к. инновации играют ключевую роль в развитии экономики малых городов, поскольку они создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства, качество произведенных товаров и услуг, способствуют улучшению качества жизни человека [3].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Информация о городе Ливны // http://www.adminliv.ru/article5

2. Показатели социально-экономического развития города Ливны в 2008-2010 годах // http://www.adminliv.ru/article90

3. Синицина, О.В. Стратегические программы инновационного развития малых городов и механизмы их реализации: Автореферат дис… канд. экон. наук. – Орел, 2009. – 23 с.

4. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска. Проект // http://strateg.novo-sibirsk.ru/SP027-3.htm

5. Стратегия и понятие устойчивого развития // http://www.ustoichivo.ru/biblio/view/28.html

6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Под редакцией А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева – М.: «Экономика», 2002. – 414 с.

7. Устав города Ливны Орловской области // http://www.adminliv.ru/article81

Категория: 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий. | Добавил: Zvyagina (01.03.2011)
Просмотров: 3314 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика