Четверг, 09.05.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий.

Корпоративное управление и информационная прозрачность компаний

УДК 338.24

 

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ

ПРОЗРАЧНОСТЬ КОМПАНИЙ

 

И.Ю. Бочарова, д.э.н.,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Ливны,

e-mail: i-bocharova@yandex.ru

 

Аннотация

В статье рассматривается раскрытие информации о деятельности компании как условие эффективного корпоративного управления. Исследуется современная практика, влияние финансового кризиса на раскрытие информации российскими компаниями, уровень обеспечения ее доступности заинтересованным лицам и направленность на оживление инвестиционного климата, повышение привлекательности предприятий и внедрение лучшей практики корпоративного управления.

Обеспечение информационной прозрачности компаний является важной характеристикой качества корпоративного управления, фактором формирования стоимости компании. Информация должна носить существенный характер, способствовать принятию решений инвесторами, другими заинтересованными лицами компании, формировать обратную связь со стейкхолдерами, оказывающими влияние на деятельность корпорации. Прозрачность информации о компании как эмитенте обеспечивает функционирование рынка ценных бумаг. Она позволяет предоставлять инвесторам данные о практике корпоративного управления, оценивать его уровень и риски инвестирования.

Объем и качество раскрываемой информации во внешней среде, информационную открытость компаний, прозрачность экономических процессов называют транспарентностью. Транспарентность представляет публичное раскрытие надежной и своевременной информации, которая позволяет делать точную оценку финансового состояния, деловой активности, подверженности риску.

В России сложились особые стандарты формирования, раскрытия и распространения корпоративной информации. Основным источником является отчетность, включающая стандартные формы финансовых показателей, доступные пониманию специалистов. Данная информация затрагивает характеристику финансово-хозяйственной деятельности компании и зачастую не содержит практического интереса для деловых партнеров, кредиторов, рейтинговых агентств, финансовых институтов. При анализе информационной открытости российских компаний выделяют ряд сдерживающих факторов:

- применяемая модель учета и отчетности определяет стандарт раскрытия корпоративной финансовой информации с жесткой регламентацией и фискальной ориентацией;

- неполнота раскрытия информации и непривлекательность финансовой отчетности в силу частичного отражения в ней финансово-хозяйственной деятельности;

- невысокая транспарентность российского бизнеса, отсутствие полной и обесценение существующей корпоративной информации;

- недостаточная востребованность финансовой информации деловым сообществом вследствие ее невысокой достоверности и др.

В настоящее время отсутствуют единые однозначные и общепризнанные критерии прозрачности компаний. Существуют различные рейтинги прозрачности, включаемые в общие рейтинги качества корпоративного управления. Рейтинговое агентство Standard & Poor’s, начиная с 2002 г., проводит ежегодные исследования информационной прозрачности российских компаний.

В 2009 году объектом исследования стали 90 крупнейших российских публичных компаний с наиболее ликвидными акциями. На долю компаний, включенных в исследование, приходится около 80 % капитализации российского фондового рынка. В исследовании используется доступная информация публичных источников. В основе методологии S&P лежат 110 критериев, сгруппированных в шесть компонентов: структура собственности, права акционеров, финансовая информация, операционная информация, информация о совете директоров и менеджменте, вознаграждение членов совета директоров и высшего руководства.

Исследования S&P показывают, что, начиная с 2002 г., наблюдается тенденция умеренного роста информационной открытости российских компаний. Это отражает индекс транспарентности, представляющий средний показатель раскрытия информации крупнейшими публичными российскими компаниями. Так, в 2007 г. индекс транспарентности составил 54,6 % по сравнению с 53,5 % в 2006 г. и 50 % в 2005 г.

Исследования 2008 г. отмечают определенный прогресс в раскрытии менее прозрачных элементов информации: публикацию Кодекса корпоративного поведения и этики, календаря важных для акционеров событий, более ранняя публикация финансовой отчетности, раскрытие инвестиционных планов и прогнозов доходов. Но уровень раскрытия информации по ряду вопросов остается низким. Например, слабо раскрыты условия сделок с заинтересованностью, условия договора с аудитором, вознаграждения высшего руководства и др.

Индекс прозрачности российских компаний в 2010 г. вырос и составил около 57,5 %. Исследования показывают, что экономический кризис практически не отразился на динамике прозрачности.

Практика корпоративного управления российских компаний свидетельствует, что повышение транспарентности происходит до определенного уровня, соответствующего требованиям законодательства и приемлемого для международных инвесторов. Дальнейшее повышение прозрачности может потребовать раскрытия более конкретной и специфичной информации, например, подробностей вознаграждения высшего менеджмента и процедур работы совета директоров. К тому же велика опасность недобросовестного использования чрезмерно раскрытой информации компании. Поэтому ее предпочитают не конкретизировать даже самые открытые российские компании. В западной практике раскрытие подобной информации является если не общепринятым, то широко распространенным. Раскрытие информации российских компаний происходит неравномерно (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели раскрытия информации российскими компаниями в 2002-2010 гг., %

Характер раскрытия

информации

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009г.

2010г.

1. Структура

собственности

38

41

45

49

56

59

57

61

62

2. Права

акционеров

22

22

42

49

53

52

53

58

58

3. Финансовая

информация

33

32

38

46

55

55

57

57

60

4. Операционная информация

54

46

59

67

63

61

66

58

59

5. Информация о совете директоров и менеджменте

37

41

52

57

56

63

60

61

60

6. Вознаграждение членов СД и высшего руководства

11

12

22

29

30

22

22

21

26

Как видно из таблицы, стабильно наблюдается наивысший уровень раскрытия операционной информации. Самый низкий уровень раскрытия информации наблюдается о вознаграждении членов совета директоров и высшего руководства. В последние годы повышается раскрытие информации о структуре собственности, совете директоров и менеджменте, правах акционеров. Основным мотивом улучшения раскрытия структуры собственности S&P называет стремление удовлетворить информационные потребности международных инвесторов при проведении IPO.

В последние годы отмечается улучшение практики раскрытия финансовой отчетности по МСФО. Сохраняется недостаточное раскрытие информации о сделках с заинтересованностью, о политике ротации аудитора и др.

Важным фактором, влияющим на степень открытости компаний, является их включенность в листинги основных российских и международных бирж. Наиболее высокие показатели прозрачности демонстрируют компании, имеющие листинг на биржах США (75 % в 2009 г.; 76 % в 2010 г.). У компаний с листингом на основной площадке Лондонской биржи средний балл в 2009 г. составил 64 %, в 2010 г. – 66 %. Компании, имеющие листинг в России, существенно менее открыты и в среднем имеют балл 49 %. Разница в прозрачности объясняется различиями в требованиях к раскрытию информации, сопутствующих соответствующему листингу. Показатель прозрачности компаний, имеющих листинг только на РТС и ММВБ в 2010 г. составил 51 % при количестве 53 компании (в 2009 г. – 49 %).

Финансовый кризис 2008-2009 гг. выявил отсутствие эффективной системы управления инвестиционными рисками в российских компаниях. Важное значение в решении проблемных вопросов отечественного корпоративного управления принадлежит раскрытию корпоративной информации. По результатам опроса руководителей корпоративного блока 50 отечественных компаний, проведенного в 2009 г., к наименее прозрачным сферам относят структуру собственности компаний (38 % опрошенных), информацию о вознаграждении членов советов директоров и высшего руководства (32 %), финансовую отчетность по МСФО (24 %), информацию о работе совета директоров (24 %) и о правах акционеров (14 %). Проведенный опрос отразил недостаточное развитие механизма контроля за своевременным и полным раскрытием информации о финансово-хозяйственной деятельности компаний.

В целях оптимизации раскрытия информации компаниями и реформирования информационного сектора целесообразно:

- изменить стандарты раскрытия информации, перейти на МСФО;

- развивать корпоративную культуру, расширить доступ к финансовой информации;

- снизить информационные риски на финансовых рынках;

- повысить финансовую грамотность населения и др.

Следование в своей деятельности принципам корпоративного управления ОЭСР позволит компаниям:

- готовить и раскрывать сведения в соответствии со стандартами учета и раскрытия финансовой и нефинансовой информации;

- ежегодный аудит должен проводиться независимым, компетентным и квалифицированным аудитором, предоставляющим объективные заверения совету директоров и акционерам в том, что финансовая отчетность достоверно отражает финансовое положение компании;

- каналы распространения информации должны обеспечивать пользователям равноправный, своевременный и экономичный доступ;

- корпоративное управление должно дополняться эффективным подходом, допускающим и содействующим аналитической и консультационной работе аналитиков, брокеров, рейтинговых агентств.

Таким образом, в практике корпоративного управления значительное внимание отводится вопросам прозрачности компаний и доведения корпоративной информации до стейкхолдеров. Достоверности и своевременности раскрываемой информации предъявляются особые требования. Главным источником информирования стейкхолдеров является финансовая отчетность. Для контроля предоставляемой информации предусмотрен внешний и внутренний аудит. Формирование национальной модели корпоративного управления, внедрение лучшей корпоративной практики транспарентности компаний соответствует нормам цивилизованного предпринимательства и является условием интеграции России в мировое экономическое пространство.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Принципы корпоративного управления ОЭСР / Организация экономического сотрудничества и развития, 2004.

2.      Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 2043-р. [Электронный ресурс]. - // http://www.fcsm.ru

 

Категория: 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 4142 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика