УДК 005.5(075)
Социально
ориентированное развитие малых городов
на основе
инноваций
Д.Н. Торгачев, доцент,
к.э.н.,
ФГОУ ВПО
«Госуниверситет-УНПК»,
е-mail: d_torgachev@mail.ru
Аннотация
Рассматриваются
проблемы развития малых городов в условиях общей
модернизации на основе социальных инноваций, направления и приоритеты
инновационной деятельности, а также современные технологии и формы
частно-государственного партнерства, обеспечивающего социально-экономическую стабильность
в муниципальном образовании
На современном этапе развития в социальной
сфере малых городов наблюдаются следующие тенденции: депопуляция и прежде всего
сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; ухудшение здоровья
населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания);
нарастающая инвалидизация; падение трудовой морали и этики; падение уровня
квалификации и образования, отсутствие возможностей или желания получать
современное образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку; усиление
поляризации доходов населения, более половины детей находятся в группе семей с
доходами ниже прожиточного минимума. В тяжелом состоянии оказались все отрасли
социальной сферы и особенно образование, здравоохранение, пенсионное
обеспечение. Серьезно подорвана социальная инфраструктура.
В сложившейся ситуации, в условиях
динамичных социальных изменений все в большей степени должны утверждаться
инновационные методы и формы управления.
С помощью инновационных технологий можно
своевременно предотвращать и разрешать социальные конфликты, снимать социальное
напряжение, принимать оптимальные управленческие решения. Инновационные
технологии можно представить в виде инновационной системы методов выявления и
использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно
полезного результата при наименьших затратах.
Возможности для применения инновационных
технологий в различных сферах муниципального образования безграничны. Однако
используются они крайне нерационально. Сложилось реальное противоречие между
имеющимся интеллектуальным потенциалом современной теории и практики, и уровнем
ее использования в различных сферах общественной жизни, но особенно в повышении
эффективности муниципального управления.
Одной из главных целей городской
администрации является изучение и внедрение передового, инновационного опыта,
накопленного региональными органами власти при решении различных проблем.
При этом должны быть решены следующие
задачи:
- организован сбор и обобщение передового
опыта в сфере разработки инновационных региональных и местных программ;
- определены лучшие инновационные
программы для их внедрения в городе;
- созданы информационно-справочные
материалы с описанием лучших инновационных программ, технологий их реализации,
а также выработаны рекомендации по их использованию;
- разработаны оптимальные модели и
технологии по решению существующих проблем;
- проведены научно-практические
конференции по существующим проблемам и способам их решения, а также учебные
семинары с руководителями структурных подразделений;
- создан информационно-внедренческий центр
по распространению передового опыта инновационной деятельности в сфере
муниципального управления и местного самоуправления.
Критерием отбора лучших программ являются:
- инновационный характер, новизна и
оригинальность подхода к решению социальных проблем;
- эффективность и результативность,
получение максимальной выгоды для населения при минимальных затратах;
- актуальность и направленность на решение
приоритетных и острых проблем, как для всего города, так и отдельных территорий
(районы);
- возможность реализации программы в городе.
На основе лучших инновационных программ
можно выработать собственные модели и технологии, которые будут способствовать
решению актуальных проблем. Сам выбор и применение этих моделей будет зависеть
от конкретных условий и финансовых возможностей.
Обобщение и внедрение современного
инновационного опыта реализованного в региональных и местных программах
позволит создать механизм повышения эффективности работы муниципальных органов,
развитию инновационного потенциала администрации, совершенствованию системы реализации
целевых программ, укреплению доверия между населением и местной властью, что, в
конечном итоге, поможет в решении сложных социальных проблем.
Этапы внедрения социально ориентированных
инноваций представлены на рисунке 1.
Составной частью будущих организационных
изменений при реализации инновационных программ, является система обучения и
повышения квалификации муниципальных служащих на основе разбора реальных
ситуаций (кейсов). Такая технология позволяет формировать у муниципальных
служащих навыки поиска и внедрения инноваций для решения практических задач.
В настоящее время в малых городах
существует необходимость формирования системы внедрения инноваций. Она должна
иметь следующие обеспечивающие подсистемы:
-
организационную –
состоящую из горизонтальных сетевых структур, включающих государственные и
муниципальные, частные (бизнес) и общественные организации;
-
·техническую –
состоящую из новейших средств вычислительной техники и технологии,
мультимедийные средств и ресурсов;
-
·информационную –
состоящую из информационных систем и технологий, в том числе с использованием
возможностей Интернета (электронный муниципалитет), включая различные средства
массовой информации;
-
научную –
состоящую из собственного научно-консультативного центра, отдельных консультантов
и экспертов;
-
экономическую –
состоящую из средств муниципального бюджета, внебюджетных и привлекаемых
средств;
-
нормативную –
состоящую из нормативно-правовых актов региональных и муниципальных органов.
Рисунок 1 – Механизм реализации социально
ориентированных инноваций в муниципальном образовании
Следует также отработать механизм
стимулирования инновационной деятельности и реализации проектов, а также
экспериментальных программ в городской администрации.
В целом применение инновационных
технологий направлено на повышение эффективности системы муниципального
управления, оптимизацию и обучение современным методам управления муниципальных
служащих, повышению инновационного потенциала города, решению злободневных
проблем.
Практика показывает, что разработка новых
программ довольно трудоемкий процесс, требующий больших трудовых и финансовых
затрат. В этих условиях администрация, как правило, остается в стороне,
выступая только в качестве заказчика, фактически противодействуя инновациям в
своей деятельности. Необходимо превратить ее в активную силу заинтересованную,
разрабатывающую и внедряющую инновации в муниципальном управлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашин В.И. Модернизация должна быть не
на словах, а на деле /материалы круглого стола: «Законодательное обеспечение
модернизации и социальной сферы» – Москва, 2010.-180 с.
2. Плотников А.Н. Механизм управления
инвестициями в инновационную деятельность региона /А.Н. Плотников, И.Б.
Ефименко, Н.В. Казанова. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002.-160 с.
3. Торгачёв Д.Н., Управление
инвестированием социальных программ региона: монография /Д.Н. Торгачев, С.А.
Никитин. – Орел.: Изд-во ОрелГТУ, 2009. – 170 с. |