Четверг, 09.05.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий.

Моделирование параметров инвестиционной стратегии промышленного предприятия

УДК 330.322.21

 

моделирование ПАРАМЕТРОВ инвестиционной

стратегии промышленного предприятия

 

Н.Н. Мозгунова, С.А. Гасанова,

МA ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», Мценск,

e-mail: e71n76@mail.ru

 

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы моделирования ключевых параметров инвестиционной стратегии промышленного предприятия, представлена авторская модель инвестиционной стратегии, обоснована необходимость применения математического аппарата при выборе стратегических направлений инвестирования.

Инвестиционное моделирование является одной из перспективных отраслей экономики как науки, т.к. использование моделей при планировании инвестиций позволяет уменьшить неопределенность и риск, связанных с инвестиционной деятельностью предприятия.

Суть инвестиционного моделирования заключается в создании целостной системы подходов, методов и моделей, на основе которой конкретное предприятие, осуществляющее свою деятельность в неопределенных условиях внешней среды, может сформировать оптимальную инвестиционную стратегию.

Создание такой системы предполагает решение следующих основных задач инвестиционного моделирования:

1 Выявление целей инвестиционной деятельности и построение системы критериев, оценивающих степень достижения этих целей.

2 Создание модели внешней среды, включающей в себя основные характеристики среды, их взаимосвязь и возможные будущие состояния.

3 Разработка модели обобщенного инвестиционного проекта, описывающей основные характеристики проектов, их взаимосвязь, а также связь с внешней средой и с системой целевых критериев.

4 Разработка системы ранжирования и отбора проектов для инвестиционного портфеля предприятия в условиях ресурсных ограничений.

На основе решения этих задач формируется оптимальная  инвестиционная стратегия предприятия, общая модель которой представлена на рисунке 1.

Конкретная модель формирования инвестиционной стратегии может иметь различные формы. Наиболее наглядной является матричная форма модели. Рассмотрим основные этапы, из которых состоит процедура построения матричной модели.

 

Рисунок 1 – Модель формирования инвестиционной стратегии

 

На первом этапе строится вектор-прогноз вероятных состояний внешней среды:

Е={Е1, Е2, …, Еm},

где Еj = j1, еj2, ... ,еjk}j-й вариант из т возможных значений параметров внешней среды;

eji = {ej1, ej2 ..., ejk} — значение i-гo параметра в j-м варианте, k – количество факторов, оказывающих влияние на состояние внешней среды.

На втором этапе строится вектор инвестиционных возможностей предприятия:

Х={Х1, Х2, …, Хn},

где Xii-й инвестиционный проект, i=1,2…n.

В начале этого этапа определяются возможные направления инвестиционной деятельности. Затем разрабатываются параллельные и альтернативные варианты инвестиционных проектов по каждому направлению. После этого рассчитываются характеристики каждого проекта, отбрасываются заведомо неэффективные проекты, а число альтернативных проектов сводится до минимума.

Сокращение числа альтернатив предполагает использование процедур отбора наилучших проектов в рамках поставленной задачи при ограничениях на финансовые, трудовые, временные и прочие ресурсы.

На третьем этапе строится матрица предполагаемых результатов реализации проектов размерностью пxт:

Y=|Yij|,

где  Yijоценка результата реализации проекта Xi при значениях параметров внешней среды Еj, i=1,2…n, j=1,2…m.

Результаты реализации проектов могут оцениваться либо по одному, либо по нескольким критериям эффективности. Как правило, при оценке по нескольким критериям один из них является главным, а все другие — вспомогательными. На четвертом этапе проводится анализ доступных предприятию внутренних и внешних инвестиционных ресурсов. С учетом этих ограничений осуществляется отбор проектов, суммарная эффективность которых с точки зрения выбранной системы критериев оценивается как максимальная.

В общем случае проекты {Xi} могут быть взаимозависимы. Это обстоятельство учитывается с помощью матрицы взаимосвязей результатов, которая используется в процедуре отбора проектов.

Разработка стратегии инвестиционной деятельности промышленного предприятия основывается на портфеле возможных инвестиционных проектов. Теоретически эта задача решается достаточно просто, путем включения в план всех проектов, удовлетворяющих требованиям обобщенной оценки в рамках предусмотренного объема финансирования.

При этом необходимо учитывать ограниченность инвестиционных ресурсов. Граница, устанавливающая объем инвестиционных ресурсов, в значительной степени подвижна. При разработке стратегического плана инвестиционной деятельности, приходится принимать решения, ориентируясь, с одной стороны, на ситуацию на рынке капитала, а с другой стороны на стратегические цели развития предприятия и, следовательно, на проекты их реализующие. На практике чаще всего в первую очередь реализуются «жизненно необходимые» проекты, если не реализация этих проектов грозит существованию предприятия.

Процесс формирования стратегического плана инвестиционной деятельности мы рассматриваем как сложное явление, имеющее многоуровневую структуру. Для правильного понимания процессов, происходящих внутри данного явления, необходимо сделать попытку смоделировать закономерности, присущие ему, и на этой основе разработать модель принятия и реализации инвестиционного решения.

Подход к разработке стратегического плана инвестиционной деятельности предприятия аналогичен с инвестиционным проектированием, которое широко используется в международной практике. В экономической литературе предлагается три основных этапа такого проектирования:

-                  прединвестиционный этап;

-                  этап инвестирования;

-                  этап эксплуатация реализованного инвестиционного плана.

Каждый этап имеет свою структуру. Согласно общепризнанному подходу ЮНИДО, в прединвестиционном этапе выделяются четыре стадии.

-                  поиск инвестиционных решений;

-                  предварительная подготовка плана инвестиционной деятельности;

-                  окончательное оформление плана инвестиционной деятельности и оценка его экономической эффективности;

-                  принятие решения о схеме его финансирования.

При кажущейся простоте первая стадия инвестиционного проектирования - поиск и выбор инвестиционного решения - вызывает на практике наибольшие сложности. Это объясняется тем, что любое инвестиционное решение зачастую затрагивает интересы большого числа субъектов. При этом общеизвестно, что успешное осуществление инвестиционного решения возможно лишь при достижении баланса интересов всех причастных к этому решению сторон. Именно этими обстоятельствами определяется особая важность и ответственность поиска и выбора инвестиционного решения.

Следует отметить, что при разработке стратегии инвестиционной деятельности необходимо принять решения: об обязательных инвестициях; инвестициях, направленных на снижение издержек предприятия; инвестициях, направленных на расширение и обновление материальной базы предприятия; на приобретение финансовых активов (образование стратегических альянсов, поглощение предприятий). Кроме указанных направлений инвестиционной деятельности предприятий, особое место занимают инвестиции по освоению новых услуг и рынков, а также по приобретению нематериальных активов (франчайзинг).

Поэтому для моделирования процесса принятия решений при разработке стратегического плана инвестиционной деятельности предприятий может быть использована имитационная модель, в которой объединяются математические и неформальные методы, т.е. строгие способы формализованных моделей с суждениями экспертов.

Моделирование инвестиционной стратегии позволяет оценить влияние различных факторов инвестиционной среды на конечные результаты инвестиционной деятельности, проанализировать различные варианты вложения средств по комплексу показателей и сделать обоснованный выбор, который обеспечит развитие предприятия в конкурентной среде.

Категория: 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 2234 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика