Суббота, 27.04.2024, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий.

Государственная поддержка организаций в процессе кластеризации

УДК 334.758

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОРГАНИЗАЦИЙ

В ПРОЦЕССЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ

 

Далинчук Н.С., к.э.н.,

ЗАО «Гидромашсервис»,

 natalia_dln@mail.ru

 

Аннотация:

Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера. При этом не только предприятия – лидеры кластеров, но и связанные и вспомогательные организации и отрасли обеспечивают внедрение инноваций по линии комплектующих и технологического оборудования, что делает их более конкурентоспособными.

Кластерный подход не только служит средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), но и является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в улучшении торгового баланса региона, увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности. Политика поддержки кластера должна осуществляться на различных уровнях  – федеральном, региональном и муниципальном, причем политика на более низких уровнях зачастую оказывает доминирующее воздействие на развитие кластера.

По мнению Маркова Л.С. [2], функционирование кластера всецело зависит от государственной кластерной политики. В том случае, если обстановка внутри страны разрешает и поддерживает наиболее быструю аккумуляцию специализированных активов и практического опыта – в некоторых случаях просто в силу большего усилия и обязательств, – компании получают конкурентное преимущество. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. И наконец, если обстановка внутри страны вынуждает компании к постоянному обновлению и инвестированию, компании не только получают конкурентное преимущество, но и наращивают с течением времени существующие преимущества.

Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера. При этом не только предприятия – лидеры кластеров, но и связанные и вспомогательные организации и отрасли обеспечивают внедрение инноваций по линии комплектующих и технологического оборудования, что делает их более конкурентоспособными.

В целом, выделяются пять наиболее общих типов кластерной политики:

– политика посредничества, направленная на создание условий для конструктивного диалога внутри кластера и усиление кооперации между его участниками;

– политика стимулирования спроса – формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказ;

– образовательная политика, целью которой выступает формирование необходимых компетенций в регионе;

– политика стимулирования внешних связей, заключающаяся в устранении торговых барьеров, защите прав интеллектуальной собственности, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов;

– политика создания благоприятных структурных условий: макроэкономических, институциональных. Выбор типа кластерной политики обуславливается экономическими, промышленными факторами, потребностями экономики региона и страны, традиционными подходами развития экономических систем страны или региона, особенностями рынка.

Любой кластерный проект предусматривает взаимодействие, учитывающее интересы многих участников. При реализации кластерной стратегии развития территории, особое значение приобретает важность осознания самими фирмами этих возможностей кластерных стратегий в рамках собственных стратегий.

Государственная власть всех уровней (федерального, регионального, муниципального) может привлекать внимание к потенциальным опасностям и возможностям, а также в той или иной мере поддерживать инициативы в этом направлении, содействовать развитию инфраструктуры. Она же может оказывать помощь в устранении барьеров на пути сотрудничества, предоставляя консультационные услуги, а также распространяя передовой опыт формирования и функционирования кластерных промышленно-инновационных систем.

Федеральная, и региональная поддержка производителей может существовать в двух вариантах. Первый из них предполагает прямое снижение или компенсацию тех или иных затрат предприятий. Примером может служить предоставление субсидий – как явных, так и скрытых. В российской промышленности скрытые субсидии, в отличие от явных, используются очень активно – в форме относительно заниженных цен на основные энергоресурсы, включая электроэнергию и газ, заниженных ставок оплаты коммунальных услуг (например, водоснабжения) и транспортных тарифов.

Второй метод поддержки предполагает помощь компании в освоении новых рынков – прямое содействие в продвижении товаров производителей на новые рынки, предоставление им правовой поддержки (в том числе юридическая защита интересов производителей), страхование контрактов, софинансирование маркетинговых расходов, поиск новых контрактов и т.д. Этот метод поддержки известен как ориентированный на расширение спроса для компаний, в противоположность сокращению их расходов. В принципе, оба метода государственной поддержки развития предприятий могут использоваться одновременно. Более того, некоторые данные о формах государственной поддержки производителей в российских регионах свидетельствуют о том, что регионы, активные в стимулировании спроса на продукцию компаний, одновременно склонны оказывать им помощь, снижающую затраты. Однако практика показывает, что один из подходов вынужденно является доминирующим, поскольку оба они прямо или косвенно связаны с размером бюджета соответствующего уровня – либо его доходной частью (первая группа методов поддержки), либо расходной (вторая группа методов поддержки).

Эффективность двух указанных групп методов государственной поддержки производителей существенно различается. В краткосрочном периоде первая группа методов бывает более эффективной, нежели вторая – поэтому такая поддержка обычно практикуется в экстраординарных условиях. В то же время в долгосрочном периоде первая группа методов поддержки оказывает существенное отрицательное влияние на хозяйственные решения экономических агентов, поскольку приводит к искажению стимулов принятия решений. Примером служит продолжающийся рост электроемкости российского промышленного производства. Среди методов первой группы выделяются такие, которые оказывают косвенное воздействие на затраты производителей – например, государственное финансирование подготовки и повышения квалификации работников, объектов инфраструктуры (строительство автодорог и железных дорог, объектов телекоммуникаций и т.д.). Такие меры оказывают непосредственное влияние на затраты компаний и при этом не имеют долгосрочных отрицательных эффектов.

Снижение издержек производителей – один из важнейших элементов поддержки импортозамещающих кластеров. Но при использовании кластерного подхода снижение издержек осуществляется не за счет субсидирования в различных формах, а за счет организации эффективной работы с поставщиками (субконтракторами), за счет внедрения современных методов организации производства, внедрения производительного оборудования, использования сервисных производственно-технологических центров для малого бизнеса и др. [1].

Региональная экономическая политика, по мнению Рисина И.Е [3], может быть нацелена на поддержку производителей путем создания барьеров для их конкурентов либо содействия им в конкурентной борьбе. Преимущество первого типа поддержки (частично объясняющее его широкое распространение в российской промышленности) связано с отсутствием непосредственных затрат государственного бюджета. Преимущество второго типа поддержки связано с тем, что оно придает поддерживаемым компаниям долгосрочную устойчивость.

Объединяя наиболее существенные аспекты рассмотренных форм государственной поддержки кластеров, нужно выделить основные направления содействию развития кластеров.

Во-первых, содействие организационному развитию кластеров. В рамках данного направления предполагается оказание поддержки со стороны органов власти в реализации участниками кластера следующих мероприятий:

– создание специализированной организации развития кластера, обеспечивающей координацию деятельности его участников, которая может создаваться в различных организационно-правовых формах;

– проведение анализа структуры кластера, цепочки производства добавленной стоимости, осуществляемого основными участниками кластера, определение барьеров и возможностей для развития кластера;

– разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей разработку набора кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера;

– установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера.

– реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки) [2].

Во-вторых, содействие реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера и содействие эффективности их взаимодействия. В рамках данного направления государственного содействия развитию кластеров следует выделять несколько аспектов. В числе важнейших направлений развития конкурентного потенциала кластера является реализация мер в области повышения качества управления на предприятиях, базирующихся на его территории, в том числе – в рамках реализации программ распространения лучшей практики, предусматривающих:

– содействие предоставлению консультационных услуг предприятиям участников кластера в области менеджмента;

– проведение систематической работы по выявлению примеров лучшей практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях кластера и содействие их эффективному распространению;

– разработка и распространение руководств и пособий по организации управления с учетом  специфических отраслевых особенностей на предприятиях;

– организация ознакомительных поездок на предприятия соответствующей отрасли, в том числе за рубежом;

– содействие развитию механизмов и практики проведения аудита энергоэффективности (энергоаудита) предприятий отрасли, разработке мер по повышению энергоэффективности предприятий.

качества товаров и услуг, реализуемых организациями, входящими в кластер.

Основными приоритетами кластерной политики в области развития инноваций является:

– содействие проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями кластера, институтами и университетами;

– содействие созданию новых инновационных предприятий, включая:

а) предоставление  консультационной помощи при создании новых инновационных предприятий;

б) содействие в привлечении финансирования, в том числе со стороны индивидуальных инвесторов и венчурных фондов;

в) предоставление услуг бизнес-инкубаторов и технопарков;

– содействие активизации инновационного процесса на предприятиях, включая:

а) развитие механизмов и практики «технологического аудита»;

б) содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР;

в) развитие инфраструктуры и обеспечение высокого качества услуг объектов инновационной инфраструктуры, в том числе -  центров транфера технологий и центров развития дизайна;

г) субсидирование части затрат предприятий по созданию промышленных образцов, по регистрации и правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности .

В-третьих, обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров через повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования, создание промышленных парков и технопарков как инфраструктуры для развития кластеров, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров, реализация мер налогового регулирования для участников кластеров, снижение административных барьеров. Рассмотрим подробнее указанные аспекты.

Основной задачей кластерной политики в области развития системы непрерывного образования является обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по следующим направлениям:

– мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда и планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

– совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования; общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ и образовательной среды образовательных организаций;

– совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки);

– привлечение предприятий кластера к оценке качества (сертификации и аттестация) выпускников образовательных организаций;

– открытие выпускающих кафедр с участием представителей предприятий кластера в вузах и открытие базовых кафедр на предприятиях кластера, организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера;

– вхождение представителей предприятий кластера в наблюдательные и попечительские советы учебных организаций, формирование в рамках предприятий кластера советов и рабочих групп по развитию профессионального образования.

Преимущество промышленных парков состоит в том, что они позволяют ускорить внедрение инвестиционного проекта или начало коммерческой деятельности предприятий. Поскольку пользование услугами промышленных парков носит совместный характер, общие эксплуатационные расходы в промышленных парках часто оказываются ниже рыночных, что обусловливает положительный эффект для развития малых и средних предприятий.

Развитие инженерной  и транспортной инфраструктуры, объектов жилищного строительства в ряде случаев является необходимым условием развития кластеров.

Организационной предпосылкой удовлетворения потребностей организаций кластера в развитии инфраструктуры и жилищного строительства является учет данных потребностей в рамках разработки региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, федеральных целевых программ развития регионов базирования кластеров и в рамках механизма предоставления субсидий на развитие наукоградов.

Одним из направлений развития кластеров является реализация его участниками мероприятий по выявлению административных барьеров федерального, регионального и муниципального уровня, с выработкой предложений по их минимизации.

Реализация государственной кластерной политики предполагает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, объединениями предпринимателей.

Функции по обеспечению инициирования разработки стратегий развития кластеров, содействию их организационному развитию и основному объему финансовой поддержки кластерных инициатив должны реализовываться органами исполнительной власти субъектов  и органами местного самоуправления.

В результате разработки стратегий развития кластеров, осуществляемой на региональном и муниципальном уровнях, должна быть обеспечена возможность эффективного и адекватного учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации региональных и муниципальных стратегий и программ социально-экономического развития, включая проекты развития транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также реализации мер в области поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной и технологической политики, образовательной политики, политики привлечения инвестиций, политики развития экспорта, развития отраслей экономики.

При этом будут созданы предпосылки для эффективного использования механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики, предоставляемой из средств федерального бюджета.

В этой связи основными направлениями кластерной политики на федеральном уровне станет совершенствование механизмов финансовой поддержки развития кластеров, а также обеспечение предоставления необходимой методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки их развитию.

Любая программа государственной поддержки кластера требует финансовых ресурсов. Следовательно финансовый механизм поддержки кластеризации также является частью общей концепции государственной поддержки кластера. В целях расширения использования инструментов финансовой и имущественной поддержки кластерных инициатив предполагается использование следующих механизмов:

– обеспечение интеграции кластерного подхода в разрабатываемые на федеральном уровне отраслевые и секторальные стратегии развития, а также федеральные и ведомственные целевые программы. При этом будет обеспечено увеличение доли проектов, финансируемых с учетом приоритетов развития кластеров, а также отбираемых на конкурсной основе;

– внесение изменений в правила предоставления поддержки субъектам малого предпринимательства, предполагающих распространение механизмов предоставления государственной поддержки, предоставляемой субъектам малого предпринимательства, на субъекты среднего предпринимательства;

– утверждение порядка проведения экспертизы инвестиционных проектов;

– разработка мер по государственной поддержке развития промышленных парков и технопарков;

– разработка мер по развитию механизмов субконтрактации и содействию внедрению отечественными предприятиями и организациями системы менеджмента качества в целях совершенствования цепочек добавленной стоимости;

– разработка конкурсных механизмов финансовой поддержки создания центров общего доступа научным оборудованием в инновационных кластерах и проектов по выполнению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом, в рамках финансирования, предусмотренного утвержденными федеральными целевыми программами;

– развитие механизмов конкурсной поддержки прикладных исследований, проектов частно-государственного партнерства в сфере инноваций и профессионального образования, обеспечивающих предпосылки для развития кластерных проектов.

Крайне важно в рамках государственной поддержки организаций в процессе кластеризации чёткое понимание и представление о сути данного явления в экономике. Следовательно должна существовать информационно-методическая поддержка.

Основными направлениями предоставления методической, информационно-консультационной, образовательной поддержки развития кластеров являются:

– разработка методических рекомендаций, связанных с общими подходами к стратегическому планированию развития кластеров, а также организационному развитию их отдельных типов, в том числе дискретных, процессных, инновационных и «творческих», туристических, транспортно-логистических кластеров;

– разработка методических рекомендаций, связанных с реализацией проектов по различным направлениям развития кластеров, в том числе по  направлениям повышения эффективности системы профессионального и непрерывного образования, стимулирования инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, развития механизмов субконтрактации и повышения качества продукции у предприятий-поставщиков, содействия выходу на внешние рынки,

– реализация специализированных образовательных программ по вопросам разработки и реализации кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях, а также организационному развитию кластеров и реализации кластерных инициатив. В ходе создания учебно-методических материалов, новых форм обучения и организации учебного процесса можно создавать типовые программы подготовки по основным направлениям реализации кластерной политики. Их целью является создание широкомасштабной, единой по своим принципам системы передачи знаний, умений и навыков, необходимых для достижения целей кластерной политики. Эта система позволит в первоочередном порядке подготовить организаторов, экспертов и иных участников проектов по развитию кластеров;

– возложение на государственные институты развития функций предоставления информационно-консультационной поддержки объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационной инфраструктуры;

– предоставление информационной поддержки в продвижении бренда кластеров, направленной на привлечение иностранных инвестиций, содействие экспорту производимых на территории кластера товаров и услуг, а также развитие внутреннего и въездного туризма, - в том числе с использованием инфраструктуры торговых представительств Российской Федерации за рубежом;

– формирование механизмов мониторинга, выявления и распространения лучшей практики в области развития кластеров и реализации кластерных проектов.

Таким образом, государственная поддержка процесса кластеризации должна включать прямую финансовую поддержку специфических проектов, обеспечение выполнения административных процедур, предоставление зданий или других составляющих инфраструктуры, снижение налогов на исследовательские и инновационные расходы, снижение налогов на другие расходы, не связанные с исследованиями и разработками и инновациями, организацию публичных мероприятий (ярмарки, торговые миссии и пр.), обеспечение сетей с университетами, администрацией, обеспечение сетей с фирмами, поддержка в улучшении репутации региона, обеспечение передачи информации (запросы рынка, ситуация на рынке, новые правила и пр.), обеспечение транспортных связей с другими кластерами, географическими областями.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова, Е.В. Проблемы исследования больших систем в экономике [Текст] / Е.В. Акимова, Д.А. Акимов, Э.А. Карпов, В.Б. Крахт // Машиностроение и техносфера XXI века: сборник научных трудов международной научно-технической конференции  – Донецк:ДонНТУ, – 2006 – Т.1, – С. 34-36

2. Марков, Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России [Электронный ресурс] // Научный эксперт : [научный электронный журнал]. - 2007. - № 4. - С. 20-30. - URL: http://www.rusrand.ru/netcat_files/j42007.pdf 

3. Рисин, И. Е.  Государство и бизнес в регионе [Текст] : монография / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2003. – 155с.

Категория: 2. Социально-экономические аспекты функционирования и развития предприятий. | Добавил: Zvyagina (01.03.2011)
Просмотров: 2565 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика